Переходим на отечественные суда? Или..

Dec 17, 2022 19:15


Перейти нельзя пересмотреть Сроки перехода на отечественные суда для лоцманских проводок и каботажа назвали нереальными

02.11.2022 года было утверждено Постановление Правительства №1964. Документ определяет виды деятельности, осуществление которых возможно лишь с использованием судов российской постройки.
Часть требований вступает в силу уже с 1 марта 2023 г.

Однако судоходные компании заявляют о невозможности перехода на отечественный флот из-за нехватки судов и судостроительных мощностей.

Заключение о постройке в РФ выдается согласно балльной системе, установленной Постановлением Правительства №719. Баллы начисляются за отечественные судовое комплектующее оборудование (СКО), а также операции, произведенные на российских верфях (закладка, спуск, испытания, сдача судна и пр.).

По новым требованиям отечественный флот понадобится для:
- ледокольных и лоцманских проводок, хранения нефти и газа - с 1 марта 2023 года;
- каботажа, морских перевозок нефти, природного газа и др. - с 1 марта 2026 года;
- гидротехнических работ - с 1 марта 2027 года.

Переход в никуда?Однако представители бизнеса считают выполнение требований постановления нереальным в силу нехватки отечественного флота и судостроительных мощностей.
Об этом было заявлено в ходе расширенного заседания межфракционной рабочей группы «Законодательная поддержка импортозамещения и создания рынков для отечественного бизнеса». Организатором мероприятия выступила Государственная Дума РФ.

Председатель Совета директоров FESCO Андрей Северилов напомнил, что доля их транспортного холдинга в каботаже занимает от 40 до 60% в зависимости от времени года.
При этом каботажные перевозки в отличие от внешнеторговых больших доходов не приносят и имеют скорее социальное значение - обеспечение нужд жителей Дальнего Востока и Арктики.
Судов российского производства во флоте группы практически нет. Аспекты постановления перед его принятием с компанией не обсуждались.

У FESCO вызывают опасения и требования постановления в части лоцманских проводок.
Так, входящий в транспортную группу «Портофлот» обеспечивает 60% всех лоцманских проводок в бухте Золотой Рог во Владивостоке. Все суда предприятия -зарубежного производства.

Соответственно, согласно постановлению после 1 марта 2023 года число лоцманских проводок в бухте Золотой Рог, где проходит 30% всего экспорта через Дальний Восток, может критично сократиться.


«Да, существует проблема старого флота, нужно менять. Но в России спецсудов нет. Более того, их даже в Китае нет», - заявил председатель Совета директоров FESCO.

Как известно, российские верфи «страдают» многими болезнями, в том числе высокой ценой и большими сроками постройки судов.
И непонятно, к каким последствиям может привести неисполнение требования постановления в случае невозможности закупки судоходными компаниями достаточного количества флота у российских судостроителей, отметил Андрей Северилов.

В свою очередь, заместитель генерального директора по флоту и капитальному строительству ООО «Газпром флот» Александр Тархов сообщил, что в компании заменить некоторые суда каботажа не представляется возможным.

«Мы перевозим СПГ по маршруту Бухта Дальняя, Ленинградская область - порт Калининград. И замену 300-метровому газовозу к 2026 году не построим никак.
И к 2028 году тоже. Думаю, что и к 2030 вряд ли», - уверен он.

Единственное место, где сегодня строятся крупнотоннажные суда - ССК «Звезда», - полностью загружен заказами на танкеры для Севморпути. Поэтому построить газовоз для каботажа в настоящее время в России негде.

Требования номинального характера?В ответ на критические замечания представителей деловых кругов отрасли замдиректора Департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга РФ Ирина Ориничева сообщила о вариантах исключений на случай невозможности осуществления перехода.

Действительно, такой механизм был заложен в 4 статье Кодекса торгового мореплавания. Правительство может разрешить использовать иностранные суда, если в РФ отсутствуют условия или возможность осуществления технологических операций для их строительства.
Также кабмин может разрешить работать судам, не отвечающим критериям 719-го постановления, если их строительство «невозможно обеспечить».

Но массовое паломничество судовладельцев за разрешениями на использование судов первоначальную задача постановления - загрузку отечественных верфей и импортозамещение флота - не решит. Для этого необходимо развивать судостроительные мощности, приобретать компетенции, сокращать цены, сроки и повышать качество судостроения.

«К вопросу импортозамещения нужно подходить комплексно, а не делать какие-то заплатки-исключения. Мы просим поддержать перенос (сроков перехода на отечественные суда - прим. ред.) и в дальнейшем координировать подобные решения с бизнесом», - консолидировал позицию судоходных компаний председатель Совета директоров FESCO Андрей Северилов.

Инициатива бизнеса была зафиксирована в протоколе заседания межфракционной группы и после передана для рассмотрения в правительственные комиссии по транспорту и импортозамещению.

Автор: Сергей АЛЕКСЕЕВ
Источник: «Морские вести России»

судоходство, экономика, водный транспорт, судостроение, Правительство РФ, Северный морской путь, флот

Previous post Next post
Up