Восьмое августа было утомительным днем, почти полностью посвященным перемещению наших бренных тел в пространстве.
В восемь утра мы сели на адидасовский трансферный микроавтобус и поехали в Минеральные Воды. Автобус на этот раз был другой, чуть более комфортный (по крайней мере мне почти хватало места для ног), но в него посадили зачем-то двух лишних человек, которые в итоге всю дорогу ехали сидя на полу. Зато хоть поутру было не так душно.
В Минеральных Водах мы вышли на железнодорожном вокзале, так как рейс у нас был вечерний, а день мы собирались провести в Кисловодске. Вообще это была моя идея, заехать на пути туда или обратно в Кисловодск, - я был там один или два раза в раннем детстве, практически ничего из тех поездок не помнил, но мне было любопытно вернуться туда и попытаться вспомнить хоть что-нибудь. Лида мою идею поддержала: в прошлом году она заезжала в Пятигорск, так что Кисловодск по сути оставался единственным крупным и заслуживающим ее интереса городом в окрестностях Минеральных Вод. Вот так очень удачно сложилось, что нам не пришлось искать компромиссы и что наши взгляды на культурную программу совпали.
С нами поехал и Паштет, летевший тем же вечерним рейсом. На вокзале мы в спешном порядке сдали лишние вещи в камеру хранения и пешком направились на автостанцию - Лида заранее нашла какой-то автобусный рейс в Кисловодск. Шли бодро и на автобус успели, однако поездка никакого удовольствия не доставила: он ехал медленно, какими-то окольными путями, сделал кучу ненужных остановок и в итоге привез нас не в центр Кисловодска, а на окраину, откуда до центра пришлось ехать еще на одном автобусе. Мы потратили достаточно много времени и нервов, а могли бы, вероятно, от того же железнодорожного вокзала доехать на электричке. Тот факт, что по пути мы невольно побывали на обзорной экскурсии по Ессентукам, ничуть не ободрял, так как в Ессентуках делать и даже смотреть совершенно нечего.
Так или иначе, наконец мы были в самом сердце Кисловодска.
Паштет купил себе кроссовки, я купил Лиде мороженое, мы втроем купили себе билеты на обратную электричку (автобусом ехать никто по понятным причинам не захотел) и направились в сторону парка. У Паштета была какая-то своя программа, так что он вскоре от нас отделился - мы должны были встретиться позже вечером на вокзале. Мы с Лидой зашли в ресторан перекусить и не спеша зашагали к одному из входов в парк.
Как обычно, нашим штурманом была Лида, вооруженная картами и всем прочим; моей же единственной задачей было увидеть знаменитого кисловодского крокодила. Одним из трех более-менее четких детских воспоминаний о Кисловодске была сделанная дедушкой черно-белая фотография, где я сижу верхом на крокодиле. Я хотел увидеть этого крокодила еще раз и поинтересоваться, как складывалась его судьба с тех пор. Лида уверенно вела меня на эту встречу.
Прокладывая свой путь по дорожкам парка, я сделал вывод, что в этом парке, пожалуй, и заключается весь смысл существования города Кисловодска. Парк огромен - по карте я не сравнивал, но, кажется, он не меньше внутримкадной части Лосинки; при этом, в отличие от последнего, в кисловодском парке присутствует ярко выраженный рельеф.
Там даже есть канатная дорога, ведущая на вершину одного из холмов.
За время, отведенное нам на осмотр парка, мы успели увидеть лишь малую его часть, но даже эта часть произвела очень сильное впечатление. Ухоженный, густо засаженный, уютный, даже не сильно загаженный парк, с целой сетью дорожек и тропинок, ведущими вверх, вниз и во все стороны, с белками, птицами, огромной цветочной поляной - в месте, подобном этому, мне, возможно, захотелось бы проводить много времени на закате лет. Жаль только, что кроме парка, Кисловодск меня ничем больше не привлек.
Лида купила еще одно мороженое для крокодила и вскоре вывела меня к нему.
Крокодил, к сожалению, оказался не тот. То есть да, это тот самый знаменитый кисловодский крокодил, но, по всей видимости, совсем не тот крокодил, с которым я был на фотографии. Тот, кажется, был деревянным и гораздо меньше. Я, впрочем, не особенно расстроился. Мы устроили Лиде небольшую фотосессию на смотровой площадке над цветочной поляной и направились в сторону канатки, чтобы прокатиться на ней в одну, а если время будет поджимать, то и в обе стороны.
Также вниманием не был обойден и местный кот, очень уютно и безбоязненно расположившийся на скамейке в тени деревьев.
Сели на канатку и неторопливо поехали вверх.
Наверху, признаться, ничего примечательного мы не увидели: сверху парк кажется просто одной большой зеленой массой. Ходить по нему гораздо интереснее. Оценив запас времени и найдя его достаточным, обратно мы пошли пешком.
Сделали остановку у причудливо выветренных камней, на которых фотографировались чуть ли не все проходившие мимо.
Нам хотелось обратно пойти другим, более длинным путем, чтобы захватить еще не изведанную часть парка, но был риск опоздать на электричку, так что мы не стали искушать судьбу и вернулись кратчайшей дорогой.
Пройти мимо нарзанной галереи и не заглянуть внутрь мы, конечно же, не могли - тем более что эта галерея была вторым моим детским воспоминанием о Кисловодске (третьим был механический кукольный театр, но я даже и не надеялся, что он мог сохраниться до наших дней).
Надо сказать, что за эти годы я повзрослел: если в детстве нарзан мне казался совершенно невкусным (как из бутылок, так и из источников), то сейчас его вполне можно было пить, а какой-то из сортов был даже ничего на вкус. Главное - не принюхиваться к источаемому им едкому запаху сероводорода.
На электричке мы добрались до Минеральных Вод, причем с гораздо большим комфортом, чем когда ехали в Кисловодск на автобусе. Забрали вещи, не дождались маршрутку до аэропорта и поехали на такси. Перелет до Москвы и путь до дома прошел без приключений; Лида притомилась и по большей части дремала, а я бдил и отслеживал ситуацию.