Спех, ненависть и выборы в Кривозерье

Oct 19, 2012 00:40


Я принимал участие на выборах президента РФ 4 марта в качестве члена участковой избирательной комиссии. На выборах в законодательное собрание оказался в новой для себя роли гражданина и наблюдателя.
Подготовка
На выборы в законодательное собрание я также подавал заявление с просьбой назначить меня в "домашнюю" участковую избирательную комиссию членом комиссии с правом решающего голоса от КПРФ. Заявление подавал с помощью движения «Гражданский контроль» и оно предложило на выбор несколько партий, с которым договорилось о взаимодействии: КПРФ и «Яблоко». Для разнообразия я хотел написать заявление от партии «Яблоко», но был риск, что заявку непарламентской партии могут отклонить в ТИК и в итоге написал от КПРФ.
Закончился сентябрь, а звонка с приглашением на первое заседание УИК №174 все еще не было. Значит, заявку отклонили без объяснения причин. Не звонили и коммунисты, хотя им наверняка должно было быть интересно, почему их кандидат не попал в УИК. В крайнем случае, могли бы предложить мне пойти на выборы в качестве наблюдателя или члена УИК с правом совещательного голоса. Равнодушие оказалось заразным, я решил тихо отдать гражданский долг и на этом закрыть тему.


Пригласительные билеты на выборы в наш аул в этот раз не приносили и поэтому многие жители без них не пошли голосовать - привычка. А вот на выборах президента их разносили по микрорайону аж два раза. Тогда явка была важнее.
Голосование
14 октября в 13 часов 20 минут я приехал к школе №61. У ворот стоял парень в черной куртке и проводил экзитпул проголосовавших. На площадке перед школой стояло три маршрутки с табличками «Выборы». Со стороны сада играла музыка, в фойе торговали недорогой выпечкой.
Я поднялся на второй этаж и поздоровался с председателем УИК №174 Татьяной Быковой и секретарем Ириной Каленовой. Татьяна Сергеевна спросила, почему в этот раз я не работаю на выборах. Ответил, что не позвали. И тут мелькнула шальная мысль: «А вдруг ТИК принял заявление и комиссию сформировали с моим участием? Все работают, а я прогуливаю!» Спросил у председателя, где можно на информационном стенде посмотреть список членов УИК. Татьяна Сергеевна изменилась в лице и посоветовала мне не умничать. Мол, пришли голосовать ― голосуйте на своем участке и не мешайте нам работать.
Пришлось объяснить, что я нахожусь на своем участке. Предъявил паспорт, получил бюллетени, волеизъявился. Когда опустил бланки в урну, заметил, что укрупненная форма протокола абсолютно пуста. Обратил внимание на этот факт председателя УИК. В ответ Татьяна Сергеевна вспыхнула и разразилась тирадой, что если я такой умный и принципиальный, то надо было работать в комиссии, а сейчас нечего людям мешать. Проголосовали ― свободны!
В это время остальные наблюдатели-статисты оживились, но никто не пришел на помощь и не стал требовать выполнения элементарных норм закона о выборах. Наоборот, одна из представительниц от «Единой России» стала защищать УИК. Ко мне стали подходить непонятные личности и заводить беседы по душам. Стоявшая рядом лейтенант полиции погрузилась в дзен и не вмешивалась.
Сюр и ненависть
Я вежливо попросил у секретаря лист бумаги и ручку и начал писать жалобу на имя председателя УИК об обнаруженных нарушениях. Через пять минут я получил в ответ решение №5 УИК №174, которое гласило, что я нарушаю покой на участке и должен быть удален. Если я ничего не путаю, это первый в истории случай удаления избирателя, во всяком случае, поиск в интернете не дал результатов.
Несмотря на сюрреалистичность решения, я принял его спокойно и попросил копию данного решения, поскольку оно принято в отношении меня и пообещал сразу же покинуть участок. Председатель взвилась от такой наглости и приказала девушке-полицейскому вывести меня с участка. Требованию, сотрудника полиции, пусть и спорному, я подчинился беспрекословно.
Впрочем, я не толстовец и сразу же позвонил в «Гражданский контроль», где мне дали консультацию и телефон дежурного областной избирательной комиссии. Дозвонился с четвертого раза и объяснил ситуацию. Дежурный сказал, что я прав и попросил передать трубку председателю. Пришлось вернуться на участок, но Татьяна Быкова отказалась брать телефон, поэтому я попросил дежурного перезвонить на телефон школы. Предупредил, что отойду от участка на безопасное расстояние и буду ждать копию решения на первом этаже школы.
Пока сидел и ждал копию, не отпускало ощущение дежа вю происходящего. Я не понимал, зачем заместитель директора, уполномоченный по правам ребенка в школе, обладатель двух высших образований - юридического и педагогического, так себя ведет. Я не верю, что делегировавшая ее «Единая Россия» под страхом увольнения предлагала нарушать выборные процедуры.


И вспомнилась Червовая Королева - персонаж книги Льюиса Кэррола «Алиса в Стране чудес». Показана как сосредоточие ярости и гнева. На любую проблему у нее всего одно решение: «Отрубить голову!» В главе «Кто украл крендели?» видно, что ее не волнует, виновен Валет или нет. Ей важно отрубить ему голову.
Прошло около четверти часа и я снова перезвонил дежурному по выборам. Он очень удивился, поскольку положительно решил вопрос с председателем УИК. Я вновь поднялся на участок и обнаружил на информационном стенде решение №4 УИК, которым она утвердила список избирательной комиссии. Выходит, до обеда на УИК №174 работала нелегитимная комиссия? Тем не менее, Татьяна Быкова не отдала мне копию решения об удалении и вновь прибегла к услугам лейтенанта полиции Елены Сулеймановой.

image Click to view


Смена роли
Мне порядком надоел этот цирк и я поехал в облизбирком. Время было примерно 16 часов. Когда поднимался по крыльцу, увидел одиноко сидящую на бордюре женщину. Оказалось, это эсер Наталья Подзорова, которую избили утром (!) в Ахунах (!) и она почему-то вызывала себе скорую помощь в облизбирком. У нее была рассечена бровь, кровь залила половину лица, под глазами были синяки, она подволакивала ногу.
Скорая ехала долго. Наталья Подзорова не переставая звонила дежурному и требовала немедленно прислать бригаду медиков. В холл вышел Николай Тактаров и посмотрел на трагедию под окнами. После этого женщину уговорили зайти внутрь здания и ждать приезда врачей в тепле.
Я в свою очередь подал жалобу на неправомерное удаление с участка и попросил принять меры, чтобы мне все-таки отдали копию злополучного решения. Дежурный очень удивился тому, что это еще не было сделано, и заверил, что все решит.
Вечер переставал быть томным и я поехал в «Гражданский контроль». Там меня снарядили направлением наблюдателя от «Справедливой России», редакционным удостоверением и заданием от газеты «Мой район». У меня до сих пор имеется вполне легитимное удостоверение корреспондента «Улицы Московской», которым я последний раз пользовался лет пять назад, но в данной ситуации я хотел чистого эксперимента. Кроме бумаг и памяток меня снабдили цифровой видеокамерой.
А теперь представьте себе глаза председателя УИК №174, когда я вновь появился на участке! Впрочем, я поступил благородно и перед тем, как меня начали регистрировать как наблюдателя спросил, насколько легитимно мое присутствие, поскольку решение о моем удалении никто не отменял. Татьяна Сергеевна не стала думать и убежала звонить и советоваться с кем надо.
Законы УИК
В итоге меня зарегистрировали и предупредили о драконовских решениях УИК, действующих для наблюдателей. Первое: по телефону на участке не разговаривать. Второе: наблюдать только с лавочки и была приложена схема, отрисованная карандашиком. Я попросил копии решений, но мне объявили, что ксерокс сломан. Хочешь ― переписывай, заверим. Фотографировать бумаги запретили, ссылаясь на защиту персональных данных. А если что не так ― отрубить ему голову, т.е. удалить с участка.
Времени до закрытия участка оставалось немного, мне было важно дожить до пересчета голосов, поэтому я максимально вежливо старался решить вопросы взаимодействия с УИК, которые были описаны в памятке наблюдателя. Разрешение было снабжено кучей ограничений собственного изобретения, попытки выяснить, как они соответствуют инструкции ЦИК, успеха не имели. Например, нельзя было снимать лица во время подсчета голосов - только бюллетени и нижнюю половину туловища членов УИК.
Перед закрытием участка я еще раз подошел к председателю УИК и по памятке наблюдателя вежливо показал принципиально важные моменты при подсчете голосов со ссылками на законодательные нормы, чтобы потом не отвлекать ее в процессе подведения итогов. Татьяна Сергеевна клятвенно заверила меня, что все будет только по закону - а как еще иначе?
В самый последний момент на участок влетел крепкий мужчина и сразу ко мне. Представился майором ФСБ Евсюковым. Я не на шутку перетрухнул - вспомнился майор Денис Евсюков, устроивший бойню в супермаркете «Остров». Попросил чекиста показать удостоверение, переписал имя и отлегло от сердца - Есяков Алексей Анатольевич. Пока переписывал данные, заметил на запястье татуировку из букв «SF». Майор потребовал паспорт, грозно посмотрел на меня и спросил, какие на участке нарушения. Я пояснил, что нарушения все описаны в жалобах, которые лежат у председателя УИК, но чекист ушел так же стремительно, как и появился.
Спешный подсчет голосов
Наконец, закрыли участок. Приступили к гашению бюллетеней. Я включил видеозапись. Татьяна Сергеевна взялась за топор. Ко мне подошла секретарь комиссии Ирина Каленова и попросила отойти. Я сказал, что стою ровно на том месте, которое было обозначено решением УИК о размещении наблюдателей во время подсчета голосов. В ответ мне предъявили свежеиспеченное решение №7 о новом месте размещении наблюдателей и моя позиция была отмечена на нем персонально! Когда у одной женщины в руках «закон», а у другой топор, я не стал спорить и сделал шаг назад и вбок.
В это время Татьяна Быкова положила бланки на пол и собралась рубить уголки. Мне стало жалко школьный пол и я предложил подложить под бюллетени доску. В этот раз доски не оказалось. Я посоветовал рубить частями, используя бланки как чурку. Председатель предложила мне помочь, но я пояснил, что и рад бы, но по закону наблюдатели не имеют права работать с бюллетенями. Тогда бланки стал рубить наблюдатель Василий. Возможно, на этот счет УИК №174 инициировала очередное решение об отмене ограничений для некоторых наблюдателей.
В переносных урнах оказалось 186 бюллетеней. Для сравнения: на выборах в госдуму таких бюллетеней было 64, на выборах президента - 95. Рост в три раза менее чем за год - властям впору всерьез задуматься о народосбережении нашего микрорайона, иначе к следующим выборам больных и инвалидов окажется больше, чем здоровых избирателей. Впрочем, 186 бюллетеней - не предел. Комиссия вновь приходила к старикам, умершим еще зимой. Представляете, каково вдове-старушке, когда спрашивают, где ее муж и будет ли он голосовать?
Когда вскрыли урны, все ринулись раскладывать бюллетени. Я, как и в прошлый раз, призвал не нарушать процедуру и просто пересчитать бюллетени. В ответ председатель сказала, что никто не считает, а просто раскладывают для удобства и потом все сделают по закону. Мало того, у нее якобы есть решение, оговаривающее список людей, которые могут заниматься одновременным (!) подсчетом голосов. Я вспомнил про Валета и Червовую Королеву и не стал спорить.
Вскрыли стационарную урну и бардак повторился. Члены УИК обступили стол и стали одновременно считать голоса. Дальше - больше. Бюллетени порхали, как бабочки уже между тремя столами, все это очень напоминало игру в наперстки. Не прекращая видеосъемку, я написал жалобу на грубое нарушение законодательства и вручил ее председателю. Она обещала ее рассмотреть и дать ответ до подписания протокола.
Кстати, в соседней рекреации работал УИК №173 и там подсчет голосов шел в соответствии с законом - демонстрировался каждый бюллетень и наблюдатели стояли не в пяти метрах от стола, а рядом и все хорошо видели. Все-таки есть примеры грамотной и законной работы на выборах.
Тем временем УИК №174 закончила подсчет голосов и приступила к оглашению результатов - наблюдателям разрешили посмотреть на стопки, на которых лежали листочки с указанием количества. Я попросил пересчитать при мне бюллетени с демонстрацией отметки за конкретную партию или кандидата. Как вы понимаете, закон в этот день на участке №174 взял выходной. Мало того, мне приказали отойти от стола подальше.
Как только данные вписали в увеличенную форму протокола, представители «Единой России» сделали контрольные звонки в свой штаб и вместе с остальными коллегами упорхнули с участка. Ждать копию протокола остался корреспондент «Голоса», меланхоличный наблюдатель от КПРФ, девушка из корпуса «Чистые выборы» (работала от «Партии пенсионеров») и я.
Злополучные итоги
Комиссия приступила к итоговому заседанию. За дверью слышался смех, вот одна из учительниц понесла мыть петрушку. Я переписал в памятку и данные из увеличенной копии протокола, пробежался по цифрам и обнаружил ошибки. Было интересно, заметят ли их учителя.
Дверь класса открылась и Татьяна Сергеевна вышла в верхней одежде, водитель взял мешки с документацией. Наблюдатели спросили копию протокола, я спросил, рассмотрена ли моя жалоба. Не надо меня снимать - взвилась Татьяна Быкова - копию протоколов вам выдаст заместитель! И уехала в ТИК. Кажется, этот поступок удивил даже учителей, которые замерли в оцепенении.
  

image Click to view



Конечно же, копия у заместителя оказалась только одна. Печать председатель увезла с собой в ТИК (очередное нарушение), поэтому мне достался экземпляр с печатью, а остальным наблюдателям - ксерокопии, заверенные только подписью заместителя. В протоколе указано, что в день голосования в УИК №174 не поступило ни одной жалобы, хотя одну я подавал как гражданин, а вторую - как наблюдатель. Ошибку, естественно, никто не исправил.
Утром проверил результаты по своему участку в ГАС-Выборы. Все ожидаемо - законы математики оказались сильнее решения председателя УИК и данные протоколов по одномандатникам и партийным спискам оказались исправлены. Например:

БЫЛО



СТАЛО
Результаты выборов по одномандатному (многомандатному) округуВыборы депутатов Законодательного Собрания Пензенской области пятого созываДата голосования:  14.10.2012Наименование Избирательной комиссииУИК №1741Число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования18592Число избирательных бюллетеней, полученных участковой комиссией15003Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования3424Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования1865Число погашенных избирательных бюллетеней9726Число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования1867Число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования3428Число недействительных избирательных бюллетеней79Число действительных избирательных бюллетеней5219аЧисло открепительных удостоверений, полученных участковой комиссией309бЧисло открепительных удостоверений, выданных участковой комиссией избирателям на избирательном участ299вЧисло избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке29гЧисло неиспользованных открепительных удостоверений19дЧисло открепительных удостоверений, выданных в территориальной избирательной комиссии09еЧисло утраченных открепительных удостоверений09жЧисло утраченных избирательных бюллетеней09зЧисло избирательных бюллетеней, не учтенных при получении0 10Лаврентьев Дмитрий Анатольевич382

72.35%11Ларин Виктор Владимирович99

18.75%12Мирошин Владимир Валентинович19

3.60%13Планин Александр Геннадьевич21

3.98%

По единому округу:
БЫЛО



СТАЛО
Результаты выборов по единому округуВыборы депутатов Законодательного Собрания Пензенской области пятого созываДата голосования: Наименование Избирательной комиссииУИК №1741Число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования18632Число избирательных бюллетеней, полученных участковой комиссией15003Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования3464Число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования1865Число погашенных избирательных бюллетеней9686Число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования1867Число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования3468Число недействительных избирательных бюллетеней99Число действительных избирательных бюллетеней5239аЧисло открепительных удостоверений, полученных участковой комиссией309бЧисло открепительных удостоверений, выданных участковой комиссией избирателям на избирательном участ299вЧисло избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке69гЧисло неиспользованных открепительных удостоверений19дЧисло открепительных удостоверений, выданных в территориальной избирательной комиссии09еЧисло утраченных открепительных удостоверений09жЧисло утраченных избирательных бюллетеней09зЧисло избирательных бюллетеней, не учтенных при получении0 101.1.ЛДПР (Пензенское региональное отделение)31
5.83%112.2.КОММУНИСТЫ РОССИИ (Пензенское областное отделение)20
3.76%123.3.Российская экологическая партия "Зеленые"5
0.94%134.4.КПРФ (Пензенское областное отделение)85
15.98%145.5.политическая партия "Демократическая партия России"3
0.56%156.6.Всероссийская политическая партия "Народная партия России"1
0.19%167.7.Партия пенсионеров России (РО в Пензенской области)14
2.63%178.8.Партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Пензенской области15
2.82%189.9.Пензенское региональное отделение Партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"343
64.47%1910.10.РО Пензенской области Политической партии "ПРАВОЕ ДЕЛО"1
0.19%2011.11.Пензенское РО РОДП "ЯБЛОКО"5
0.94% 
Я осознанно не пишу жалобы в облизбирком по всем нарушениям. Официальная жалоба - это поиск стрелочника и Татьяна Быкова отлично подойдет на эту роль. И не из-за того, что она делала это с каким-то одним ей известным умыслом, а потому что попалась. Итоговые результаты выборов на участке вполне соответствуют моей внутренней оценке и я не собираюсь кричать о вбросах или «каруселях». Мне искренне непонятен этот ненужный азарт, разделение людей на единороссов, эсеров, коммунистов и просто «слишком умных», все то, что противопоставляется духу и букве законодательства о выборах.
В данной ситуации публичная огласка позволит без лишней крови обратить внимание на проблему и заняться не устранением последствий, а проанализировать и принять меры по качественно иной подготовке членов УИК, контролю, правовому и методологическому сопровождению. Времени и сил у облизбиркома для этого предостаточно.
"Улица Московская", 19.10.2012

Законодательное собрание, выборы, записки зануды, Улица Московская

Previous post Next post
Up