ГМО

Dec 02, 2011 23:58

Три буквы - а столько много шуму.
Если пытаться изучать, что есть ГМО в состоянии расслабленного пофигизма, то вроде бы и ничего; но если в состоянии глубокого переживания жизни, то, конечно, страшно всё это.
С одной стороны говорят, что ничего плохого в ГМО и нет, они проходят строгую проверку в течении нескольких лет, только после этого их пускают в продажу, ибо боятся, что засудят, если что не так. А тут ведь можно сразу и не понять, что не так, а лишь через несколько поколений. Но тем не менее, крысы становятся более агрессивными на ГМО-шном корме, пчелы погибают на этих плантациях, а божьи коровки становятся бесплодными, поедая тлю, которая кормится на этих полях...
Но главное, что цели, которые преследуют ученые, не достигаются! Ну, не ест эти растения вредитель год, два, а дальше - появляется новый пожиратель-мутант, и все труды напрасны.
Выводят сорта быстрорастущие, так на них урожайность ниже получается.
А не хочет никак человек признать, что он - не царь природы, и все попытки в нее влезть таким грубым образом ни к чему радостному не приводят.
Для интересующихся пройдемте далее, и по цитатам тоже.

Конечно, можно сказать, что человек уже давно влезает в природу со своими экспериментами, однако, была мера. Понятное дело, что сейчас дикорастущие сорта не выращивают, помидоры, яблоки, клубника... - всё это результаты селекции, в результате чего изменяется и ДНК (это же и происходит в генной инженерии). Но есть резкая разница:

Генетически модифицированные (трансгенные) организмы можно определить как организмы, генетический материал которых (ДНК) изменён способом, недостижимым естественным путём в ходе внутривидовых скрещиваний. Для получения ГМО используется технология рекомбинантных молекул.
Но минусы в том, что вместе с данным признаком организм приобретает целый набор новых качеств. Это обусловлено как плейотропным эффектом - явлением, при котором один ген отвечает за несколько признаков, так и свойствами самой встроенной конструкции, в том числе её нестабильностью и регуляторным воздействием на соседние гены. Это и создаёт объективную базу для существования потенциальных рисков при использовании генетически модифицированных растений и полученных из них продуктов.

Другая проблема - сокращение биологического разнообразия на полях выращивания трансгенных культур. Так, в экспериментах, проведённых в Англии, показано, что биологическое разнообразие на таких полях падает в три раза. Причём резкое его снижение характерно как для почвенных организмов, так и для насекомых, амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих.

Однако основные риски использования ГМ-продуктов питания кроются не столько в трансгенном белке, сколько в непрогнозируемом изменении клеточного метаболизма растения в процессе его трансформации, то есть встраивания трансгена в растительный геном. Растения в норме синтезируют десятки тысяч различных веществ, а с учётом того, что в отличие от всех других живых организмов растения имеют так называемый вторичный метаболизм, - сотни тысяч. И невозможно предугадать, какие именно характеристики могут измениться в результате произошедшего трансформационного события. В частности, в ответ на нарушение метаболизма при введении чужеродных генов в растениях могут накапливаться полиамины - органические азотсодержащие основания высокой биологической активности. Они образуются как нормальные продукты обмена веществ растений в микроколичествах. Однако при нарушении обмена веществ в неблагоприятных условиях окружающей среды (засуха, засоление почвы, действие техногенных факторов) возникает опасность накопления этих веществ в клетках до токсических концентраций. Особенно опасна аккумуляция путресцина и кадаверина, которые впервые были открыты ещё в 1885 году как продукты разложения белка гнилостными бактериями и названы «трупными» ядами. Они вызывают отравление, образование язв на коже и слизистых оболочках, способствуют ускоренному развитию раковых опухолей. Полиамины в токсичных количествах могут попадать в организм человека как с некачественными продуктами животного происхождения, так и с растительной пищей. Одной из особенностей ядовитых растений (белладонна и др.) и грибов (мухоморы, бледная поганка) является высокое содержание в них путресцина и кадаверина. Исследования последних лет показали, что при активации экспрессии генов, отвечающих за образование полиаминов, в обычных употребляемых в пищу растениях или их плодах (в частности, в томатах) накапливаются избыточные количества этих соединений.

Мне лично был интересен и сам процесс, и, может быть, даже больше, чем любая полускрытая инфа-писанина.
Вот он:



Чтобы создать генетически модифицированное растение, в его клетки переносят сконструированные в лаборатории гены. Делают это чаще всего одним из двух способов: либо с помощью агробактерий, либо баллистическим методом. В природе почвенная бактерия Agrobacterium tumefaciens внедряет в клетки растений плазмиду (кольцевую ДНК) с геном, вызывающим у растений опухоль - корончатый галл. Для генно-инженерных целей в агро-бактерию вводят плазмиды с геном целевого признака, и она перенесет этот ген в клетки растений. В баллистическом методе растительные клетки бомбардируют микрочастицами золота или вольфрама с нанесенной на них ДНК. Клетки растения с модифицированной ДНК размножают, стимулируют образование проростков и выращивают из них целое растение.

ГМО, человек, интересности

Previous post Next post
Up