По результатам недавнего обсуждения Сколько фашистов помещается на кончике иглы? выявилось существенное расхождение в восприятии и отношений к характеру и сути революционного процесса даже с весьма близких позиций
( Read more... )
революция это не просто качественный скачок в развитии общества.... бла-бла-бла, способом производства, это ещё и переход к более прогрессивной формации....
Это, собственно, одно и то же явление, выраженное разными словами с вниманием на разные составляющие (в первом случае - на уровень отличия в целом, во втором - с конкретизацией именно на социальном аспекте).
Это так, между делом. Потому что существует ещё и контрреволюция.
Именно. Как наряду с ароморфозом наличествует и дегенерация - блок-схема практически тождественна:
причём и тут, и там деградация - это не "возврат назад" (что невозможно), а именно продолжение движения вперёд, пусть и с понижением уровня до предшествующего состояния, но - не восстановление оного, а новая адаптация - как следствие переприспособления к новым (но - по всей видимости - во многом идентичным пред-предшествующим) условиям.
Современные социодинамики изобрели утопию как метод?
Думается - не совсем так. Они - и вполне обоснованно - делают упор на необходимости деятельности как залога результатов, вот только зачастую этот (повторюсь - действительно определяюще-важный) параметр с одной стороны абсолютизируется до единственного влиятельного (а условиям не уделяется внимания вообще), с другой - существенно ограничивается только определёнными (как правило - политическими) видами (опять-таки - с "выносом за скобки" всего прочего, хотя зачастую именно это самое прочее оказывается по факту в разы влиятельнее).
Настолько же, насколько мы являемся биологическими объектами
Понятно, что в той мере, что мы являемся биологическими объектами мы подвержены и биологическим факторам, а наши социальные возможности во многом реализуются для удовлетворения именно биологических потребностей - но здесь о другом. А именно: принципиальном сравнении схожести не законов - но принципов, по которым эти законы выстраиваются. Так, например, зачастую биологическому паразиту необходимо быть в разы более узкоспециализированным, чем его носитель - и решается эта задача как правило упрощением строения (отказом от "ненужных" органов или систем с соответствующим "урезанием" контроля и управления), а с "исторической" т.з. такой форме адаптации предшествует биологическая несостоятельность (т.е. до-паразит изначально куда менее эффективен, нежели прото-носитель - иначе первому вопросы выживания было бы куда оптимальнее решать самостоятельно) - что весьма наглядно объясняет некоторые особенности устройства и функционирования и человеческого классового паразитизма. Те же аналогии (не буквальные!) проглядываются и в конкурентности, солидарности, принципах и движущих силах эволюции и т.д.
Вопрос: кто будет её обсуждать?
С учётом предшествующей динамики - похоже почти никто (как говорят: "тема не зашла"). Впрочем, подобный вариант был вполне вероятен; возможно - если заданные "направления" дозреют хотя бы до "вопросов" (а то и пусть и "зелёных", но хоть сколько-нибудь "ответов") - ситуация изменится.
Ну, то, что любая абсолютизация неизбежно приводит к заблуждению это не новость....
А вот это интересно: «принципиальном сравнении схожести не законов - но принципов, по которым эти законы выстраиваются». Тянет спросить: а что, есть люди, называющие себя марксистами, которые этого НЕ ЗНАЮТ? Нет, серьёзно? Так вот прямо и говорят: я марксист; а сами представляют себе, что в природе и обществе существует некий... свод различных законов, принципиально разных? И при этом все - объективные? Ну, типа там: кодекс законов механики, кодекс законов физиологии растений, кодекс законов стоимости, кодекс законов этой, как её там... социодинамики? Я серьёзно спрашиваю?
Или ответ: да, существуют, и тогда я или утоплюсь в унитазе от стыда, или помру от смеха.....
похоже почти никто (как говорят: "тема не зашла").
А были предпосылки, что «зайдёт»? Вы всерьёз считаете, что у попсовых авторов столько мозгов и знаний, чтобы обсуждать подобные темы на подобном уровне?
деградация - это не "возврат назад" (что невозможно), а именно продолжение движения вперёд, пусть и с понижением уровня до предшествующего состояния, но - не восстановление оного, а новая адаптация - как следствие переприспособления к новым (но - по всей видимости - во многом идентичным пред-предшествующим) условиям
о, что любая абсолютизация неизбежно приводит к заблуждению это не новость
Как, увы, и то, что тем не менее почему-то регулярно нечто подобное происходит.
а что, есть люди, называющие себя марксистами, которые этого НЕ ЗНАЮТ? Нет, серьёзно?
Несомненно есть. Более того - я уже специально стараюсь делать подобные оговорки (как и, например, об объективном характере исторических закономерностей с позиции истмата - для меня ещё в школе это было само собой разумеющимся, но в процессе общения я обнаружил, что для некоторых это вообще новость, а для других - момент, о котором вроде и знают, но предпочитают этим знанием не пользоваться).
А были предпосылки, что «зайдёт»?
Да шут его знает... Пожалуй - скорее не было (тем паче - с учётом означенной "сырости"), но попробовать, пожалуй, всё-таки стоило.
Вы всерьёз считаете, что у попсовых авторов столько мозгов и знаний, чтобы обсуждать подобные темы на подобном уровне?
Почему нет? - во-первых - у всех блогов уровень отнюдь не академический, во-вторых - марксизм (как показала практика) вполне доступен восприятию даже вполне рядовых слоёв, а в третьих - социальные вопросы сейчас будут актуальны буквально для всех - сверху донизу - и, разумеется, предпочтительнее начинать шевелиться загодя.
А вот за это отдельное спасибо
Собственно - не за что; по сути - это тоже просто ещё одно "общее место"...
1. Я даже знаю, почему регулярно происходит абсолютизация. :))) Потому что человек не может думать две мысли сразу. Только одну. И вот, разобрав одну причинно-следственную цепочку со всеми её ответвлениями, настолько утомляется, что о другой и думать не хочет. ))))) Не, не, я серьёзно. Это же намного проще, разобрать и посмотреть, как это устроено, может быть, понять, как работает. А вот обратно собрать - другие навыки нужны. Анализ и синтез очень разные умственные операции, и анализ для большинства намного проще. Ну, привычнее.
2. Ну, да, наверное есть. Но это как-то так дико звучит: марксист-идеалист, надо им какое-то нормальное название дать. А то это фигня какая-то, люди и сами себя и других за нос водят....
3. попробовать, пожалуй, всё-таки стоило. Может быть. Но я вот ПСС Ленина читаю, знаете, ржу в голос. Многое, что с таким упоением обсуждается, и с таким скрипом обдумывается, и так изумляет в момент «открытия» современников, там просто написано русским по белому и более века назад. Не всё, но многое. Я про «Антидюринг» вообще молчу, это с середины восьмидесятых одна из самых любимых книг. И, увы, приходится признать, что современный «марксизм» это, скорее, дюринги, причём, классом помельче оригинала, нежели МЭЛ.... И это давно уже. Я года два назад нашла аудиокнигу Ефремова, столь любимого Анлаззом. «Лезвие бритвы». Увы, пришлось признать, что ни марксистом, ни даже последовательным материалистом Иван Ефремов не был....
4. Марксизм прост для восприятия, гораздо проще, чем кажется тем, кто его преподавал в своё время. Сложна диалектика, и увы, здесь молодых подводит отсутствие системных знаний. Ту же биологию как науку они не изучали, так, куски. Вот вас туда правильно потянуло, чего-чего, а практической диалектики там выше крыши, есть на что опираться. Хотя в биологизм впадать, как я, например.... Ну, кажется, вы лучше защищены. И без диалектики марксизм это ... Дюринг.
5. Это общее место, но над ним мало кто задумывается. Людям только кажется, что они понимают. А на практике часто выясняется, что - нет. Но это я уже о своём, наболевшем. Я вот тоже знала и думала, что понимаю, но практика свидетельствует об обратном. Слишком часто ловлю себя на том, что пытаюсь провернуть фарш обратно. Буду думать. Надо понять так, чтобы это вошло в цепь понятий, понимаете, вошло, и заняло своё место.
1. Потому что человек не может думать две мысли сразу
Можно думать одну мысль, но с разных (можно даже больше двух) позиций - такое усложнение как правило оправданно результативностью.
ИМХО: абсолютизация (как правило) - следствие стремления к практике: когда ситуация прояснена и решение принято так или иначе приходится отдавать приоритет только одному направлению: идти на две (а то и "на все четыре") стороны одновременно не получится (в некоторых обстоятельствах некий простор для манёвра остаётся, но это всё равно скорее исключение, да и не в плюс эффективности: более целеустремлённый аналог несомненно продвинется куда как дальше). Так что ничего такого прямо плохого тут нет - ситуация вполне естественная, проблемы же начинаются тогда, когда подобную безальтернативность пытаются "запустить" на более ранних стадиях (анализа, решения и проверки обоснованности сделанного выбора), а то и просто подменить их (само)"уверенностью".
2. надо им какое-то нормальное название дать
Собственно - а зачем? Если для них марксизм действительно определяющ - со временем "шелуха" осыплется, если же только "личина" - истинная суть так или иначе разорвёт ложную оболочку.
3. современный «марксизм» это, скорее, дюринги
Думается - нет: и Дюринг, и Энгельс - социоэкономисты этапа развития капитализма. Современное состояние провоцирует позицию, равно отличную как от первого, так и от второго; что с учётом известного эмпирического правила ("общественное бытие определяет общественное сознание") марксистов удивлять не должно.
Увы, пришлось признать, что ни марксистом, ни даже последовательным материалистом Иван Ефремов не был....
Удивительный вывод - интересно было бы услышать обоснования.
4. Сложна диалектика, и увы, здесь молодых подводит отсутствие системных знаний.
Возвращаясь к предыдущему пункту - и по первому, и по второму нюансу как раз Ефремов наилучшим образом перекрывает эти "сложности": он излагает и истмат, и диамат со всей добросовестностью исследователя-естествоиспытателя: с учётом всей противоречивости условий и решений, последовательно и системно - но при этом вполне доступно.
5. Слишком часто ловлю себя на том, что пытаюсь провернуть фарш обратно.
Это потому, что история (и социальная так же, как и естественная) имеют тенденцию к цикличности - т.е. определённая повторяемость - налицо; просто при этом надо учитывать и линейную составляющую: что каждый новый цикл не тождественен предшествующему, а свершается на новом уровне (новом витке впирали). И если "пружинка" вытянута - этот нюанс очевиден (тут скорее можно упустить воспроизводимость), а при плотно сжатой (и - особенно - с большими радиусами) - прогресс как бы "теряется".
1. Это как это: думать одну мысль с разных позиций? Даже представить себе не могу. Какие-то ролевые игры с собственным мозгом.
: абсолютизация (как правило) - следствие стремления к практике: когда ситуация прояснена и решение принято так или иначе приходится отдавать приоритет только одному направлению: идти на две (а то и "на все четыре") стороны одновременно не получится (в некоторых обстоятельствах некий простор для манёвра остаётся, но это всё равно скорее исключение, да и не в плюс эффективности: более целеустремлённый аналог несомненно продвинется куда как дальше). Так что ничего такого прямо плохого тут нет - ситуация вполне естественная, проблемы же начинаются тогда, когда подобную безальтернативность пытаются "запустить" на более ранних стадиях (анализа, решения и проверки обоснованности сделанного выбора), а то и просто подменить их (само)"уверенностью".
Вот, смотрите, здесь у вас «прояснение ситуации» это что? Можете мне даже не писать, я и так знаю, для вас это анализ причинно-следственной цепочки. Преимущественно, одной. Ну, может, двух. Синтез где? Задача думающего не только анализировать, его задача куда шире: познать. Познать сущность явления. Без всякой мистики. Вот я сегодня покупала китайскую гвоздику. И посетовала, что она вряд ли перезимует. Хотя она многолетняя вообще. И тут же нашёлся «аналитик», который мне посоветовал прикрыть её на зиму торфом. Логично же? Зимы у нас холодные, правда. Человек проанализировал данные, и сделал верный вывод. Он не познал саму сущность явления: почему у нас растения гибнут, не переносят зиму. Он не свёл все факторы воедино. Не произвёл синтез.То есть, не свёл воедино температуру воздуха, длительность зимы и снеговой покров, как минимум. Существенные факторы. Снег у нас выпадает рано. Под снегом температура почвы около нуля всю зиму. ну, плюс-минус, но сильно меньше десяти. Растения укрыты снегом. Но снега МНОГО. Больше метра снеговой покров стабильно. Бывает под два.... Когда он начинает таять, то температура почвы поднимается до плюсовых значений. А тает эта масса долго!!! И многие садовые цветы просто выпревают, гниют под снегом ещё до того, как они от этого снега освободятся. Так что дополнительно укрыть их торфом, как мне посоветовали, это убить наверняка. Особенно гвоздику, которая переизбытка влаги не переносит от слова совсем. Вот вам абсолютизация температуры. То есть, вам надо не «всё проанализировать», а понять сущность явления «зимовка многолетних растений», выделить существенные факторы, и именно их анализировать. Существенные факторы в данном случае это длительность сезона, температура, снеговой покров, структура почвы, особенности растения. А не то, что вам первое под руку попалось. Первым под руку попадает ограничивающий фактор, фактор,находящийся в минимуме, это понятно. Но он не всегда решающий, и даже не всегда существенный. В случае зимовки растений так уж точно.
Так что мышление это именно познание сущности явления: - познать общую картину и выделить существенные факторы), - анализ существенных факторов, - анализ по ограничивающему фактору (кстати, именно тут самая большая засада: ограничивающий фактор, находящийся в минимальном значении - не всегда решающий, но он на виду, и чаще всего анализируют именно его), - решение о необходимых действиях, - действия, - результат. То есть, это не бла-бла-бла, а такая, довольно объёмная работа, большая часть которой просто не видна. Она вообще где-то в стороне. В конце концов, изучение типа климата и физиологии растений занимают довольно много времени, практически всё, какое есть. А «подумать» - ну, несколько часов максимум. Скорее даже, несколько десятков минут.
3. и Дюринг, и Энгельс - социоэкономисты этапа развития капитализма. Современное состояние провоцирует позицию, равно отличную как от первого, так и от второго; что с учётом известного эмпирического правила ("общественное бытие определяет общественное сознание") марксистов удивлять не должно.
И вот именно сведение мышления к анализу мешает вам увидеть, что Энгельс НЕ социоэкономист, и не экономист вообще и даже рядом не ночевал. Он философ. Это другое. А Дюринг это блогер того времени. Поболтать, покрасоваться.
4-5. как раз Ефремов наилучшим образом перекрывает эти "сложности": он излагает и истмат, и диамат со всей добросовестностью исследователя-естествоиспытателя: с учётом всей противоречивости условий и решений, последовательно и системно - но при этом вполне доступно.
Это потому, что история (и социальная так же, как и естественная) имеют тенденцию к цикличности - т.е. определённая повторяемость - налицо; просто при этом надо учитывать и линейную составляющую: что каждый новый цикл не тождественен предшествующему, а свершается на новом уровне (новом витке впирали). И если "пружинка" вытянута - этот нюанс очевиден (тут скорее можно упустить воспроизводимость), а при плотно сжатой (и - особенно - с большими радиусами) - прогресс как бы "теряется".
Вот это и есть ефремовщина во всей своей красе. :)))) Спирали, циклы, повторение, опора на представления. Идеализм. Где вы видите спирали в развитии человеческого общества? А природы? А экономики? Много вы спиралей в геологии отследили? Вы хоть понимаете, что «закон природы» существует только у нас в голове, когда он познан? А в самой природе - увы.... Вот то, что случайность это проявление необходимости, а не нарушение закономерности - нормально в голове укладывается? Вот у Ефремова не укладывалось. Его герои, столкнувшись со случайностью, немедленно начинали рассуждать о закономерности. Нет такой связи в объективной действительности! Просто нет. И всегда у него герои сначала думают и понимают, а потом начинают действовать. А мышление не начинается с понимания. Оно начинается с действия, и в действие же превращается. Это один из моментов действия, осознанного действия. Истматом в каком месте у него пахнет вообще? Каким образом у него несколько тысяч землян, попав в чуждую биологическую среду не эволюционировали вообще, а остались землянами с выраженными признаками расы? Это палеонтолог писал!!! Который знает, как влияют условия на живые организмы! Это в «Часе быка» ежели чего. А уж рассуждения в «Лезвии бритвы» о психологии, ох, увольте меня.... Мне там чистой мистики хватило.
Он сделал описание выдуманного мира, частично опирающееся на познанные им принципы, Так же, как авторши любовного фэнтези про драконов описывают выдуманные минералы, а вы решили по нему действовать? Ну-ну...
Даже представить себе не могу. Какие-то ролевые игры с собственным мозгом
🙂 Ну, примерно так же, как играть в шахматы: изучать только собственную позицию и обдумывать только собственную стратегию ("не отвлекаясь" на замыслы противника) - это практически гарантированное поражение (если, конечно, речь идёт о мало-мальски серьёзном уровне).
для вас это анализ причинно-следственной цепочки. Преимущественно, одной. Ну, может, двух. Синтез где?
Нет. Для меня это - изучение объективных данных и поиск закономерностей между ними. Поэтому я обращаю внимание не только на то, что мне говорят оппоненты, и даже не только на то, что они пытаются сказать (это порой очень разные вещи), но и - когда и по какому поводу происходит оное высказывание (и зачастую обстоятельства оказываются куда информативнее содержания). В частности - утверждения об определяющей роли человеческого фактора (чуть ли не отменяющего всё остальное) стабильно сопровождаются призывами к действию - немедленному и активному, а ответные указания на то, что далеко не всё в наших руках, а даже и для доступного всё равно мало одного энтузиазма (и надо бы ещё знания, план, подготовку и пр.) тут же расцениваются именно как отказ от той же самой деятельности. Логика в данном плане действительно очень большое подспорье, но её настоящая значимость - именно для нашего восприятия; в объективности же - понятное дело - нет никаких субъектов и предикатов, противоречий и синтезов (и реальность от этого ничуть не страдает - как Журден не знал, что изъясняется прозой, но говорить это ему нисколько не мешало) - это лишь термины, которыми нам удобно объяснять те или иные взаимозависимости между объектами и пути их (зависимостей) нахождения. Отсюда - приоритет именно объективной составляющей, а не требование обязательности синтеза (если он есть - отлично: логическая система обрела законченность и полноту, если нет - окружающее от этого тем не менее не исчезнет).
Так что мышление это именно познание сущности явления
У вас почему-то выпадает прилагательное из словосочетания "логическое мышление"; так-то "просто" мышление куда старше логики и часто (и вполне успешно) обходится и без оной - мыслить вполне можно образами, ощущениями и переживаниями, даже просто действиями (кошка ловит конкретную мышь, а не вычленяет для охоты "мышиную суть"), а даже вербальные разновидности совсем не обязательно подразумевают "вылизанную" слаженность. Прошу понять правильно: я вовсе не собираюсь критиковать или - тем более - отказываться от логики, но и в той же мере не хочу абсолютизировать и её: это очень мощный - но отнюдь не безграничный метод. (если интересно: о логике, фактах и научном методе)
Энгельс НЕ социоэкономист, и не экономист вообще и даже рядом не ночевал. Он философ. Это другое.
Дык - одно другому не мешает: применительно к конкретному вопросу (социодинамике) он выступает именно как социолог (а конкретнее - социоэкономист - т.к. опирается прежде всего на этот аспект), даже если в целом и марксизм, и взгляды его основателей существенно шире. Ну, а про "рядом не ночевал" - это уже какая-то крайность: получается, что он берётся судить о вещах, о которых понятия зелёного не имеет. Нет уж: философия - и социология, экономика и т.д. - это не противопоставление друг другу, а разные уровни обобщения.
Идеализм. Где вы видите спирали в развитии человеческого общества? А природы? А экономики? Много вы спиралей в геологии отследили?
??? Да, собственно говоря, практически повсеместно... В социуме: каждое общество проходит этап становления, развития, перелома и деградации - причём как на конкретном уровне, так и формационном - и данные этапы при всех очевидных отличиях на разных ступенях имеют и несомненное сходство (и, например, на стадии развития порой даже качественно отличные варианты больше схожи, чем представители одной формации - но в начале и упадке...). В природе: суточный ритм, смена времён года, циклы усиления и ослабления солнечной активности, периодические перескоки геомагнитных полюсов, лунные стадии - и связанные с оными явления (от менструаций до приливов и отливов)...
Экономические циклы - сплошь и рядом, правда не в виде якобы предсказательных спекуляций - а как отражение стадийности социоисторического процесса... В геологии: скачкообразная смена геомагнитных полюсов, неоднократное чередование геосинклинальных и орогенных стадий, проявленная в разных складчатостях, геоклиматические колебания с оледенениями (и межледниковыми периодами) и глобальными геотемпературными максимумами... Да, вон, хоть на нашу галактику гляньте:
или почитайте об эволюции звёзд...
Вы хоть понимаете, что «закон природы» существует только у нас в голове, когда он познан? А в самой природе - увы...
В смысле "формулировки" - несомненно. Но "словам ведь соответствуют понятия" - закон природы нельзя непосредственно увидеть и пощупать, но взаимосвязь физических, химических, биологических, социальных объектов и явлений - столь же объективная реальность, как и любой булыжник у дороги или восход и закат солнца (хотя это всё - тоже достаточные "условности", которые нам просто удобно так называть).
Нет такой связи в объективной действительности!
Упс! Что - совсем нет? Т.е. если я, скажем, полью карбонат кальция соляной кислотой - он может зашипит, а может и нет - и реакция между ними не закономерна? Увеличение среднесуточной температуры летом по сравнению с зимой - это каждый раз сугубая случайность, а каждый восход солнца - лотерея?
А мышление не начинается с понимания. Оно начинается с действия, и в действие же превращается.
??? Т.е. вы сперва делаете, потом думаете? Должен сказать, что это - КМК - несколько странный подход, но изменение порядка (размышления перед действием) об идеализме и/или не-марксизме ну никак не свидетельствует...
Истматом в каком месте у него пахнет вообще?
Знаете, я как-то тексты не нюхал, да и вообще не могу сказать - чем пахнет истмат, но вопрос исторического развития, его особенностей и закономерностей - причём именно с марксистских позиций (того самого объективного подхода) им поднимался неоднократно.
Каким образом у него несколько тысяч землян, попав в чуждую биологическую среду не эволюционировали вообще, а остались землянами с выраженными признаками расы?
О! А вы что - правда этого не понимаете?! Расовые особенности - это способы биологической адаптации - и они (их степень, направленность, скорость и пр.) зависят от целого комплекса факторов, а работает она следующим образом: если имеется какой-нибудь признак, который оказывается полезен для выживания - его носитель получает преимущество и лучше (больше) размножается - благодаря чему этот признак со временем широко распространяется по всей популяции, а то и становится расовым; другой же - наоборот - ухудшает жизненные перспективы и подвергается (путём отрицательного отбора) выхолащиванию. Так, например, избыток меланина в коже препятствует воздействию ультрафиолета (что сокращает риск рака кожи) - и потому характерен для экваториальных обитателей; недостаток - наоборот - способствует чувствительности и продуцированию витамина D, препятствующему рахиту - что наиболее существенно для холодных областей. Но если как защищаться от избытка ультрафиолета, так и восполнять витаминный баланс мы можем другими средствами, а репродуктивность не зависит от именно биологических показателей - как то мы и наблюдаем в случае технологической (а тем более - космической) цивилизации, то расовая трансформация практически останавливается, или - как минимум - кардинально замедляется.
Кстати, в отличие от Торманса, колонисты на Ахернаре по всей видимости озаботились (или - как минимум - не препятствовали) и биологической составляющей (а не прибегли исключительно к технологическим решениям) - и изменились очень быстро и достаточно сильно: "Люди, переселившиеся на планету Зеленого Солнца, прожили там еще немного веков, но от радиации светила приобрели сиреневую кожу и внешне отличались от бронзово-смуглых землян гораздо больше, чем последние от желтых обитателей Ян-Ях."
Это палеонтолог писал!!! Который знает, как влияют условия на живые организмы!
Именно палеонтолог, и именно специалист в эволюционной биологии - который знает, как условия влияют на живые организмы - во всей сложности этого процесса и с пониманием ограниченности и неокончательности этих знаний.
А уж рассуждения в «Лезвии бритвы» о психологии, ох, увольте меня
А психология (вернее - психофизиология: "чистой" психологии там очень немного) - это что: тоже идеализм? А почему?
Мне там чистой мистики хватило
Ну, а привести конкретные примеры вас всё-таки не затруднит? А то - поверьте - я уже много лет читаю Ефремова - и со всей ответственностью (и подтверждениями) могу утверждать, что никакой мистики - ни "чистой", ни "грязной", ни какой-нибудь ещё там НЕТ. А большиство критиков как правило являются моральными наследниками французских академиков, которые некогда огульно отказывались рассматривать заявления о падении метеоритов, безапелляционно утверждая: "камни с неба не падают - ибо на небе камней нет!". Это делалось из наилучших побуждений противостояния суеверным заблуждениям, но по сути само становилось идеализмом, т.к. материалистический подход постулирует безусловный приоритет факта - сколь бы диковинным и необычным он нам не казался и вне зависимости от наличия у нас достоверного и рационального его объяснения. Как, кстати, и верности такового - многие явления (горючесть веществ - и флогистон, попятное движение планет - и эпициклы, "животное" электричество) получали сперва вполне обоснованную и логическую трактовку, которая, однако, не выдерживала проверки временем - что, однако, самим исходным данным ничуть не вредило.
Он сделал описание выдуманного мира, частично опирающееся на познанные им принципы, Так же, как авторши любовного фэнтези про драконов
О! Т.е. разницы вы не видите, а раз не видите - то таковой и нет? Вы точно намерены бороться с идеализмом до полного искоренения? - тогда я могу предложить вам поле деятельности что называется "под руками".
а вы решили по нему действовать?
Смотря что подразумевается "по нему". У Розова был пасквиль на эту тему, где условные земляне будущего, расселившиеся уже по солнечной системе, решили на одной планетке сделать всё "по Ефремову" - вплоть до мельчайших буквальных деталей (типа острова Забвения) - с закономерным фиаско в итоге. Ну, так, буквально следование Марксу или Ленину даст аналогичный результат - именно потому, что там важно понимание, а не механическое попугайничество - и мне казалось, что и это - очевидно. Ну, а что же за "познанные им принципы"? - как именно он их "познал" и в чём оные по-вашему заключаются? - хотелось бы всё-таки критики посерьёзнее аналогий с любовными фэнтези...
А психология (вернее - психофизиология: "чистой" психологии там очень немного) - это что: тоже идеализм? А почему?
Да просто потому, что психика отдельного человека на самом деле играет ничтожную роль в жизни общества. А у Ефремова она - один из определяющих факторов.
Ну, а привести конкретные примеры вас всё-таки не затруднит? А то - поверьте - я уже много лет читаю Ефремова - и со всей ответственностью (и подтверждениями) могу утверждать, что никакой мистики - ни "чистой", ни "грязной", ни какой-нибудь ещё там НЕТ.
То есть, древний артефакт, стирающий память, причём, довольно избирательно стирающий, только кратковременную - для вас нормальное явление? ))))) А гипнотические способности главного героя? ))))
Это, собственно, одно и то же явление, выраженное разными словами с вниманием на разные составляющие (в первом случае - на уровень отличия в целом, во втором - с конкретизацией именно на социальном аспекте).
Это так, между делом. Потому что существует ещё и контрреволюция.
Именно. Как наряду с ароморфозом наличествует и дегенерация - блок-схема практически тождественна:
причём и тут, и там деградация - это не "возврат назад" (что невозможно), а именно продолжение движения вперёд, пусть и с понижением уровня до предшествующего состояния, но - не восстановление оного, а новая адаптация - как следствие переприспособления к новым (но - по всей видимости - во многом идентичным пред-предшествующим) условиям.
Современные социодинамики изобрели утопию как метод?
Думается - не совсем так.
Они - и вполне обоснованно - делают упор на необходимости деятельности как залога результатов, вот только зачастую этот (повторюсь - действительно определяюще-важный) параметр с одной стороны абсолютизируется до единственного влиятельного (а условиям не уделяется внимания вообще), с другой - существенно ограничивается только определёнными (как правило - политическими) видами (опять-таки - с "выносом за скобки" всего прочего, хотя зачастую именно это самое прочее оказывается по факту в разы влиятельнее).
Настолько же, насколько мы являемся биологическими объектами
Понятно, что в той мере, что мы являемся биологическими объектами мы подвержены и биологическим факторам, а наши социальные возможности во многом реализуются для удовлетворения именно биологических потребностей - но здесь о другом.
А именно: принципиальном сравнении схожести не законов - но принципов, по которым эти законы выстраиваются. Так, например, зачастую биологическому паразиту необходимо быть в разы более узкоспециализированным, чем его носитель - и решается эта задача как правило упрощением строения (отказом от "ненужных" органов или систем с соответствующим "урезанием" контроля и управления), а с "исторической" т.з. такой форме адаптации предшествует биологическая несостоятельность (т.е. до-паразит изначально куда менее эффективен, нежели прото-носитель - иначе первому вопросы выживания было бы куда оптимальнее решать самостоятельно) - что весьма наглядно объясняет некоторые особенности устройства и функционирования и человеческого классового паразитизма. Те же аналогии (не буквальные!) проглядываются и в конкурентности, солидарности, принципах и движущих силах эволюции и т.д.
Вопрос: кто будет её обсуждать?
С учётом предшествующей динамики - похоже почти никто (как говорят: "тема не зашла"). Впрочем, подобный вариант был вполне вероятен; возможно - если заданные "направления" дозреют хотя бы до "вопросов" (а то и пусть и "зелёных", но хоть сколько-нибудь "ответов") - ситуация изменится.
Reply
А вот это интересно: «принципиальном сравнении схожести не законов - но принципов, по которым эти законы выстраиваются». Тянет спросить: а что, есть люди, называющие себя марксистами, которые этого НЕ ЗНАЮТ? Нет, серьёзно? Так вот прямо и говорят: я марксист; а сами представляют себе, что в природе и обществе существует некий... свод различных законов, принципиально разных? И при этом все - объективные? Ну, типа там: кодекс законов механики, кодекс законов физиологии растений, кодекс законов стоимости, кодекс законов этой, как её там... социодинамики? Я серьёзно спрашиваю?
Или ответ: да, существуют, и тогда я или утоплюсь в унитазе от стыда, или помру от смеха.....
Reply
А были предпосылки, что «зайдёт»?
Вы всерьёз считаете, что у попсовых авторов столько мозгов и знаний, чтобы обсуждать подобные темы на подобном уровне?
Reply
А вот за это отдельное спасибо.
Reply
Как, увы, и то, что тем не менее почему-то регулярно нечто подобное происходит.
а что, есть люди, называющие себя марксистами, которые этого НЕ ЗНАЮТ? Нет, серьёзно?
Несомненно есть. Более того - я уже специально стараюсь делать подобные оговорки (как и, например, об объективном характере исторических закономерностей с позиции истмата - для меня ещё в школе это было само собой разумеющимся, но в процессе общения я обнаружил, что для некоторых это вообще новость, а для других - момент, о котором вроде и знают, но предпочитают этим знанием не пользоваться).
А были предпосылки, что «зайдёт»?
Да шут его знает... Пожалуй - скорее не было (тем паче - с учётом означенной "сырости"), но попробовать, пожалуй, всё-таки стоило.
Вы всерьёз считаете, что у попсовых авторов столько мозгов и знаний, чтобы обсуждать подобные темы на подобном уровне?
Почему нет? - во-первых - у всех блогов уровень отнюдь не академический, во-вторых - марксизм (как показала практика) вполне доступен восприятию даже вполне рядовых слоёв, а в третьих - социальные вопросы сейчас будут актуальны буквально для всех - сверху донизу - и, разумеется, предпочтительнее начинать шевелиться загодя.
А вот за это отдельное спасибо
Собственно - не за что; по сути - это тоже просто ещё одно "общее место"...
Reply
2. Ну, да, наверное есть. Но это как-то так дико звучит: марксист-идеалист, надо им какое-то нормальное название дать. А то это фигня какая-то, люди и сами себя и других за нос водят....
3. попробовать, пожалуй, всё-таки стоило.
Может быть. Но я вот ПСС Ленина читаю, знаете, ржу в голос. Многое, что с таким упоением обсуждается, и с таким скрипом обдумывается, и так изумляет в момент «открытия» современников, там просто написано русским по белому и более века назад. Не всё, но многое. Я про «Антидюринг» вообще молчу, это с середины восьмидесятых одна из самых любимых книг. И, увы, приходится признать, что современный «марксизм» это, скорее, дюринги, причём, классом помельче оригинала, нежели МЭЛ....
И это давно уже. Я года два назад нашла аудиокнигу Ефремова, столь любимого Анлаззом. «Лезвие бритвы». Увы, пришлось признать, что ни марксистом, ни даже последовательным материалистом Иван Ефремов не был....
4. Марксизм прост для восприятия, гораздо проще, чем кажется тем, кто его преподавал в своё время. Сложна диалектика, и увы, здесь молодых подводит отсутствие системных знаний. Ту же биологию как науку они не изучали, так, куски. Вот вас туда правильно потянуло, чего-чего, а практической диалектики там выше крыши, есть на что опираться. Хотя в биологизм впадать, как я, например.... Ну, кажется, вы лучше защищены.
И без диалектики марксизм это ... Дюринг.
5. Это общее место, но над ним мало кто задумывается. Людям только кажется, что они понимают. А на практике часто выясняется, что - нет. Но это я уже о своём, наболевшем. Я вот тоже знала и думала, что понимаю, но практика свидетельствует об обратном. Слишком часто ловлю себя на том, что пытаюсь провернуть фарш обратно.
Буду думать. Надо понять так, чтобы это вошло в цепь понятий, понимаете, вошло, и заняло своё место.
Reply
Можно думать одну мысль, но с разных (можно даже больше двух) позиций - такое усложнение как правило оправданно результативностью.
ИМХО: абсолютизация (как правило) - следствие стремления к практике: когда ситуация прояснена и решение принято так или иначе приходится отдавать приоритет только одному направлению: идти на две (а то и "на все четыре") стороны одновременно не получится (в некоторых обстоятельствах некий простор для манёвра остаётся, но это всё равно скорее исключение, да и не в плюс эффективности: более целеустремлённый аналог несомненно продвинется куда как дальше).
Так что ничего такого прямо плохого тут нет - ситуация вполне естественная, проблемы же начинаются тогда, когда подобную безальтернативность пытаются "запустить" на более ранних стадиях (анализа, решения и проверки обоснованности сделанного выбора), а то и просто подменить их (само)"уверенностью".
2. надо им какое-то нормальное название дать
Собственно - а зачем? Если для них марксизм действительно определяющ - со временем "шелуха" осыплется, если же только "личина" - истинная суть так или иначе разорвёт ложную оболочку.
3. современный «марксизм» это, скорее, дюринги
Думается - нет: и Дюринг, и Энгельс - социоэкономисты этапа развития капитализма. Современное состояние провоцирует позицию, равно отличную как от первого, так и от второго; что с учётом известного эмпирического правила ("общественное бытие определяет общественное сознание") марксистов удивлять не должно.
Увы, пришлось признать, что ни марксистом, ни даже последовательным материалистом Иван Ефремов не был....
Удивительный вывод - интересно было бы услышать обоснования.
4. Сложна диалектика, и увы, здесь молодых подводит отсутствие системных знаний.
Возвращаясь к предыдущему пункту - и по первому, и по второму нюансу как раз Ефремов наилучшим образом перекрывает эти "сложности": он излагает и истмат, и диамат со всей добросовестностью исследователя-естествоиспытателя: с учётом всей противоречивости условий и решений, последовательно и системно - но при этом вполне доступно.
5. Слишком часто ловлю себя на том, что пытаюсь провернуть фарш обратно.
Это потому, что история (и социальная так же, как и естественная) имеют тенденцию к цикличности - т.е. определённая повторяемость - налицо; просто при этом надо учитывать и линейную составляющую: что каждый новый цикл не тождественен предшествующему, а свершается на новом уровне (новом витке впирали). И если "пружинка" вытянута - этот нюанс очевиден (тут скорее можно упустить воспроизводимость), а при плотно сжатой (и - особенно - с большими радиусами) - прогресс как бы "теряется".
Reply
: абсолютизация (как правило) - следствие стремления к практике: когда ситуация прояснена и решение принято так или иначе приходится отдавать приоритет только одному направлению: идти на две (а то и "на все четыре") стороны одновременно не получится (в некоторых обстоятельствах некий простор для манёвра остаётся, но это всё равно скорее исключение, да и не в плюс эффективности: более целеустремлённый аналог несомненно продвинется куда как дальше).
Так что ничего такого прямо плохого тут нет - ситуация вполне естественная, проблемы же начинаются тогда, когда подобную безальтернативность пытаются "запустить" на более ранних стадиях (анализа, решения и проверки обоснованности сделанного выбора), а то и просто подменить их (само)"уверенностью".
Вот, смотрите, здесь у вас «прояснение ситуации» это что?
Можете мне даже не писать, я и так знаю, для вас это анализ причинно-следственной цепочки. Преимущественно, одной. Ну, может, двух. Синтез где?
Задача думающего не только анализировать, его задача куда шире: познать. Познать сущность явления. Без всякой мистики.
Вот я сегодня покупала китайскую гвоздику. И посетовала, что она вряд ли перезимует. Хотя она многолетняя вообще. И тут же нашёлся «аналитик», который мне посоветовал прикрыть её на зиму торфом. Логично же? Зимы у нас холодные, правда. Человек проанализировал данные, и сделал верный вывод. Он не познал саму сущность явления: почему у нас растения гибнут, не переносят зиму. Он не свёл все факторы воедино. Не произвёл синтез.То есть, не свёл воедино температуру воздуха, длительность зимы и снеговой покров, как минимум. Существенные факторы. Снег у нас выпадает рано. Под снегом температура почвы около нуля всю зиму. ну, плюс-минус, но сильно меньше десяти. Растения укрыты снегом. Но снега МНОГО. Больше метра снеговой покров стабильно. Бывает под два.... Когда он начинает таять, то температура почвы поднимается до плюсовых значений. А тает эта масса долго!!! И многие садовые цветы просто выпревают, гниют под снегом ещё до того, как они от этого снега освободятся. Так что дополнительно укрыть их торфом, как мне посоветовали, это убить наверняка. Особенно гвоздику, которая переизбытка влаги не переносит от слова совсем. Вот вам абсолютизация температуры.
То есть, вам надо не «всё проанализировать», а понять сущность явления «зимовка многолетних растений», выделить существенные факторы, и именно их анализировать. Существенные факторы в данном случае это длительность сезона, температура, снеговой покров, структура почвы, особенности растения. А не то, что вам первое под руку попалось. Первым под руку попадает ограничивающий фактор, фактор,находящийся в минимуме, это понятно. Но он не всегда решающий, и даже не всегда существенный. В случае зимовки растений так уж точно.
Так что мышление это именно познание сущности явления: - познать общую картину и выделить существенные факторы), - анализ существенных факторов, - анализ по ограничивающему фактору (кстати, именно тут самая большая засада: ограничивающий фактор, находящийся в минимальном значении - не всегда решающий, но он на виду, и чаще всего анализируют именно его), - решение о необходимых действиях, - действия, - результат.
То есть, это не бла-бла-бла, а такая, довольно объёмная работа, большая часть которой просто не видна. Она вообще где-то в стороне. В конце концов, изучение типа климата и физиологии растений занимают довольно много времени, практически всё, какое есть. А «подумать» - ну, несколько часов максимум. Скорее даже, несколько десятков минут.
Reply
И вот именно сведение мышления к анализу мешает вам увидеть, что Энгельс НЕ социоэкономист, и не экономист вообще и даже рядом не ночевал. Он философ. Это другое. А Дюринг это блогер того времени. Поболтать, покрасоваться.
Reply
Это потому, что история (и социальная так же, как и естественная) имеют тенденцию к цикличности - т.е. определённая повторяемость - налицо; просто при этом надо учитывать и линейную составляющую: что каждый новый цикл не тождественен предшествующему, а свершается на новом уровне (новом витке впирали). И если "пружинка" вытянута - этот нюанс очевиден (тут скорее можно упустить воспроизводимость), а при плотно сжатой (и - особенно - с большими радиусами) - прогресс как бы "теряется".
Вот это и есть ефремовщина во всей своей красе. :)))) Спирали, циклы, повторение, опора на представления. Идеализм. Где вы видите спирали в развитии человеческого общества? А природы? А экономики? Много вы спиралей в геологии отследили?
Вы хоть понимаете, что «закон природы» существует только у нас в голове, когда он познан? А в самой природе - увы.... Вот то, что случайность это проявление необходимости, а не нарушение закономерности - нормально в голове укладывается? Вот у Ефремова не укладывалось. Его герои, столкнувшись со случайностью, немедленно начинали рассуждать о закономерности. Нет такой связи в объективной действительности! Просто нет. И всегда у него герои сначала думают и понимают, а потом начинают действовать. А мышление не начинается с понимания. Оно начинается с действия, и в действие же превращается. Это один из моментов действия, осознанного действия. Истматом в каком месте у него пахнет вообще? Каким образом у него несколько тысяч землян, попав в чуждую биологическую среду не эволюционировали вообще, а остались землянами с выраженными признаками расы? Это палеонтолог писал!!! Который знает, как влияют условия на живые организмы! Это в «Часе быка» ежели чего. А уж рассуждения в «Лезвии бритвы» о психологии, ох, увольте меня.... Мне там чистой мистики хватило.
Он сделал описание выдуманного мира, частично опирающееся на познанные им принципы, Так же, как авторши любовного фэнтези про драконов описывают выдуманные минералы, а вы решили по нему действовать? Ну-ну...
Reply
🙂
Ну, примерно так же, как играть в шахматы: изучать только собственную позицию и обдумывать только собственную стратегию ("не отвлекаясь" на замыслы противника) - это практически гарантированное поражение (если, конечно, речь идёт о мало-мальски серьёзном уровне).
для вас это анализ причинно-следственной цепочки. Преимущественно, одной. Ну, может, двух. Синтез где?
Нет. Для меня это - изучение объективных данных и поиск закономерностей между ними.
Поэтому я обращаю внимание не только на то, что мне говорят оппоненты, и даже не только на то, что они пытаются сказать (это порой очень разные вещи), но и - когда и по какому поводу происходит оное высказывание (и зачастую обстоятельства оказываются куда информативнее содержания).
В частности - утверждения об определяющей роли человеческого фактора (чуть ли не отменяющего всё остальное) стабильно сопровождаются призывами к действию - немедленному и активному, а ответные указания на то, что далеко не всё в наших руках, а даже и для доступного всё равно мало одного энтузиазма (и надо бы ещё знания, план, подготовку и пр.) тут же расцениваются именно как отказ от той же самой деятельности.
Логика в данном плане действительно очень большое подспорье, но её настоящая значимость - именно для нашего восприятия; в объективности же - понятное дело - нет никаких субъектов и предикатов, противоречий и синтезов (и реальность от этого ничуть не страдает - как Журден не знал, что изъясняется прозой, но говорить это ему нисколько не мешало) - это лишь термины, которыми нам удобно объяснять те или иные взаимозависимости между объектами и пути их (зависимостей) нахождения. Отсюда - приоритет именно объективной составляющей, а не требование обязательности синтеза (если он есть - отлично: логическая система обрела законченность и полноту, если нет - окружающее от этого тем не менее не исчезнет).
Так что мышление это именно познание сущности явления
У вас почему-то выпадает прилагательное из словосочетания "логическое мышление"; так-то "просто" мышление куда старше логики и часто (и вполне успешно) обходится и без оной - мыслить вполне можно образами, ощущениями и переживаниями, даже просто действиями (кошка ловит конкретную мышь, а не вычленяет для охоты "мышиную суть"), а даже вербальные разновидности совсем не обязательно подразумевают "вылизанную" слаженность.
Прошу понять правильно: я вовсе не собираюсь критиковать или - тем более - отказываться от логики, но и в той же мере не хочу абсолютизировать и её: это очень мощный - но отнюдь не безграничный метод.
(если интересно: о логике, фактах и научном методе)
Энгельс НЕ социоэкономист, и не экономист вообще и даже рядом не ночевал. Он философ. Это другое.
Дык - одно другому не мешает: применительно к конкретному вопросу (социодинамике) он выступает именно как социолог (а конкретнее - социоэкономист - т.к. опирается прежде всего на этот аспект), даже если в целом и марксизм, и взгляды его основателей существенно шире.
Ну, а про "рядом не ночевал" - это уже какая-то крайность: получается, что он берётся судить о вещах, о которых понятия зелёного не имеет. Нет уж: философия - и социология, экономика и т.д. - это не противопоставление друг другу, а разные уровни обобщения.
Идеализм. Где вы видите спирали в развитии человеческого общества? А природы? А экономики? Много вы спиралей в геологии отследили?
???
Да, собственно говоря, практически повсеместно...
В социуме: каждое общество проходит этап становления, развития, перелома и деградации - причём как на конкретном уровне, так и формационном - и данные этапы при всех очевидных отличиях на разных ступенях имеют и несомненное сходство (и, например, на стадии развития порой даже качественно отличные варианты больше схожи, чем представители одной формации - но в начале и упадке...). В природе: суточный ритм, смена времён года, циклы усиления и ослабления солнечной активности, периодические перескоки геомагнитных полюсов, лунные стадии - и связанные с оными явления (от менструаций до приливов и отливов)...
Reply
Экономические циклы - сплошь и рядом, правда не в виде якобы предсказательных спекуляций - а как отражение стадийности социоисторического процесса...
В геологии: скачкообразная смена геомагнитных полюсов, неоднократное чередование геосинклинальных и орогенных стадий, проявленная в разных складчатостях, геоклиматические колебания с оледенениями (и межледниковыми периодами) и глобальными геотемпературными максимумами...
Да, вон, хоть на нашу галактику гляньте:
или почитайте об эволюции звёзд...
Вы хоть понимаете, что «закон природы» существует только у нас в голове, когда он познан? А в самой природе - увы...
В смысле "формулировки" - несомненно. Но "словам ведь соответствуют понятия" - закон природы нельзя непосредственно увидеть и пощупать, но взаимосвязь физических, химических, биологических, социальных объектов и явлений - столь же объективная реальность, как и любой булыжник у дороги или восход и закат солнца (хотя это всё - тоже достаточные "условности", которые нам просто удобно так называть).
Нет такой связи в объективной действительности!
Упс! Что - совсем нет?
Т.е. если я, скажем, полью карбонат кальция соляной кислотой - он может зашипит, а может и нет - и реакция между ними не закономерна? Увеличение среднесуточной температуры летом по сравнению с зимой - это каждый раз сугубая случайность, а каждый восход солнца - лотерея?
А мышление не начинается с понимания. Оно начинается с действия, и в действие же превращается.
???
Т.е. вы сперва делаете, потом думаете?
Должен сказать, что это - КМК - несколько странный подход, но изменение порядка (размышления перед действием) об идеализме и/или не-марксизме ну никак не свидетельствует...
Истматом в каком месте у него пахнет вообще?
Знаете, я как-то тексты не нюхал, да и вообще не могу сказать - чем пахнет истмат, но вопрос исторического развития, его особенностей и закономерностей - причём именно с марксистских позиций (того самого объективного подхода) им поднимался неоднократно.
Каким образом у него несколько тысяч землян, попав в чуждую биологическую среду не эволюционировали вообще, а остались землянами с выраженными признаками расы?
О! А вы что - правда этого не понимаете?!
Расовые особенности - это способы биологической адаптации - и они (их степень, направленность, скорость и пр.) зависят от целого комплекса факторов, а работает она следующим образом: если имеется какой-нибудь признак, который оказывается полезен для выживания - его носитель получает преимущество и лучше (больше) размножается - благодаря чему этот признак со временем широко распространяется по всей популяции, а то и становится расовым; другой же - наоборот - ухудшает жизненные перспективы и подвергается (путём отрицательного отбора) выхолащиванию. Так, например, избыток меланина в коже препятствует воздействию ультрафиолета (что сокращает риск рака кожи) - и потому характерен для экваториальных обитателей; недостаток - наоборот - способствует чувствительности и продуцированию витамина D, препятствующему рахиту - что наиболее существенно для холодных областей. Но если как защищаться от избытка ультрафиолета, так и восполнять витаминный баланс мы можем другими средствами, а репродуктивность не зависит от именно биологических показателей - как то мы и наблюдаем в случае технологической (а тем более - космической) цивилизации, то расовая трансформация практически останавливается, или - как минимум - кардинально замедляется.
Reply
"Люди, переселившиеся на планету Зеленого Солнца, прожили там еще немного веков, но от радиации светила приобрели сиреневую кожу и внешне отличались от бронзово-смуглых землян гораздо больше, чем последние от желтых обитателей Ян-Ях."
Это палеонтолог писал!!! Который знает, как влияют условия на живые организмы!
Именно палеонтолог, и именно специалист в эволюционной биологии - который знает, как условия влияют на живые организмы - во всей сложности этого процесса и с пониманием ограниченности и неокончательности этих знаний.
А уж рассуждения в «Лезвии бритвы» о психологии, ох, увольте меня
А психология (вернее - психофизиология: "чистой" психологии там очень немного) - это что: тоже идеализм? А почему?
Мне там чистой мистики хватило
Ну, а привести конкретные примеры вас всё-таки не затруднит?
А то - поверьте - я уже много лет читаю Ефремова - и со всей ответственностью (и подтверждениями) могу утверждать, что никакой мистики - ни "чистой", ни "грязной", ни какой-нибудь ещё там НЕТ.
А большиство критиков как правило являются моральными наследниками французских академиков, которые некогда огульно отказывались рассматривать заявления о падении метеоритов, безапелляционно утверждая: "камни с неба не падают - ибо на небе камней нет!". Это делалось из наилучших побуждений противостояния суеверным заблуждениям, но по сути само становилось идеализмом, т.к. материалистический подход постулирует безусловный приоритет факта - сколь бы диковинным и необычным он нам не казался и вне зависимости от наличия у нас достоверного и рационального его объяснения. Как, кстати, и верности такового - многие явления (горючесть веществ - и флогистон, попятное движение планет - и эпициклы, "животное" электричество) получали сперва вполне обоснованную и логическую трактовку, которая, однако, не выдерживала проверки временем - что, однако, самим исходным данным ничуть не вредило.
Он сделал описание выдуманного мира, частично опирающееся на познанные им принципы, Так же, как авторши любовного фэнтези про драконов
О! Т.е. разницы вы не видите, а раз не видите - то таковой и нет?
Вы точно намерены бороться с идеализмом до полного искоренения? - тогда я могу предложить вам поле деятельности что называется "под руками".
а вы решили по нему действовать?
Смотря что подразумевается "по нему". У Розова был пасквиль на эту тему, где условные земляне будущего, расселившиеся уже по солнечной системе, решили на одной планетке сделать всё "по Ефремову" - вплоть до мельчайших буквальных деталей (типа острова Забвения) - с закономерным фиаско в итоге. Ну, так, буквально следование Марксу или Ленину даст аналогичный результат - именно потому, что там важно понимание, а не механическое попугайничество - и мне казалось, что и это - очевидно.
Ну, а что же за "познанные им принципы"? - как именно он их "познал" и в чём оные по-вашему заключаются? - хотелось бы всё-таки критики посерьёзнее аналогий с любовными фэнтези...
Reply
Да просто потому, что психика отдельного человека на самом деле играет ничтожную роль в жизни общества. А у Ефремова она - один из определяющих факторов.
Reply
А то - поверьте - я уже много лет читаю Ефремова - и со всей ответственностью (и подтверждениями) могу утверждать, что никакой мистики - ни "чистой", ни "грязной", ни какой-нибудь ещё там НЕТ.
То есть, древний артефакт, стирающий память, причём, довольно избирательно стирающий, только кратковременную - для вас нормальное явление? ))))) А гипнотические способности главного героя? ))))
Reply
Остальное мелочи.
Reply
Leave a comment