Константиновский гидроузел на реке Дон. Последний построенный на Дону в советское время
Dec 11, 2018 05:44
Вид на судоходные шлюзы при движении вверх по Дону. 2017 г. Фото: Владислав Прокофьев
Константиновский гидроузел расположен на реке Дон (2974 км Единой глубоководной системы), на южной границе города Константиновск Ростовской области, между Николаевским гидроузлом, находящемся выше на 43 км по течению реки, и Кочетовским гидроузлом, расположенным на 30 км ниже по течению.
Гидроузлы на реке Дон
Строительство низконапорных шлюзов на Нижнем Дону, к которым относится Константиновский гидроузел, было запроектировано еще при строительстве Волго-Донского канала для обеспечения гарантированных глубин до выхода в Азовское море. В 1967 году вышло постановление Минречфлота РСФСР об увеличении гарантированной глубины с 365 см до 400 см. Константиновский гидроузел был построен в 1976-1982 годах. Торжественное открытие гидроузла состоялось 10 декабря 1982 года, а первым судном, прошедшим через гидроузел, стал теплоход «Волго-Дон-215».
Константиновский гидроузел стал последним, после Цимлянской ГЭС (1952) и Николаевского гидроузла (1974), построенным на Дону в советское время. После ввода его в эксплуатацию проблемной для судоходства остался участок реки ниже Кочетовского гидроузла. Ее решение начали сразу после окончания строительства Константиновского гидроузла, приступив к подготовке проекта Багаевского гидроузла. Но запланированное на конец 1980-х годов строительство было отменено из-за экономической ситуации и протестов общественности.
В состав Константиновского гидроузла входит двухниточный шлюз (одна из ниток предназначается для пассажирского местного скоростного и флота, а вторая - для транзитных крупнотоннажных судов), и водосливная плотина, расположенная рядом. Шлюзы Константиновского гидроузла однокамерные, параллельные. Размеры (габариты) камеры основного шлюза составляют: полезная длина 150 метров, ширина - 18 метров, глубины на верхнем и нижнем пороге - 6,2 и 5,4 соответственно. Размеры камеры шлюза для местного и маломерного флота: полезная длина - 60 метров, ширина - 11 метров, глубины на верхнем и нижнем пороге - 6,0 и 2,9 соответственно. В камере Николаевского шлюза суда поднимаются и опускаются на 3,1 метра.
Перед верхними головами шлюза проходит автодорожный десятипролетный мост, имеющий два судоходных пролета, которые ограничены по ширине камерами шлюзов. Высота каждого пролета 20,3 метра от проектного уровня и 16,3 от расчетного.
Нижняя причальная стенка шлюза и основная камера. 2008 г. Фото: Михаил Архипов
Основная камера, вид при заходе снизу. 2010 г. Фото: Иван Загайнов
Автодорожный мост, вид при заходе снизу. 2010 г. Фото: Иван Загайнов [Spoiler (click to open)]
Вид камер шлюза и моста при заходе сверху. 2012 г. Фото: Михаил Архипов
Вид плотины с верхнего бьефа. 2012 г. Фото: Михаил Архипов