В конце мая сходили на экскурсию в Московский авиационный институт, снова благодаря Лиде и ее работе в Студии.
Экскурсия длилась шесть часов, и было очень круто и интересно. К сожалению, подробный фотоотчет представить я не смогу, так как во многих местах фотографировать не очень рекомендовалось, а в некоторых - вообще строго запрещалось под страхом моментального прекращения экскурсии. А там, где разрешалось, разрешалось с оговоркой о том, что снимки мы делаем только для себя, а не для опубликования. Я, конечно, выкладываю то, что снял, но снял я не много, а читает меня всего пара человек, поэтому, думаю, ничего страшного не случится.
Экскурсия, конечно, была преимущественно для лиц мужского пола: достаточно много технических подробностей, местами не очень понятных человеку, не сильно углубившемуся в тему; много внимания уделяли вооружению самолетов и вертолетов: пушкам, пулеметам, ракетам различного назначения. Начали с демонстрации ранних образцов авиатехники, вернее, их фрагментов, рассказывали про различия в самолетостроении в СССР и за рубежом, наглядно демонстрировали эти различия на обломках самолетов, которых официально у нас вообще не могло быть.
Рассказывали о сложностях разработки отдельных узлов летательных аппаратов; к примеру, даже за создание шасси какого-то самолета в свое время конструкторы получили премию, настолько это была непростая задача; я уж не говорю о двигателях и всяких сложносочиненных узлах и агрегатах. Показывали внутреннюю структуру крыльев, рассказывали про переборки и ланжероны, объясняли что-то про воздухозаборники и сопла. Очень много информации, но слушать и смотреть было на самом деле интересно. Дали походить по салону и посидеть в кабине какого-то старого небольшого пассажирского самолета - изнутри он больше всего был похож на летающий автобус.
Затем отвели в аудиторию, забитую всяческим вооружением. Рассказывали сначала про пулеметы и пушки, про их технические характеристики, особенности монтажа и использования и так далее, потом про боевые ракеты, их виды, их конструкционные особенности и их эволюцию от давно устаревших первых до самых современных образцов. Показывали печатные платы, из которых состоят "мозги" ракеты и которые стоят, по словам экскурсовода, на вес золота или даже дороже. Немного пушек представлено на фото ниже, а вот большинство ракет и их внутренностей было по грифом "секретно".
Затем отвели в мастерские, где показывали фрезеровочные станки и очень подробно рассказывали про технологии 3-D печати с демонстрацией принтеров различных систем и результатов их работы. На мой взгляд, 3-D печати уделили даже слишком много времени, лично мне эта тема была не так интересна, как тема боевых самолетов.
Посетили мы также большой ангар, набитый всякими космическими модулями. Наш экскурсовод признался, что это не совсем его специализация, но на его рассказе это никак не отразилось: все так же живо и доходчиво он излагал историю создания ракет и их компонентов, посадочных модулей и их отдельных узлов.
Во дворе института где-то между корпусами прямо под открытым небом навалены ракетные двигатели. Их даже ничем не накрыли - наш экскурсовод пояснил: "А что им будет? Там самый дешевый материал - это нержавейка."
Дали пощупать и заглянуть внутрь аэродинамической трубы - она так огромна, что ее не монтировали внутри здания, а наоборот, здание строили вокруг нее. Грубо говоря, на втором этаже расположен цех для продувки моделей и узлов, а весь первый этаж под ним занимает труба, по которой воздух возвращается обратно к гигантскому пропеллеру. Рядом с обычной аэродинамической трубой стоит сверхзвуковая, она герметично закрывается люками, а в соседнем корпусе - гиперзвуковая. Первые две трубы для нас, конечно, не запускали, а вот последняя, наоборот, круглосуточно работает, так как, по словам экскурсовода, останавливать ее и снова запускать вышло бы дороже.
Показали авиатренажер, но полетать, конечно, не дали, так как инструктаж каждого участника нашей группы занял бы слишком много времени. Тренажер, в отличие от того, на который нас водила в свое время Брум, неподвижный, но графика у него получше и экран, на который проецируется изображение, пошире, так что эффект присутствия все же некоторый был. Подвижный тренажер у них тоже есть, но при нас он бездействовал.
Из последних и наиболее секретных разработок нам продемонстрировали прототип управляемого боевого робота с топором и автомат Калашникова с вертикальным взлетом. Я, в общем-то, не шучу ни в первом, ни во втором случае.
Я не знаю, можно ли "с улицы" записаться на аналогичную экскурсию, но так или иначе, всем безусловно рекомендую попробовать каким-либо образом туда попасть. Оно того однозначно стоит. Обилие и разнообразие техники, объемы вложенного в ее разработку и создание труда как интеллектуального, так и физического, сложность и многогранность решаемых в процессе ее конструирования задач поражают воображение. И ведь почти все можно пощупать своими руками, покрутить и потеребить.
Ну и немного фото - на них лишь малая доля от того, что мы видели.