Танец как разговор с богом. Окончание

Jan 19, 2014 20:40

Оригинал взят у ladysunrise в Танец как разговор с богом. Окончание
Начало

Напоминаю, что в Конье в эти дни вспоминают выдающегося мыслителя, поэта-суфия XIII века Мевлану Джалал ад-Дина Мухаммеда Руми - основателя самого влиятельного во времена Османской империи суфийского ордена Мевлеви. Это тот самый орден, чьи вертящиеся дервиши известны сейчас на весь мир. В Стамбуле посмотреть на них можно в литературном музее на колоритной улочке Галип Деде, в которую плавно перетекает знаменитая Истикляль.



Источник фото

Но когда мы собрались это сделать, он был закрыт на реставрацию, поэтому на представление мы ходили в стамбульский музей прессы.








Уникальность семы в 2005 год подтвердило ЮНЕСКО, объявив этот суфийский ритуал памятником устного и нематериального культурного наследия. Но главное признание, конечно, - это 8 веков традиции, которая до сих пор жива, до сих пор волнует умы, до сих пор приковывает к себе внимание. Это ли не мистика?


Источник фото

«Вращение говорит о том, что все в этом мире вращается - и внутри, и снаружи: небесные светила и атомы. Дервиши крутятся справа налево, в сторону сердца, которое является домом бога.



Левая нога дервиша стоит на месте, то есть стоит на истине, движение же осуществляется правой, что означает движением по миру, среди людей разных культур», - рассказывает директор Исследовательского центра трудов Руми при Университете Мевляны Шады Айдын .


Источник фото

Ну или вот так еще красиво пишут: "вращаясь вокруг сердца, справа налево, он охватывает все человечество, все создание с привязанностью и любовью..."

Тем не менее в нашем представлении дервиши кружились как против часовой стрелки, так и - по часовой. Вот три фото подряд - иллюстрация вращения ПО часовой стрелке:







Обувь - мягкие кожаные тапочки. Я специально пристально всматривалась в движения ног, чуть видные из-под красиво раздувающихся, как парус, юбок:



Опорная нога стоит практически на одном месте, второй они раскручивают себя ногой. Я обратила внимание, что опорной была левая нога. Об этом же говорит Шады Айдын в цитате выше. Но в книге Аннемари Шиммель (крупнейшей исследовательницы исламского мистицизма, как ее характеризует Википедия) «Маулана Джелалэддин Руми» прочитала, что вращение происходит на правой ноге. Возможно, на разных этапах танца - по-разному?



Поразительно, насколько выверена, сбалансирована координация! Мне легко было пронаблюдать, потому что пол состоял из маленьких плиточек. Так вот «танцующий» перед нами дервиш поразительно точно вращался на одном месте - на 2х плиточках - его юбка развевалась в 10ти сантиметрах от лиц зрителей, усевшихся на подушки в первом ряду. Он кружился в свое трансе, не теряя равновесия, ощущения пространства, полностью сосредоточенный, напомню - с ЗАКРЫТЫМИ глазами.



Потом уже я прочитала, что послушники ордена упражнялись в танце, кружась вокруг длинного гвоздя между большим и соседним с ним пальцами опорной ноги!!! Я в шоке! Мало того, гвозди были натыканы и по окружности вокруг дервиша. Получается, малейшая потеря равновесия - и ты на гвоздях.



Скрещенные на груди руки означают смирение перед Богом и единство с ним:



Движения рук начинаются от живота, на который дервиши кладут две ладони:



Постепенно взывая к Господу, они медленно красиво поднимают руки вверх - до груди, до плеч, выше,



...и наконец протягивают их к небу окончательно:



Правая ладонь повернута к Богу, и, получая через нее его благословение, дервиш отдает его Земле через левую ладонь, обращенную вниз. Но вот я нашла еще одну трактовку положения рук - символ представления Мевланы о жизни и смерти: мы приходим от Бога и уходим в землю, или мы - мост между Богом и человеком:



В толкованиях семы, информации о ее глубинных смыслах можно утонуть!
Во время церемонии дервиши собираются в круг, в центре которого - главный из них - шейх - олицетворение Мевланы. И вот перед нами уже - модель Вселенной. Солнце и вращение планет (кружение дервишей) вокруг него:


Источник фото

Дальше - еще заковыристей:
«Каждый вращающийся дервиш есть вихрь четырёх стихий, поднимающих шторм воды и земли на уровне ног, космически разрежающих воздух вокруг головы и воспламеняющих незримый пламень сердца. Истинный дервиш-мевлеви, кружась, поднимает бурю атомов, "танец атомов", как это называл сам Мауляна.



В нём могут происходить структурные трансформации молекулярного, вещественного свойства, или "нуклеарная смерть". Когда джамаат вращающихся дервишей входит в общий круг, траекторию которого можно изучать бесконечно, шейх остаётся внутри этого круга единственной вертикалью стабильности. Он один не вращается, тихо передвигаясь между дервишами и наблюдая за их ахваль. В атомном танце Маулавийи он подобен силовому полю, ядру в этом электронном облаке».
Спасибо за такое интересное разъяснение этому журналу: http://malikit.livejournal.com/274496.html

И прекрасная иллюстрация к теме вращения - этот снимок, на который я несколько раз наталкивалась в сети, но не вглядываясь в него, думала, что это - рисунок. А это - фотография! И просто вихрь какой-то!



Кстати, изношенные во время вихрем крутящихся танцев туники ценились особо. Заплатанная накидка, изготовленная из их лоскутов, считалась благословенной благодаря силе экстатического состояния его бывшего владельца.



Всего сема состоит из 7 частей. Сведения о каждой из них очень кратенко были изложены в брошюрке, которую нам выдали при входе. Разобраться в смысле мне помог также ресурс http://mevlana.net/sema.html.



Первая часть церемонии - хвала Пророку и всем пророкам до него. Хвала им - это хвала богу, который создал их и все живое на земле.




Эти потрясающие по выразительности фото взяла отсюда.

Во второй части вступают барабаны. Их бой символизирует повеление Бога к Созданию божественного порядка.



Третья часть называется «таксим» - представляет божественное дыхание - то самое, первое, давшее всему жизнь. Эта часть семы - соло на одном инструменте. А именно - импровизация на нэе - тростниковой флейте, родственнице нашей свирели. Видимо, именно ее нежный, лиричный и одновременно пронзительный, за душу берущий голос больше всего подходит для олицетворения первого божественного дыхания:



К возникновению нэя имеет отношение сам пророк Мухаммет. Согласно легенде, по велению аллаха он отправился к заброшенному в пустыне колодцу и поведал ему о встрече со Всевышним. Эта радостная весть настолько благотворно повлияла на землю колодца, что там вырос тростник. Мимо проходил пастух. Видимо, играть на дудочках - удел всех пастухов мира. Он срезал палочку тростника и сделал себе дудку. Но вместо обычных звуков из нее полилась божественная мелодия. Так и появился нэй - дедушка европейской флейты.



В четвертой части дервиши приветствуют друг друга, три раза обходя площадку по кругу. Приветствуют души друг друга, облеченные в форму и тело. Тут все тоже максимально символично. Первый круг символизирует признание ими Бога, второй круг символизирует постижение условности всех знаний, и третий символизирует достижение гнозиса. И т.д.



Пятая часть называется, собственно, СЕМА. На мой взгляд, - кульминация всей церемонии. Начинаются те самые долгожданные магические кружения:



Состоит из четырех приветствий, но уже с другим смыслом, нежели в 4й части. Каждое из них - это ступени духовного восхождения. Первое приветствие - рождение человека в истине через чувства и разум.
Второе выражает восторг человека перед творением Бога, его величием и всемогуществом.
Третье - преобразование восторга в любовь, принесение разума в жертву любви, полное растворение "Я" в единстве. То, что в буддизме назывется "нирваной", а в исламе - "фана филлах"(fenafillah):


Автор фото - Roberto Giobbi

В последнем, четвертом приветствии, семазен (так называют вертящегося дервиша), достигший экстаза, подобно пророку Мухамеду, поднявшемуся к Богу и вернувшемуя к своей миссии на земле, возвращается из своего духовного путешествия и подъема к своим земным задачам.



Шестая часть - чтение корана, стиха из суры «Бакара 2», стих 115: «И Аллаху принадлежит Восток и Запад, куда бы вы ни повернулись, вы встретись с ним лицом к лицу. Он всеобъемлющ и всеведущ...».

И, наконец, заключительная, 7я часть - это - молитва об отдыхе душ всех Пророков и всех верующих.


Источник фото

Интересно, что все эти ритуалы во времена самого Руми (а это XIII век), основателя ордена, не были так строги, ибо еще не устоялись. Это сейчас практически дышать запрещено :), когда присутствуешь при семе. А тогда на таких собраниях запросто подавали напитки и еду, а музыкантами были больше профессионалы, нежели сами дервиши:


Танцующие дервиши. Гравюра из коллекции Государственного музея истории религии.

Погрузившись с головой в информацию о суфиях и семах, я неожиданно наткнулась на поразивший меня факт - вращались-то не только турецкие дервиши.
Оказывается, ритуальное экстазное вращение практиковалось и в некоторых ХРИСТИАНСКИХ сектах - как-то хлысты. Они называли это «радением».
«Радения, по учению хлыстов, имеют весьма важное значение. В них умерщвляются плотские страсти, и душа радельщика обращается к Богу; все мысли и чувства человека устремляются к миру горнему. Радеющий всей душой желает "в небо улететь" и оттуда "птицу райскую сманить", т. е. привлечь к себе благодать "Св. Духа". Эта благодать, как то было во времена апостолов, и изливается во время кружений на радеющих, и они начинают говорить "иными языки странные глаголы", которых и сами иногда не понимают. Эти "глаголы и суть пророчества".( Из книги С.В.Булгакова "Православие. Расколы. Ериси, Секты")


Обратите внимание, кружение хлыстов - ради привлечения к себе благодати, по сути - экстатического состояния. И у дервишей - тоже самое. Танец-кружение - один из способов достижения «ваджда» - состояния религиозного экстаза и выхода за пределы своего существа, в котором пребывает «опьяненный» Божественной любовью. В этом состоянии человек теряет чувство реальности, не контролирует себя».



Посмотрите на положение головы у дервишей во время танца? Как она чуть ли не ложится на плечо. Даже у этой, казалось бы, малозначительной детали - своя роль. При таком наклоне головы слегка придавливается сонная артерия, что влияет на циркуляцию крови и помогает танцующему входить в транс.



Атмосфера на «представлении» была удивительной. На час мы отрешились от суеты внешнего мира и погрузились в состояние не-реальности. Улетели душой и мыслями. И пусть перед нами были не те легендарные «монахи», заворажившие своим кружением весь мир, а профессиональные танцоры (да-да, настоящие дервиши на публику крутиться не будут, ну разве что в Конье в эти дни в рамках фестиваля в память о Руми - сюда действительно съезжаются современные дервиши со всего мира), но об этом не думаешь, когда смотришь, как плавно крутятся юбки, останавливая время и мысли...



«Быть суфием значит отказаться от всякого беспокойства, и нет худшего беспокойства, чем мы сами. Когда ты занят собой, ты отделен от Бога. Путь к Богу состоит из одного шага: шага от себя».
Абу Саид ибн Аби-л-Хэйр


Источники фото:
http://www.kunfeyekun.org/forum/guzel-ozlu-sozler/mevlana-hz-ali-den-anlamli-guzel-sozler-40347/
http://dinimiziyasamasanati.blogspot.com/
http://blog.fontanka.ru/posts/138942/
http://www.agratravel.com/tour/whirling-dervish-.html
http://www.quran4nahda.com/?p=407
http://thecorner.wordpress.com/category/hazret-i-pir-mevlana-jalaluddin-rumi/

Потом сама нашла и с интересом посмотрела это видео

image Click to view

традиции, сила, танцы

Previous post Next post
Up