В начале 2016 года режиссёры что-то прямо расщедрились на фильмы по “дико-западной” тематике и сняли аж две таких ленты: первый, собственно, “Выживший” Алехандро Гонсалеса Иньярриту, а второй - “Омерзительная Восьмёрка” Квентина Тарантино. Но несмотря на практически одну и ту же тематику, две этих картины получились настолько разными, что рассматривать их вместе нельзя: если первый фильм был тягучей, в меру скучной драмой, то второй представляет собой совершенно безбашенный боевик, снятый в лучших традициях тарантиновского постмодернизма: после того, как по экрану побегут финальные титры тебя не клонит в сон, наоборот выходишь с придурковатой улыбкой из кинотеатра и с безумным огоньком в глазах.
Место встречи изменить нельзя
Глава первая. Война между Севером и Югом окончена, ударили сильные морозы. По заснеженной пустыне едет дилижанс с двумя пассажирами: охотник за головами Джон Рут (Курт Рассел) по кличке “Вешатель” и преступница Дейзи Домерг (Дженифер Джейсон Ли), которую он сопровождает до города Редрок, чтобы привести приговор в исполнение (то есть, проще говоря, повесить). По дороге они встречают ещё одного охотника за головами - темнокожего майора Маркиза Уоррена (Сэмьюэл Джексон), который впоследствии со своей добычей (три трупа) присоединяется к процессии.
Конечно, передать всё это так, как показано в картине не получится, поскольку фильм снимал Тарантино. Проще говоря, этот вестерн полон “чёрного” юмора (в буквальном смысле, обидное слово “ниггер” персонажи тут произносят через слово), и сразу показывает, что беременным и детям его смотреть крайне не рекомендуется. Да, это вам не “марвеловские” кинокомиксы с рейтингом “T”!
Начало очень сильное и динамичное, но уже ко второй главе темп повествования заметно снижается и становится более неспешным.
Всего глав в “Омерзительной восьмёрке” шесть (пять плюс финальная) и в некоторых из них персонажи просто сидят и болтают, потому как могут себе это позволить: фильм идёт ни много ни мало три часа, поэтому сюда уместились как задушевные разговоры, так и безумно-жестокий экшен. Самое же интересное начинается в третьей главе, когда тройка главных героя прибывают в “Галантерею Минни”, дабы переждать надвигающуюся бурю.
Фильм очень “локален” и большая его часть происходит в этом самом заведении. В целом, ничего плохого в таком подходе я не вижу, тем более что с “Галантерей…” связана главная сюжетная интрига.
И ближе к четвёртой главе начинается самое интересное: та самая “омерзительная восьмёрка” оказывается в полном сборе, и фильм внезапно превращается в детектив. Причём в детектив с кровью, кишками и, конечно же, с присущей тарантиновскому стилю абсурдной жестокостью: “Вешатель” умирает (выплёвывает свои лёгкие, всё показано крайне натуралистично) от подсыпанного ему в чай яда, а Маркиз Уоррен пытается, тем временем, разобраться в деле.
“Героев”, как и сказано в названии, всего восемь, но к концу, ожидаемо, в живых не останется ни одного. Что поделать, такова традиция.
Экшена и диалогов тут, надо отметить, в меру: так, до четвёртой главы зрителю придётся слушать почти что только одни разговоры. Причём диалоги эти не скучные и действительно напоминают общение людей и пестрят “крепкими” выражениями, поэтому потерять интерес до того, как круг подозреваемых окончательно сузится, не успеваешь.
Все персонажи в этом театре абсурда исключительно ублюдки. Даже вот этот вот джентльмен почтенного возраста, который только и делает, что сидит в своём кресле и что-то бурчит и бормочет себе под нос.
Вообще, в фильме, на удивление, уделяется достаточно много внимания сюжету. “Омерзительная восьмёрка” условно поделена на две части: первая повествует о событиях, происходящих здесь и сейчас, в то время как вторая рассказывает о том, что этим самым событиям предшествовало. Но на какие-то совсем уж неожиданные повороты надеяться не стоит: история достаточно проста и на гениальность уж точно не претендует.
Отдельного упоминания стоит отличный саундтрек, который “въедается” в мозг и о котором забываешь, как минимум, только на второй день после просмотра фильма.
С визуальной точки зрения российскому зрителю в полной мере оценить фильм сложно. Дело в том, что он снят с применением технологии Ultra Panavision 70 и для того, чтобы увидеть все преимущества этого формата, кино должно показываться посредством специальных проекторов, которые есть только в 50 кинозалах мира (и все они находятся, конечно же, не в России). Но даже если оценивать его с “обычной” точки зрения, то фильм выглядит всё равно достойно как с технической, так и с художественной стороны: атмосфера Дикого Запада воссоздана очень достоверно, а от показанного холода у зрителя невольно бегут мурашки.
***
Помню, что когда мне продавали билет на “Выжившего”, то меня спросили, есть ли мне 18 лет. Когда же мне продавали билет на “Омерзительную восьмёрку” меня об этом никто не спрашивал, хотя страдания поросшего бородой Ди Каприо явно не сравнятся со страданиями Сэмьюэля Джексона, которому в ходе перестрелки отстреливают яйца.
Ну а если серьёзно, то Тарантино в очередной раз представил очень оригинальный и самобытный фильм, который придётся по вкусу далеко не каждому, поскольку он бездуховен, жесток и почти полностью сосредоточен на насилии. Поэтому всем тем, кто вдруг устал от “обычного” кино можно попробовать посмотреть. Всем остальным же от “Омерзительной восьмёрки” лучше держаться подальше, иначе есть риск, что поборники нравственности и духовности создадут петицию за запрет показа столь жестоких фильмов на территории РФ и тогда следующий фильм Квентина мы точно не увидим.
Вердикт: нестандартное кино, которое значительно выделяется на фоне всех остальных премьер начала этого года.
Оценка по десятибалльной шкале: 8,0 (“Отлично”).