Дон. Нижняя часть реки. Важная составляющая Единой Глубоководной Системы России

Dec 09, 2018 08:43



Река Дон. Фото: Михаил Архипов

Дон - крупная река, протекающая на юге Европейской части России, от Тульской до Ростовской областей, впадающая в Азовское море.
Длина реки Дон составляет 1870 км. Бассейн реки Дон имеет площадь 422 000 км кв.

Исток Дона находится в городе Новомосковск Тульской области, на Среднерусской возвышенности, а устье Дона находится в Таганрогском заливе Азовского моря.

В месте наибольшего сближения с Волгой, в 1952 году открыт Волго-Донской судоходный канал, давший выход судам с Волги и Каспия в Азовское и Черное моря.
В это же время на Дону строится Цимлянский гидроузел, плотина которой образовала крупное Цимлянское водохранилище, а на его берегу были основаны города Волгодонск и Цимлянск.

Ниже по течению для повышения глубины до 4 метров в 1970-1980-е годы были построены два гидроузла: Николаевский гидроузел и Константиновский гидроузел.
Еще один, Кочетовский гидроузел, был построен в дореволюционное время, и прошел модернизацию в 1960-х и 2000-х годах.
В ближайшие годы запланировано строительство еще одного гидроузла - Багаевского, строительство которого было запланировано еще в конце 1980-х.

В Дон впадает относительно небольшое количество притоков, они также маловодны и неспособны существенно питать реку водой.
Крупнейшие из них - река Хопёр и судоходный Северский Донец.

Несмотря на то, что Дон в нижней части (от города Калача-на-Дону) входит в Единую глубоководную систему Европейской части России, на реке существует проблема с обеспечением необходимой глубины.

Так на на участке Цимлянское водохранилище - Кочетовский гидроузел она составляет 4 метра, а от Кочетовского гидроузла до Ростов-на-Дону - от 3,5 до 4 в зависимости от погодных и метеоусловий.

Обслуживание судоходной и гидротехнической части на Дону находится в ведении ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация» (Кочетовский гидроузел) и ФБУ «Администрация «Волго-Дон» (Константиновский, Николаевский и Цимлянский гидроузлы).

Судоходство по реке Дон осуществляется от города Лиски (98 км от Воронежа), но только грузовым флотом.Пассажирские суда проходят только по участку Дона от Цимлянского водохранилища и до Азовского моря.
В круизных рейсах теплоходы делают остановки в Ростове-на-Дону, станицах Старочеркасской и Романовской, а также в городе Константиновск. Опционно у некоторых компаний в разные годы были дополнительные экскурсии в Цимлянск и Волгодонск, которые выполнялись автотранспортом из Романовской.

Гидроузлы на реке Дон:
- Багаевский гидроузел;
- Константиновский гидроузел;
- Кочетовский гидроузел;
- Николаевский гидроузел;
- Цимлянский гидроузел

Водохранилища на реке Дон:
- Цимлянское водохранилище

Мосты на реке Дон:
- Автодорожный мост над Константиновским гидроузлом (Константиновск);
- Аксайский автодорожный мост на трассе М-4 «Дон» (Ростов-на-Дону);
- Волгодонский автодорожный и железнодорожный мосты (Волгодонск);
- Ворошиловский автодорожный мост (Ростов-на-Дону);
- Нижнегниловской (Западный) авто-железнодорожный мост (Ростов-на-Дону);
- Ростовский разводной железнодорожный мост (Ростов-на-Дону);
- Ростовский железнодорожный мост в районе Зелёного острова (Ростов-на-Дону);
- Рычковский железнодорожный мост (Цимлянское водохранилище);
- Темерницкий автодорожный мост (Ростов-на-Дону)

Фрагмент взят:


Река Дон

Калач-на-Дону, Атлантика, Таганрог, Кочетовский ГУ, Таганрогский залив, Северский Донец, Атлантический океан, Волго-Донской канал, Волгодонск, Хопер, река, Азов, Цимлянск, география, Черное море, шлюз, Константиновский ГУ, Николаевский ГУ, ВДСК, приток, Дон, Шлюз №15 ВДСК, Цимлянское водохранилище, Хопёр, Азовское море, Ростов-на-Дону, Шлюз №14 ВДСК, Цимлянская ГЭС, мосты, Багаевский ГУ, лоция

Previous post Next post
Up