Глава в монографию об МС-концепции. Предыдущая ("Первобытный коммунизм") -
тут. Следующая ("Азиатский способ производства") -
тут.
Но что же послужило окончанию первобытного коммунизма? Демографический фактор. Или даже так: естественный демографический фактор. …Живые организмы естественно склонны размножаться до доступных им пределов экосистемы. Словно следуя заповеди: «Плодитесь и размножайтесь!» - именно так. И люди тоже.
В условиях естественно же образовывавшегося изобилия, у первобытных людей, как эволюционно непосредственных продолжателей других животных - могло ли быть иначе? Мы даже не обладали тогда общественным сознанием - ибо не было его ещё, человеческого общества: в том наиболее полном смысле чего его нет и поныне, сейчас. Почему я согласен с Марксом в его верном замечании: «Предыстория человечества ещё не кончилась». Человечеству ещё только предстоит стать обществом как действительно одним общим, цельным и заботящимся о своём воспроизводстве таковым, а потому и о каждом из своих членов - что и составит, собственно, грядущий коммунизм.
Но вернёмся к тому первобытному. Уникальное сложение исторических обстоятельств для появления которого мы разобрали в предыдущей главе. И последовавший вместе с чем естественный демографический рост привёл, пусть даже если сперва где локально: но ведь неизбежно с дальнейшим расширением чего - к возвращению «конкурентного общества». Естественно-природного также, как и у других животных. То есть такого, в котором люди вынуждены конкурировать, соперничать друг с другом за выживание. Из-за нехватки даже необходимого на всех (изначально по причине указанного демографического давления!).
Но что же затем? Именно в этот исторический период, очевидно, появляется частная собственность - первоначально в негативном значении: как то, что одни становятся вынуждены защищать от других, для собственного первоочередного выживания. Как уже сказано, по причине нехватки даже необходимого на всех - из-за роста демографического численности… И что же далее?
Простимулированный указанным переход от присваивающего хозяйства к производящему - с целью изменения окружающей среды себе на пользу. В первую очередь, разумеется, производства пищи. Что и стало началом неолита, неолитической революцией*. …Рождается аграрное общество!
Примечания
* Данная точка зрения восходит к Льюису Бинфорду (Lewis Binford) - см., напр.
https://www.journals.uchicago.edu/doi/pdfplus/10.1086/659964 (со стр. 166). Подтверждение ей я склонен усматривать как в осуществившемся с неолитом демографическим скачке (следовательно, что-то до того ограничивало дальнейший рост!)**, так и еще тем более в предшествующей человеческой миграции по миру.
** Из статьи «Неолит» в БРЭ: «Прогресс в хозяйстве сопровождался демографич. скачком…»
https://bigenc.ru/archeology/text/2259844 | Небезынтересно будет упомянуть оттуда же: «Процесс распространения комплекса черт Н. часто называют неолитизацией… Этому способствовал более высокий экономич. потенциал и связанный с ним более быстрый демографич. рост в культурах Н. на фоне соседей…»
Upd. Я еще думал второй абзац дополнить примечаниями, но потом убрал, чтобы не перегружать - а сейчас думаю, может, в виде дополнения к главе снизу дописать? Про: "Человеческая предыстория, как отмечал Маркс, заканчивается высшей и последней стадией классового общества: «буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества»". И что воспринимать коммунизм как цельность человечества свойственно вазюлинской марксистской школе (Виктора Вазюлина), как писал ее представитель Пятаков: "Если бы меня спросили, как можно определить коммуниста, то я бы ответил так - это тот, кто прямо или косвенно проводит жизненную линию, совпадающую с перспективой объединения человечества в единое согласованное целое. А что значит такое целое, которое советский философ В. А. Вазюлин называл органическим? Многим кажется, будто коммунизм - это утопия, идея «рая на „земле“». Это далеко не так. В этом обществе будут свои противоречия, но это будут противоречия другого рода. Коммунизм - такая общественная целостность человечества, при которой противоречия «работают» на его развитие и совершенствование, а не на разрушение и гибель. Советский Союз был первым шагом в эту сторону, поэтому защищать и чтить память о советском опыте - это тоже значит быть коммунистом." А к самому последнему в главе мысль была комм Семаргла изложить
https://8nity.livejournal.com/159756.html?thread=3488524#t3488524