Моя вторая как бы командировка занесла меня в Вену.
Причем в результате поиска оптимальных по цене и времени вылета билетов на самолет у меня образовался один совершенно свободный день, который нужно было чем-то занять. В Вене, безусловно, есть на что посмотреть и есть куда сходить, так что мне предстоял мучительный выбор достопримечательностей и составление экскурсионной программы. Однако я принял парадоксальное решение и сразу же по прилету в Швехат сел на автобус и уехал в Братиславу.
Сами посудите: в Вене оказаться несложно, поводов съездить туда можно найти предостаточно. Другое дело Братислава: она гораздо меньше, делать там, по большому счету, почти нечего, поэтому специально туда лететь смысла никакого нет. А тут прямо из венского аэропорта каждые полчаса ходит автобус, который за какие-то пять евро довозит тебя до Братиславы, причем по дороге показывают кино на выбор и дают воду в бутылке. Для сравнения: из того же аэропорта до центра Вены автобус доезжает в четыре раза быстрее, а стоит восемь евро, без какого-либо, конечно же, кино. Выбор очевиден.
О Братиславе и о том, как просто туда добраться из Вены, мне рассказывал еще Паша webboss в далеком 2011 году, так что идея была не новой, а хорошо забытой старой. Просто очень кстати подвернулся повод ее осуществить.
Итак, через час я был в Братиславе - правда, не в историческом центре города, а на какой-то магистрали по другую сторону реки. Карта города у меня в телефоне была, заблаговременно забронированный на одну ночь отель на ней был отмечен, так что беспокоиться было совершенно не о чем. Пройдя мимо какого-то торгового центра, через парк Янка Краля я вышел на берег Дуная, и передо мной предстали Братиславский замок (Град) и старый город.
По мосту Народного восстания, увенчанному смотровой площадкой в виде летающей тарелки, я пересек Дунай, любуясь по пути красочным закатом.
Первым делом я отправился в отель, чтобы заселиться в номер и бросить там вещи. Отель располагался в самом центре города, в здании с очень странной планировкой, с узким внутренним двориком. Прямо подо мной находился салон тайского массажа, но я этим соседством не воспользовался. В номере меня больше всего впечатлила, конечно, огромная кровать с вычурной резьбой по дереву.
На улице уже темнело, но я все же взял фотоаппарат и отправился на прогулку, чтобы не терять попусту время. Как и рассказывал Паша, исторический центр Братиславы оказался в разы меньше венского, обойти его кругом можно, наверное, за полчаса, а за полтора - пройти по всем улочкам хотя бы по разу. Но город довольно уютный, совсем не такой напыщенный, как Вена; с другой стороны, и не такой ухоженный.
А вот это место, на каком-то маленьком старом мосту, показалось мне самым атмосферным во всем городе. Такой миниатюрный кусочек пражского Карлова моста.
Прогулка продолжалась.
Когда окончательно стемнело, я поужинал, зашел в супермаркет за продуктами на завтрак (в отеле ресторана не было, но ситуацию спасал чайник с небольшим запасом чая и кофе) и отправился спать. Под окнами кто-то шумел и с грохотом передвигал стулья, так что заснуть удалось не сразу.
Утром я снова пошел прогуляться по центру, прежде чем выполнить еще один пункт программы - посмотреть замок Девин, что стоит на берегу Дуная почти у границы с Австрией.
Очень удивительно было обнаружить почти в самом сердце старого города такую разруху.
В Братиславе, как мне показалось, удивительным образом сочетаются европейское и постсоветское, западная архитектура и славянский язык, очень близкий и понятный русскому человеку.
Наконец я пришел на автобусную станцию, чтобы сесть то ли на 28-й, то ли на 29-й номер и добраться до Девина. Вообще-то изначально я думал взять напрокат велосипед и докрутить на нем, но по пути ни одного пункта проката не встретил, так что выбрал автобус. Европейская организованность и упорядоченность обошли, к сожалению, автобусную станцию стороной: разобраться в маршрутах, остановках, способах оплаты проезда удалось не сразу. Тетушка в табачном киоске поначалу обиделась на мой английский и гораздо охотнее заговорила со мной, когда я перешел на русский. Продала мне билет до Девина, но не сказала, где ждать автобус. Я час простоял на остановке несуществующего рейса и затем еще полчаса на случайно найденной в отдалении остановке того маршрута, который мне был действительно нужен, прежде чем смог все-таки сесть в автобус и начать наконец движение в сторону замка.
Погода стояла солнечная, но дул очень сильный, холодный и пронзительный ветер. Капюшон моей ветровки, которым я пытался от него защититься, то срывало с головы, то бросало мне же в лицо. Посетителей в замке было немного, но десяток человек можно было насчитать, включая двух русскоязычных теток, которые ехали со мной в одном автобусе.
Замок размерами своими не впечатлял, притом, к моему большому сожалению, самую высокую и интересную его часть закрыли для посетителей по непонятным причинам. Пришлось довольствоваться тем, что осталось.
Прямо по курсу Дунай и Австрия, а справа, за крепостной стеной, в Дунай впадает Морава.
Вот эта часть замка была закрыта.
В полуподвальном помещении - небольшой музей с артефактами, добытыми на раскопках, а также пришедшийся очень кстати сортир.
Вид на Дунай и фундамент какого-то религиозного сооружения.
Завершив осмотр, я спустился почти к воде и по дороге узрел монумент, возведенный, если интернет не врет, в память о четырехстах погибших при попытке сбежать из советской Чехословакии в Австрию.
Девичья башня, вид снизу:
Нужно было добираться обратно до Братиславы - следующим пунктом программы был, конечно же, Братиславский замок. Нельзя было возвращаться в Вену, не осмотрев его поподробнее. Я решил не ждать автобус, потому что ходил он, судя по всему, довольно редко, и пройти обратный путь пешком. Я предвкушал прогулку вдоль Дуная по каким-нибудь пешеходным дорожкам, что-то вроде того, что изображено на фото ниже:
Но в итоге большую часть пути мне пришлось идти по узкой обочине автомобильной дороги, притом довольно оживленной, так как она - самый короткий путь между Девином и Братиславой. По пути увидел каменоломню (судя по названиям остановок автобуса, их там даже две, старая и новая).
К берегу Дуная удалось выйти лишь на подходе к Братиславе. Идти по широкой мощеной набережной было, безусловно, гораздо приятнее, чем по автодороге, к тому же ветер стих и стало гораздо теплее. На холме маячил замок, к которому мне предстояло подняться.
Район вокруг замка застроен относительно современными домами, но улочки узкие и извилистые. Слева ресторан с неблагозвучным названием "Modra Hviezda", провоцирующим на скабрезные шутки.
Ворота, ведущие в замок. Вход бесплатный, в отличие от Девина.
Вид на Дунай, мост Народного восстания и Петржалку, более новый район Братиславы.
Сам замок, как выяснилось, был когда-то полностью разрушен и восстановлен только в прошлом веке. Размеры его оказались несколько скромнее, чем я воображал себе, глядя на его фотографии.
Я обошел его вокруг и, признаться, не счел его каким-либо выдающимся архитектурным творением: мне он показался внешне скучноватым и простым. Но времени, потраченного на его осмотр, мне, конечно же, не жалко - это знаковое место, символ Братиславы, и проигнорировать его я был не вправе.
Спустившись в старый город, я купил билет на автобус до Вены и, имея в запасе еще около получаса времени, совершил прощальный кружок по центральным улочкам Братиславы.
В Вену я приехал уже после захода солнца. По дороге я размышлял о том, правильно ли называть жителей Вены венцами и венками. Но эта проблема тут же померкла перед задачей о корректном наименовании жителей другого австрийского города, в котором я еще не был, но хотел бы когда-нибудь побывать, а именно Граца. В процессе даже родилось два двустишия:
Два братца-грацца
Решили надраться,
Две прачки-грачки
Устроили драчку.
Автобус очень удачно высадил меня минутах в двадцати ходьбы от отеля, так что я пошел пешком. Мой номер в бюджетном двухзвездочном отеле выглядел феерично и был похож на каюту межгалактического лайнера, предельно компактную, но снабженную тем не менее всем необходимым.
Не считая день приезда, в Вене я пробыл полтора дня, но свободными у меня были только вечер первого дня и кусочек второго дня перед отлетом. В первый день почти не переставая лил дождь, но отказать себе в удовольствии прогуляться по одному из красивейших городов Европы я не мог. Было темно и мокро, но Вена все равно вызвала у меня неизменный восторг. На следующий день, когда погода более-менее исправилась, восторг только усилился. Если я не ошибся в расчетах, это был уже четвертый мой визит в Вену, но я не переставал поражаться тому, насколько это уютный, благоустроенный, богатый и нарядный город. Ходить по его центру можно, кажется, бесконечно, и за каждым поворотом, за каждым углом тебя ждет какая-нибудь скульптура, церковь, сквер, просто старый и красивый дом. А от вида Хофбурга, Мариа-Терезиен-платц, Карлскирхе у меня каждый раз просто захватывает дух.
Печально было осознавать, что Москве, в которой я прожил всю свою жизнь и, вероятно, проживу и ее остаток, уже никогда не стать такой, как Вена, но хорошо, что пока еще есть возможность увидеть своими глазами, каким должен быть город, созданный людьми со вкусом и талантом и управляемый людьми, питающими уважение к прошлому.