ФАШИСТСКАЯ УКРАИНИЗАЦИЯ ДОНБАССА (1)

Dec 09, 2016 01:35






Олег Михайлов

Нашел текст: был опубликован на сайте (http://zadonbass.org/allnews/message.html?id=76879 - ссылка уже устарела)
Это к вопросу о том, что почти 10 лет назад били во все колокола.

Фашистская украинизация Донбасса
[17 апреля 2008г. | 16:16]


«...идут по Украине солдаты группы «Центр»

В.С.Высоцкий

Последнее время складывается устойчивое впечатление, что исторической наукой в нашей стране занимается исключительно Служба безопасности Украины. Все исторические "открытия" обнародуются только на "общественных слушаниях" при СБУ, новые исторические документы печатаются под грифом "рассекречено СБУ", даже немногочисленные исторические выставки устраиваются сотрудниками этой госструктуры, функции которой раньше трактовались несколько иначе. Причем выбор тем этой "исследовательской" работы сравнительно невелик - Голодомор да ОУН-УПА. Казалось бы, столько еще фактически неисследованных тем, "белых пятен" в новейшей истории Украины, что можно было бы как-то разнообразить деятельность "историков" в погонах. Ну, разве не обидно, что прошло столько лет с момента провозглашения независимости Украины - а единственная книга по истории советской украинизации вышла в Москве? А ведь период-то был значительным по своей продолжительности и масштабности.


Но если советскую украинизацию 20-30-х годов хотя бы вскользь упоминают, то уж совсем неисследованной темой (о которой даже до сих пор не принято говорить, не только писать научные работы) является тема фашистской украинизации - кампании по насильственному насаждению украинского языка и идеологии украинского национализма в годы германской оккупации в русскоязычных регионах Украины в 40-е годы. Богатый материал для исследователя этой тематики был рассекречен гораздо раньше нынешних "сенсационных изысканий" от СБУ - еще в начале 90-х, когда был снят гриф "секретно" с хранящихся в государственных архивах Украины газет, которые издавались нацистскими пропагандистами на оккупированной территории. Прошло столько лет - а ни одного мало-мальски серьезного исследования этих уникальных документов не было издано в нашей стране. А ведь это - ценнейший материал для того, чтобы изучить историю своего народа не только по ее официальным трактовкам сначала советских, а затем украинских органов госбезопасности.

Автор этих строк, еще будучи молодым студентом-историком, в начале 90-х изучивший тысячи страниц рассекреченных пропагандистских материалов, давно собирался опубликовать некоторые выдержки из них. Но сейчас подтолкнула меня к этому серия "круглых столов" и выставок, организованных СБУ по "истории украинского националистического подполья в Восточной Украине". Службисты открыли по этому поводу выставку в Донецке и буквально на днях "рассекретили" ряд уголовных дел по этой теме в Киеве. Вывод, который делают сами "изыскатели": националистическое подполье (в первую очередь, ОУН) действовало на Востоке Украины против большевиков и против нацистов на протяжении всего периода фашистской оккупации и после освобождения Востока от немцев. При этом категорически отбрасываются обвинения в пособничестве фашистам со стороны этих самых"подпольщиков".

Обращаю внимание на то, что "историки" из СБУ положили в основу своих "открытий" тома уголовных дел (зачастую давно известных и обнародованных гораздо раньше), которые штамповались пачками в НКВД, ОГПУ и КГБ, даже не сделав попытки критически подойти к этим документам. То есть публике как открытие преподносится факт наличия в СССР"украинского националистического подполья" на основе массы дел, которые были откровенно сфальсифицированы сталинской репрессивной машиной. Авторы сегодняшних "открытий" даже не задумываются над тем, что такими "открытиями" они фактически оправдывают и отбеливают сталинский режим. Ведь в самом деле, из этой логики следует, что Сталин таки имел основания для репрессий, он не высасывал из пальца причины для устранения своих оппонентов! Если СБУ занимает позицию признания дел, позже названных сфальсифицированными, то Тухачевский с Якиром таки были шпионами Германии и Японии? А Зиновьев и Каменев, в самом деле, планировали убийство Кирова и Сталина? И Горького все-таки отравили "врачи-космополиты"? СБУ, приняв на веру обвинительные заключения против "украинских буржуазных националистов", ставит тем самым под сомнение и тысячи заключений о необоснованности репрессий, а значит - и реабилитацию жертв этих репрессий, состоявшуюся в 60-е и 90-е годы. Если мы признаем, что "украинских подпольщиков" осудили не по сфальсифицированным обвинениям, а в связи с их реальной подпольной работой, то надо отменять и результаты судебных заседаний по их реабилитации - а как же иначе?

Но самым трогательным результатом "исторических исследований" от СБУ мне представляются выводы о том, что репрессии против пособников фашистов со стороны советской власти после войны являются борьбой с "украинским национально-освободительным движением". Увидев в числе немногочисленных дел, касающихся Донецкой области (судя по официальному сайту СБУ, таких дел удалось накопать только в количестве 15 шт.), фамилии персонажей, которые постоянно фигурировали на страницах фашистских газет оккупированного Донбасса, автор этих строк решил "рассекретить" давно уже рассекреченные сведения относительно деятельности этих новоиспеченных "героев Украины". Подчеркиваю, львиная доля тех цитат, которые я собираюсь привести тут, никогда, насколько мне известно, не вводилась в публичный оборот с момента снятия с фашистских газет Украины грифа "секретно".

Новые Павлики Морозовы


Всем известна мощь геббельсовской пропаганды. Судя по словам рейхсминистра по делам восточных территорий Альфреда Розенберга, нацистами по состоянию на октябрь 1942 года издавалось в оккупированной Украине 189 газет. Большая часть этих газет выпускалась непосредственно германскими отделами "Пропаганда штаффель", которые не просто курировали выпуск газет, но и участвовали в написании редакционных статей. Конечно, анализируя содержание этих уникальных материалов, следует учитывать, что главная их цель была пропагандистской, а не информационной. Однако это не умаляет значение данных газет как важного исторического источника. Уж точно не менее важного, чем уголовные дела (по реальным или сфабрикованным обвинениям), которые сейчас стали чуть ли не единственным источником "исторических открытий".

Следует не забывать, что основную редакционную работу в оккупационных СМИ, безусловно, выполняли носители украинского и русского языков - в зависимости от языка изданий. Иногда они приходили вместе с фашистами в составе различных "походных групп", иногда нацисты находили их уже на местах из числа украинских националистов, обиженных советской властью. Например, на должность главного редактора "Мариюпольской газеты" (именно так - "Мариюпольской", в дальнейшем - МГ) фашистами был назначен Николай Стасюк, бывший член Генерального секретариата Центральной Рады. При Сталине Стасюк подвергался репрессиям, отсидел символический срок, война застала его на должности сторожа Мариупольского городского сада.

Сейчас его фамилия фигурирует в различных книгах и материалах об ОУН (включая и"рассекреченные СБУ") чуть ли не в качестве лидера подпольного антифашистского сопротивления украинских националистов в Мариуполе. "Доказательством" служит тот факт, что якобы летом 1943 года Стасюк был расстрелян гестаповцами. Честно сказать, не знаю, что именно вменили Стасюку в вину и был ли он расстрелян (подозреваю, что этого не знают и творцы новых исторических мифов). Например, как сейчас помню, в середине 90-х на одном из собраний донецких "свидомых" доказывалось, что тогда же фашисты расстреляли директора Мариупольского театра Андрея Ирия. А рассекреченные на днях материалы СБУ свидетельствуют, что Андрей Ирий-Авраменко был осужден как раз советским судом уже после освобождения Мариуполя от фашистов. При этом, судя по реакции СМИ, Ирий преподносится теперь уже как жертва сталинских репрессий против того самого "украинского подполья". Целый ряд украинских СМИ после выставок СБУ повторил слово в слово фразу о том, что Ирий якобы был осужден за то, что "запрещал подчиненным говорить на русском языке, развесил в здании театра желто-голубые флаги, трезубцы" да к тому же "организовал вечер памяти Тараса Шевченко". Упустили они один маленький нюансик: на самом деле, Ирий был осужден не за это, а за пособничество фашистам в годы оккупации (о чем будет сказано ниже). А трезубцы и все остальное - это были очень показательные, но все-таки эпизоды из показаний свидетелей.

Приведу только несколько цитат из работ "жертв" то ли сталинского, то ли гитлеровского режимов. Вот что, к примеру, писал Стасюк в своей газете от 6 сентября 1942 (с вашего позволения, все цитаты я буду давать на языке оригиналов в той самой стилистике, в которой они составлялись пособниками фашистов): "Коли героїчна німецька армія визволила Україну від жидо-більшовиків, то українська культура буйно розцвіла... Українці! Ми завжди повинні пам’ятати, що волю Україні дала героїчна Німецька Армія, що на Україні полягло багато кращих синів Німеччини... Ми повинні пам’ятати, що, як у 1918 р., так і тепер німці були і є нашими найкращими друзями і без Німеччини не може бути і мови про відродження української нації". Правда, любопытные слова для "антифашиста-подпольщика"? Представляете эдакого мариупольского Олега Кошевого, который прилюдно прославляет фашистов, призывает к сотрудничеству с ними, вносит значительный вклад в пропаганду нацистских идей в массах, а в это время сам со товарищи плетет заговор против прославляемых им нацистов?

Вот еще показательная цитатка из Стасюка: "Приходові німців раділи, крім комуністів, на Україні всі народи. Але найбільш раділи українці. В цьому нічого немає дивного. Повалення більшовицької влади в Москві ще не гарантує українцям національної волі. Нова влада в Москві добровільно не зречеться багатих хлібом і копальнями українських земель. Через це українці є не тимчасові союзники, а довговічної постійної прихильники німецької державної політики. Хайль Гітлер!" (МГ. 8.10.42). Почему-то эти цитаты сейчас не приводятся "историками" в погонах. Думаю, понятно, почему - уж больно не вписываются эти слова в светлый образ антифашистов, который пытаются придать сейчас "украинскому националистическому подполью".

И теперь из этих людей а-ля Стасюк, активно пропагандировавших на Востоке Украины человеконенавистнические, расистские, нацистские идеи, пытаются сделать героев?! Дошло даже до того, что откровенных убийц возводят в ранг "страдальцев". Например, многие СМИ подхватили пафос последних "общественных слушаний" от СБУ, на которых было приведено письмо семьи Павлюков из села Зеленча Хмельницкой области, а также жуткие фотографии из материалов этого дела. В ноябре 1951 г. кто-то из Павлюков написал довольно сумбурное письмо о преследовании его "энкаведистами", перемежая его словами "Слава Украине!", "Героям слава!" и т.д., после чего глава семьи Андрей Павлюк зверски зарубил свою жену, ее сестру и, судя по озвученной СБУ версии, дочь последней Людмилу (ни в СБУ, ни в ретранслировавших ее версию СМИ не обратили внимание на то, что в самом письме значится несовершеннолетняя дочь Павлюка - Катя, что само по себе наталкивает на сомнения в достоверности приведенной версии). После этого сам Павлюк повесился на чердаке дома.

Все это "историки" от СБУ снабдили жуткими фотографиями зарубленного семейства, что не помешало журналистам с придыханием повторять концовку письма: "Може, наші імена будуть прозносити, як буде Україна вільна". А ведь могут и произносить, судя по пафосу "общественных слушаний" и статей, последовавших за ними. И эти люди еще недавно осуждали "подвиг" Павлика Морозова? Я представляю, что о нем говорили бы, если б он достал топор и зверски зарубил собственного отца. А зарубить несовершеннолетнюю девочку в порыве псевдопатриотических чувств - это уже, оказывается, подвиг по нынешним меркам? Эдак убийце еще и "героя Украины" дадут - у нас это легко!

"Віднині доля України зв’язана с долею Великонімеччини"


Газеты, издававшиеся нацистскими отделами пропаганды при активном пособничестве "украинского националистического подполья" (прошу отметить, не я этих людей так назвал), имели ряд характерных особенностей. Они отмечались яростным антисемитизмом, проповедовали радикальный украинский национализм (заметьте, эту идеологию насаждали у нас люди Геббельса!), превозносили до небес "европейский выбор Украины",под которым подразумевалась служба верой и правдой во благо "великой Германии" и "великого фюрера", и одной из главный задач этих газет была целенаправленная кампания с целью убедить население Украины в его кардинальном отличии от русского народа, насадить враждебность к Москве и России. Для реализации этих целей на Украине, включая и ее Юго-Восток, была начата очередная (после советской) массированная кампания украинизации - заметьте, фашистской украинизации! Украинский национализм преподносился жителям оккупированных территорий как "младший брат" германского нацизма. Так, в теоретических материалах о гитлеровской идеологии украинцев призывали вступать в различные националистические организации. Издававшийся в оккупированной Юзовке (немцы именно так называли Сталино, будущий Донецк) "Донецкий вестник" (далее - ДВ), к примеру, оканчивал статью под заголовком "Немецкий национал-социализм и европейские народы" так: "Среди украинского народа действует украинский национализм, который в борьбе за освобождение Украины понес уже столько тяжелых кровавых жертв и которого так панически боялись все враги Украины" (ДВ. 20.11.41).

Усилиями оккупационной прессы делались попытки насаждения ксенофобии и антисемитизма. В этом смысле украинская пресса ничем не отличалась от стандартов, принятых в нацистской Германии и хорошо изученных историками. Просто человеконенавистнические теории Гитлера переносились на украинскую почву. Устами "патриотического подполья" во всех бедах украинского народа обвинялись евреи. Вот только некоторые заголовки из газет, издававшихся на Востоке Украины: "Европа будет освобождена от жидов", "Жид - паразит в среде всякого народа", "Жид - это враг" и т.д. (такие образчики можно найти чуть ли не в каждом номере оккупационной прессы). Отметим, что для доказательств своих антисемитских теорий нацистская пропаганда активно использовала творчество Тараса Шевченко.

При этом, конечно же, антисемитизм тесно увязывался с другой насаждаемой линией - русофобией. Некоторые газеты убеждали читателей в том, что "коварная Москва" специально завозила сюда евреев с тем, чтобы "колонизовать украинскую землю" и "поработить украинский народ". А взамен "купцы-евреи на украинских землях вели русификаторскую политику" (ДВ. 29.01.43).

По своему количеству статьи русофобского, антимосковского содержания шли на втором месте после антисемитских. Вот, к примеру, цитата из статьи некоего О. Самойленко в "Мариюпольской газете": "Для нас Росія була і є найлютішим ворогом... Треба також нагадати деяким особам російської національності, які, живучи тут на Україні, полаштувалися на керівні посади, в містах чи селах... Хай такі люди запам’ятають, що віднині доля України зв’язана с долею Великонімеччини. Всі ті, що не бажають визнати право України, яке дала їй Німеччина, творити нове життя з Великонімеччиною, - будуть у майбутньому стерті з лиця землі, як вороги українського народу... Ми сподіваємось і певні, що німецька влада нам допоможе викорчувати цих прислужників Москви".

Постоянно печатались произведения, претендующие на звание "литературных" и носящие откровенно антирусский характер. Вот, к примеру, какой стишок был опубликован в МГ от 4.07.42:

Москво!..
В обличчя твоє хамське і зухвале
Ми кидаємо виклик нині:
Гниле твоє кубло розторощимо і спалим
За смерть і голод і руїну!!!...
І на холмах твоїх пустельних, зимних
Уткнем свої прапори переможні;
Вберем твій Кремль в пожарищ дими
А лоб твій втопчем в пил дорожний!!!

Для доказательства разности украинского и русского народа привлекались лучшие специалисты Германии. Во многих фашистских газетах Восточной Украины в августе 1942 г. была опубликована статья доктора Пауля Публига, сотрудника германского рейхсминистерства по делам восточных территорий, под заголовком "Украина и Россия". В этой статье "ученый" доказывал, что древней Украине "передало наследство государство готов", то есть, конечно же, древних германцев, которые, в свою очередь, "могут считаться учителями антов", то есть "древних украинцев" (ну, не знал ничего истинный национал-социалист, воспитанный на "Майн кампф", о раскопках в Триполье!). А затем опять-таки немцы (они же викинги) и основали, собственно, древнее украинское государство.

Публиг далее пишет: "Через те під традицією України треба розуміти приєднання її до Европи і відбивання сил, ворожих Европі. Отже історичні традиції України зобов’язують кожного українця покласти всі свої сили в справу велетенської боротьби Німеччини за Европу". И тут доктор Публиг переходит к упоминанию того, что среди украинцев здесь обитает и некий народ "московитов". "Україна буде врешті звільнена за допомогою німецької зброї і німецького управління зпід опіки московітів... Московіти можуть жити в Московії, зберігаючи всі побутові особливості свого життя. Живучи ж на землях інших народів, вони повинні підкорятись інтересам тих народів. Чим краще будуть сприймати московіти европейські традиції і місце України, тим легше їм буде зрозуміти, а томуі визнати переваги українців на Україні" (выделено жирным шрифтом в оригинале). Подчеркиваю, это писал немецкий теоретик национал-социализма. Не правда ли, слушая некоторых современных политиков Украины, наталкиваешься на те же идеи - неужели они учатся по этим разработкам?

"Геть звідси, на Московщину!.. Ласки таких добрих сусідів мі не потребуємо - давно це кажемо. Знайдемо своє щастя у побратимстві з великим німецьким народом", - писала горловская газета "Український Донбас" 29 декабря 1941 г., перепечатывая, кстати, воззвание Организации украинских националистов - это к слову о том, поддерживали ли ОУНовцы фашистов и, наоборот, фашисты ОУНовцев.

Директор кожаного завода Константиновки А. Штанько написал в передовице "Костянтинівських вістей" (далее - КВ) 3 июня 1942 г.: "Серед нас ще немало осіб з українськими прізвищами, котрі, будучи насичені московським духом, вважають, що українці повинні прощати всі варварські атаки Москви уже тому, що російський народ дав значну кількість видатних людей... Але найкраща й найсвідоміша частина українського народу твердо усвідомила собі, що в вікових стражданнях та недолі нашого народу винуваті перш за все кремлівські володарі чужої нам Москви... Звідси цілком зрозумілі віковічні намагання українців звільнитися від московської азіатчини з тим, щоб Україна стала европейською країною, з европейською культурою та цивілізацією". Почти сразу после этой статьи Штанько был назначен заместителем бургомистра оккупированной Константиновки. И, кстати, его фамилия фигурирует в делах, представленных ныне СБУ как свидетельствующих о наличии на Востоке Украины "националистического подполья" - замечательное подполье, печатавшее свои идеологические воззрения в оккупационной прессе, активно сотрудничавшее с властями и даже входившее в оккупационную власть за эти идеи.

Издававшаяся геббельским отделом пропаганды "Мариюпольская газета" в сентябре 1942 г. решила приурочить к 1-й годовщине "освобождения Мариуполя" (читай, фашистской оккупации) литературный конкурс на лучшее "антимоскальское" произведение на украинском языке. Правда, конкурс этот провалился, как и вообще кампания насаждения русофобии в Восточной Украине. К финальной дате конкурса 5 октября (собственно, дата захвата фашистами Мариуполя) в жюри поступило аж 15 "произведений". Судя по фамилиям их авторов, они представляли немногочисленную редакционную группу МГ. В итоге конкурс решили продлить до 20 декабря 1942 г. Но к тому сроку поступило еще 6 "шедевров" тех же авторов, потому конкурс продлили до 1 апреля 1943 г. да так и не завершили. А премировано было лишь одно "произведение" некоего Федора Гайдара, члена мариуполськой "Просвиты". Читатели могут сами оценить "литературный талант" участников конкурса по этому творению:

Радійте всі, хто в серці має
Презирства горде почуття
До більшовицької потвори
Та до московського ярма...
Господь узрів страждання наші
І на моління наші вняв,
Смертельний меч на супостатів
В Німецькій Зброї Він послав.
І гине лютий наш гнобитель,
Жидо-Москва - наш вічний кат,
А над Вкраїною велично
Вже має рідний прапор наш...

Провалился не только "антимоскальский" конкурс. Из газет начала-середины 1943 г., когда фронт уже непосредственно проходил по Донбассу, видно, что фашисты несколько смягчили антирусскую риторику своих пропагандистов, по сути признав провальность русофобской пропаганды на Востоке Украины. Это хорошо видно из "Мариюпольской газеты" от 19 августа 1943 г. Описывая митинг в Юзовке, на который нацисты согнали местных жителей, автор статьи приводит слова некоего пленного советского лейтенанта: "Вы ждете русских... Но не русские, а жиды и коммунисты придут к вам". Как видите, несмотря на два года сплошной русофобской пропаганды, жители Донбасса все равно ждали своих, русских. Именно поэтому значительная часть фашистских газет 1943 г. посвящалась тому, чтобы доказать жителям оккупированной Украины, что в наступающей Красной Армии "вообще не осталось украинцев и русских", а набрана она исключительно из евреев, среднеазиатов, "сибирских народностей" и даже... монголов.

Символы и символичные фигуры


Но это было уже в середине 43-го, когда немцы отступали из Восточной Украины. С середины же 1941 г., когда они туда только пришли, вся пропагандистская машина оккупантов была направлена на насаждение украинской националистической идеологии. Любопытно, что для этого активно использовались и петлюровские кадры, и петлюровская символика, и сам Симон Петлюра, которого нацистская пропаганда активно превозносила как "национального героя Украины". Так, в Харькове фашистами была устроена пышная церемония панихиды на годовщину убийства Петлюры. "Костянтинівські вісті" 23 мая 1942 г. посвятили номер годовщине гибели атамана. Бывший петлюровский сотник Митрофанов (он же был главой константиновских полицаев) написал трогательные воспоминания о Петлюре, обвинил в его смерти, само собой, евреев и Москву, после чего призвал: "Аж ось - час настав! Дивись батьку!.. Знову, як при тобі, золотом сяє Тризуб Святого Володимира на прапорах жовтоблакитних... До зброї, козаки! Помсти! Помсти! - За кров Вождя!"

Трезубцы и сине-желтые флаги активно использовались фактически во всех пропагандистских мероприятиях оккупантов (как это ни пытаются отрицать сейчас). Вот, например, краткое описание празднования "Дня урожая" в Красногоровке (ныне Марьинский район Донецкой обл.), опубликованное в "Донецком вестнике" 9.10.42: всюду развешены портреты Гитлера, Шевченко и Франко, "флаги двух наций - немецкой и украинской", лозунги: "Слава Вождеві німецького народу Адольфу Гітлеру!", "Хай живе вільна Україна!". Тут же укреплены свастика и трезубец. Два раз пели "Ще не вмерла Україна!".Подобные же описания различных идеологических собраний можно найти во многих фашистских газетах.

С начала 1942 г. оккупационная пресса стала печатать статьи о трезубце как о гербе Украины, чуть ли не символизирующим вассальную зависимость Украины от Германии. "Донецкий вестник" писал: "Герб Украины - трезубец. Знак трезубца первоначально был немецким родовым и дружинным знаком... Теперь Германия возвратила гербу его почетное звание, и он вновь стал главным украинским гербом" (ДВ. 29.03.42). Уже с декабря 1941 г. немцами стали выпускаться стенные трезубцы (ДВ. 30.12.41).

В июле 1942 г. "Мариюпольская газета" опубликовала текст гимна "Ще не вмерла Україна!", снабдив его своим комментарием: "Коли могутній Німецький Орел... прогнав геть з України обскублену, задріпану московську гаву и вирвав з її хижих пазурів знедолену чайку Україну,... тоді знову полинули такі рідні, такі енергійно-завзяті звуки українського гімну" (МГ. 3.07.42). Вскоре в том же Мариуполе немецкое командование распорядилось издать текст этой песни тиражом 500 экземпляров и распространить его по учреждениям. В нескольких номерах МГ были опубликованы строгие объявления: "Увага! Всі школи, установи, підприємства повинні мати портрети українського національного поета Т.Г. Шевченка". Тогда же массовыми тиражами стали печататься портреты Шевченко и Гитлера.

Немцы уделяли большое внимание символике. На центральной улице оккупированной Юзовки была устроена мастерская украинских вышиванок, образцы которых обязательно согласовывались с немецким командованием (ДВ. 16.10.42). А в газетах публиковались статьи о том, что традиционно на вышиванках помещались свастики.

Оккупационная пресса активным образом публиковала работы теоретиков украинского национализма. Так, печатались свежие работы Дмитрия Донцова антисемитского содержания. "Донецкий вестник", к примеру, перепечатал 18 декабря 1941 г. статью Донцова о "жидо-большевистской национальной политике на Украине". "Литературой, поэзией, кино и театром - всем этим руководили жиды для того, чтобы убить душу украинского народа и привить в нем сознание, что украинская нация, собственно, никогда и не существовала", - писал Донцов. Отметим, что современные биографы Донцова как-то стыдливо опускают этот период его жизни. В его биографиях сейчас пишут об этих днях: "Находился в эмиграции в Германии". На одном из националистических сайтов я даже прочитал, что "преследуемый гестапо" Донцов уехал... в Берлин! Ну да, куда ж еще ехать от преследований гестапо? Видимо, в связи с этими "преследованиями" нацистские отделы пропаганды и тиражировали статьи Донцова в декабре 1941-го.

Активно публиковался в оккупационной прессе и другой идеолог украинского национализма, один из основателей ОУН Андрей Мельник. С момента старта кампании по набору "украинских добровольцев" (об этом ниже) фашистская пропаганда часто использует его статьи. Так, в июле 1943 г. ДВ опубликовал периодическую вкладку "Украинский доброволец" (ДВ. 4.07.43), в которой помещалась статья Мельника довольно любопытного по современным меркам содержания: "Тільки той, хто правильно зрозумів силу національної єдности, може згуртувати свій нарід і повести на боротьбу за здійснення найкращих ідеалів людства. Такою людиною являється тепер в Німеччині Гітлер... Тепер, коли я дізнався про життя німецького народу, коли зрозумів справжню суть націонал-соціалізму, в мене корінним чином змінився світогляд; я побачив всю правдивість того шляху, яким іде вся Європа". По-моему, данная статья - наглядное опровержение тиражируемых ныне официальными "историками" мифов о том, что Мельник и его ОУН к 1943 г. уже никакого отношения к нацистам не имели. Как видите, и в 1943 г. Мельник активно работает над набором формирований для немецкой армии из числа "украинских добровольцев", вовсю прославляя национал-социализм и Гитлера.

Окончание

бандеровцы, Украинский политолог Владимир Корнилов, Донбасс, фашизм на Украине

Previous post Next post
Up