Оригинал взят у
ladysunrise в
Танец как разговор с богом. Памяти Джалалладина Руми (30 сентября 1207 - 17 декабря 1273 года).
740 лет со дня смерти
Танцует не тот, кто подняться готов,
Как праха щепотка, кружимая ветром,
В любое мгновение, боли не испытавши.
Танец - это когда ты встаешь
Превыше обоих миров,
Разорвав свое сердце на части
И душу отдавши.
Руми
Вертящиеся дервиши для меня - один из символов Турции. И несмотря на то что, что суфизм как секта (религиозная школа) здесь запрещен еще со времен вездесущего Ататюрка, их мистический танец остается магнитом для сотен тысяч туристов, которые приезжают в Турцию.
Конечно, мне было безумно интересно посмотреть на этот «танец» своими глазами. Что мы и сделали.
Я не зря слово «танец» взяла вы кавычки. Танцем это действо можно назвать только условно, потому что для самих суфиев СЕМА (сэма, сама) - это религиозная церемония, их собственный внутренний безмолвный монолог с богом, мистическое духовное путешествие к божественной реальности и духовному совершенству.
Поэтому они так печально-сосредоточены, так внутренне собраны во время исполнения. Наверное, поэтому у них закрыты глаза - чтобы ничто не мешало им соединиться с Господом:
С удивлением я узнала, что танец во время семы практиковал только один из множества суфийских орденов - орден Мевлеви (Маулави) (однако самый влиятельный в Османской империи). А для всех остальных это действо заключалось в СЛУШАНИИ. И само слово сэма означает - слушание. Слушание СЕРДЦЕМ музыки - поэзии, мелодий, чистота которых влечет к Богу.
Как же так - орден запрещен, а дервиши по-прежнему кружатся и кружатся? Оказалось, государственная власть потеплела к ним в 1953 году - тогда вновь было разрешено исполнять «танец дервишей», но при одном условии - номер показывать как экстрадное представление. То есть он отдельно, а его религиозная подоплека - отдельно. Но, конечно же, разорвать их ни на практике, ни в умах людей совершенно невозможно. Каждый элемент, каждое движение семы - глубоко религиозно символичны.
Дервиши выходят в черных накидках на белые рубахи-платья...
которые эффектно сбрасывают:
и обязательно кланяются в начале каждой части:
Одежда суфиев была символичной до мельчайших деталей. ВСЕ имело значение! Цвет (каждый цвет означал достижение суфием определенной ступени на пути познания Бога), длина халатов, ширина рукавов, форма чалмы. И даже количество узлов на поясе-кушаке!
Василий Василиевич Верещагин. "Дервиши в праздничных нарядах." Ташкент. 1869-1870
Например, "подразумевалось, что ворот хирки соотносится с терпением (сабр) и символизирует упразднение связей с людьми;
два рукава соотносили со страхом и надеждой в отношении к Богу, а также связывали с соблюдением закона и воздержанностью;
внутренние швы символизировали крепость веры и наполняли хирку умиротворенностью в состоянии «присутствия Бога»;
кайма соотносилась с состоянием искренности и олицетворяла пребывание в обители единения.
Согласно суфийской трактовки эти аллегорические соответствия отражают состояния стоянок (макамат) на мистическом Пути суфия" ( Из статьи
Е.Маликовой «Хирка: предмет силы или одеяние нравственности»):
На этом фото 1873 года слева направо - дервиш ордена Мевлеви, дервиш из ордена Бекташи и мулла:
Автор снимка -
Pascal Sebah «Считалось, что одежда хранит в себе бараку - энергетику (благодать) ее владельца, особенно сильную у святого или правителя. Обычай передавать одежду при передаче власти прежнего правителя новому правителю, от святого своему ученику обозначал передачу им и своего благословения - бараки.
Кроме того, одежда и головной убор "являются выражением измененного эго человеческого бытия. Сменить одежду у суфиев означало смену личности. <…> Сжечь одежду врага означало физически уничтожить его. Смена обычной одежды на лохмотья нищего знаменовала отказ от земных радостей и вступление на путь мистического единения с Богом.» (
Зухра Рахимова «Суфийская концепция одежды в костюме шейков и дервишей»)
Типы одежды дервишей. Гравюра
из коллекции Государственного музея истории религии.
А вот еще две миниатюры XVII века. Тот, что в высокой шапке - из ордена Мевлеви:
Высокие войлочные колпаки - атрибут именно ордена Мевлеви:
Так интересна вся эта информация об одежде!
Читала, смотрела и вспоминала недавно прослушанные
удивительные лекции о русском народном костюме и его мифологии Виктории Севрюковой. Безумно интересно!
Одеяния для семы не столь красочны - только черный и белый цвет, но тоже несут в себе глубокий смысл.
«Черная накидка, которая сбрасывается, когда начинается мистический танец, с одной стороны, и дервишы в своих белых одеждах с другой указывают соответственно на материальные и духовные аспекты плоти» (Аннемари Шиммель «Распознавание символов Бога»).
Но я встретила и другую трактовку: «такая смена одежд истолковывается как смерть и воскресение» (К. Эрнст «Суфийские музыка и танец»)
А вот что еще о символике костюмов дервишей для семы:
«Ни у какого другого танца нет столь странного костюма. Дервиши танцуют в высоких красных шапках, белых длинных платьях с очень широкой юбкой, а черную накидку сбрасывают в начале танца. Но вот каков смысл наряда: белое одеянье символизирует саван, шапка - могильную плиту, а накидка - гробовые покровы. Танец дервищей - это размышление о мире, драма смерти и возрождения, недаром бренные гробовые покровы сброшены в самом начале».
Дервиши
на иранской миниатюре.
Не знаю, насколько это правда, ибо источник сведений я не нашла, хотя эта информация очень распространена в интернете и звучит, конечно, завораживающе. Наши дервиши, тем не менее, были в шапках бежевого цвета:
Ну вот опять! Я уже столько написала, а к самому представлению только подобралась. Закончу завтра.
Все фото размытых красновато-темных тонов - мои. Во время семы было запрещено использовать вспышку. Остальные снимки позаимствовала здесь:
http://www.bursa.bel.tr/mevlana-sema-toreniyle-anildi/haber/12101/http://indigodergisi.com/2012/06/donusen-inanclar/http://www.flickr.com/photos/62062973@N00/6542436005/in/photostream/ Окончание