707

Бали. Часть 5. Пенглипуран

Oct 06, 2016 16:44

...или традиционная деревня в бамбуковом лесу.
Селамат паги, друзья. Как я писал в предыдущей публикации, после рафтинга на реке Талага Ваджа, мы заехали в уникальную деревню Пенглипуран. Сегодня я вам ее покажу и расскажу, чем же она интересна.
Penglipuran Village это небольшая деревенька, сохранившая в себе обычаи и культурное наследие Бали. Название деревни Penglipuran произошло от слов «Pengeling Pura» , что буквально обозначает «помнить своих предков». И деревушку Пенглипуран отстроили такой же, какой она могла быть ещё сто или двести лет назад.  Это уютный и ухоженный поселок с чистыми переулками, очаровательными старинными домиками и ухоженными садами. Большинство зданий в этой деревушке выстроены из традиционного для этих мест материала - бамбука. Крыши домов покрыты бамбуковой черепицей.


Деревня вошла в тройку самых чистых на планете деревень!, уступив место своим «сестрам» в Нидерландах и Индии. Из-за своей эконаправленности деревня получила премию Kalpataru (награда за охрану окружающей среды) от индонезийского правительства. Раз в месяц живущие здесь женщины собираются вместе, чтобы собрать и сортировать мусор. Органический идет на удобрения, а пластик и другие его виды продаются для переработки.




Кое что о культуре Бали.
В каждой деревни обязательно имеется три храма:
Первый или храм деревни - это  храм, который был построен до образования деревни (на Бали сначала строится храм, а уже потом деревня). Центральный храм, посвященный главным религиозным божествам.  Дальний, храм посвященный духам предков, кое-кто его называет храмом смерти. Условно кладбище и рядом с ним. То есть деревня условно делится на три зоны: parahyangan (голова), pawongan (тело) и palemahan (ноги).


Если спуститься вниз по лестнице от главного храма, то начинается центральная часть деревни - pawongan (тело), в которой находится семьдесят шесть домов местных жителей. Дома расположены по две стороны от центральной дороги деревни, к западу и востоку от нее, с каждой стороны по тридцать восемь. Идем по центральной улице. Под каменным забором у алтарей семейного храма сидит бабушка. Тут тень и видимо чуть прохладнее.

В деревне Пенглипуран можно заходить в любой двор и наблюдать быт жителей. Это не считается невежливым и калитки дворов открыты. В этом одна из особенностей деревни. Так вот, каждый участок имеет размер 800-900 квадратных метров. Несмотря на внешнюю музейность, деревня полностью обитаема, в домах живут люди, и в основном, это фермеры и художники. Живут просто, готовят на открытом огне, топят дровами. Я залез в один домик.

Снаружи кухонька выглядит солиднее. Тут же и вправду все из бамбука и дырочки пропускают свет.


А ближе к выходу мини магазинчик, тоже внутри двора. Хозяева плетут корзины, вырезают статуэтки из дерева. Словом не без таланта.


Обязательный в каждом доме храм. Тут очень даже богатый. Не смог пройти мимо.


Балийский традиционный дом состоит из нескольких строений. Как правило, это спальные дома для разных поколений (все живут в одном дворе), отдельное строение для кухни, хозяйственные постройки, церемониальные беседки и фамильный храм. Вайан уже с кем-то болтает в тенечке, пока я снимаю, а кто-то пьет кофе, приготовленный хозяивами дома. Кофе на продажу, не угощение, а часть ассортимента "кафе". Входные ворота там глубине снимка за парой поворотов. У ворот внутри и наливают кофе.


Фамильный храм. Он есть в каждом доме на Бали. Эти небольшие крыши над алтарями могут многое рассказать о древности рода и достатке семьи. Каждый алтарь или такой вот темпл с крышей есть обиталище умершего члена семьи. На кладбище к своим родным тут ходить не надо, все во дворе.

В одном дворе храм побогаче, в другом попроще. В самых богатых дворах темлы содержат прах реального человека, в бедных лишь символические останки без урны. Почему так я уже рассказывал.


Каждый член этой деревне имеет восемь акров земли для постройки дома, сорок акров сельскохозяйственных земель, семьдесят акров бамбукового леса и двадцать пять акров рисовых полей. По правилам деревни, эти земли не могут быть переданы кому-либо, без ведома жителей Penglipuran. Около сорока процентов деревни составляет 112 гектаров бамбукового леса. Но вырубать бамбук просто так нельзя в этой деревне. Для этого нужно получить разрешение от священника деревни Penglipuran.


Поделки на продажу. Выставлены у ворот дома. Во многих дворах можно купить орехи, кофе.


Бобик вышел на улицу, тут тенек. Двор залит солнцем.

У всех домов одинаковые входные ворота - 2.5 метра, которые покрыты бамбуком. Некоторые отделаны более дорого. В ворота может зайти только один взрослый (так высчитывался размер). При этом все дома ориентированы на святую гору Агунг, а крыши домов покрыты пальмовыми и бамбуковыми листьями или черепицей. На воротах вот черепица из бамбука. Впервые видел такое. Девочка скучает, качает калитку и болтает с сестрой.

Вот мы видим фамильный храм, где каждый алтарь покрыт керамической черепицей. В отделке больше позолоты. Я так понимаю, тут кто во что горазд и в зависимости от возможностей.


Ещё один вид оформления храма. И кстати сказать все храмы выходят на улицу. Дома в глубине дворов, а у забора предки. Количество крыш алтарей сразу говорит о древности рода.


Наверное ореховая скорлупа будет использоваться как топливо для печи.


Вроде и рифленая жесть присутствует, а стены из плетеного пальмового листа. Хотя слева вон кладка из блоков.


Очень старые ворота, крышу давно пора менять, но видимо хозяевам не до них. Или старенькие уже или бедность.


В конце деревни кафешка. Обедают полицейские сопровождающие туристов на автобусах.


Что их тут много.


Это самая южная часть деревни palemahan или "ноги", здесь находится кладбище, «пространство умерших». Там  нечто похожее на стадион с мини темплом. Не снимал, не выразительно в визуальном плане. "Уникальная традиция этой деревушки рассказывает нам о том, что жители деревни не кремирует своих умерших, как это делается в других областях Бали. Здесь умерших хоронят на кладбище. Хотя кремация (Ngaben) является важнейшей частью традиций и культуры острова Бали, вот только не в деревушке Пенглипуран." (с) Не уверен в верности этой цитаты.


Большие ворота, это уже не крыльцо дома деревни, это чуть за. Ходит по двору аям. Встретил с десяток таких мамочек с цыплятами разных пород.


Все дворики зеленые, чего тут только не нет. Детишки пугались фотоаппарата и прятались за углы. Преследовать не стал. Хватит того, что вообще бродил по чужим дворам. Заглянул в пару открытых дверей. Внутри видел плоские LCD телевизоры, довольно обычное убранство.


А вот с поля-огорода возвращается бабушка. Никакого музейно-туристического гламура, обычная бабуся, босая и уставшая. За ней башня из черного вулканического камня. Из него тут делают все эти лего-кубики, детали для сбора всех украшательств. Продают ремесленники вдоль дороги. Покупаешь то что тебе надо, сам складываешь.


Традиционный большой дом из плетенки с бамбуком на крыше. Это вне жилой зоны, возле центрального храма. Тут есть и нечто вроде актового зала для комунны. и какие-то еще общественные строения.


Вот кстати пример.  В деревне готовятся к празднику поминовения умерших. В цилиндрах на столах нечто символизирующее усопшего. Я так и не понял что это, видимо у все свое. Как-то потом их будут чествовать, молится всей деревней и потом содержимое этих цилиндров пойдет в алтари фамильного храма у входа в дом.


Переулок. Пустынный. Даже мопедов нет.


Местные жители.


На табличке у ворот дома указано число людей проживающих в доме. Две женщины, двое мужчин, всего 4.


В этом доме трое женщин, четверо мужчин.

Часть закрытого общественного храма. Может это первый, который строят до деревни.


Вход охраняется этой вот парочкой.


Очень богатый семейный храм.


Детализация и многообразие отделки поражает воображение. Это вам не наши цепочки на колышках вокруг цементного надгробника.


Постепенно возвращаемся к верхней точке, где за пределами деревни находится стоянка. Это Parahyangan - самая священная и северная часть деревни. Это пространство считается «местом для богов». Там находится храм Penataran Temple, где проходят все самые важные деревенские церемонии. Небольшая площадь, ы данный момент заполненная туристами. Отсюда открывается вид на всю деревню.


Ворота главного храма.


Тримакаси за возможность увидеть всё это. Рекомендую и вам заехать в Пенглипуран, если занесет судьба на остров.

И закончим обзор  этой красотой. Не перестаю удивляться тому, насколько тонко всё это сделано.


Потом был Убуд, я рассказывал вам о нем в предыдущей публикации. По дороге, правда, заехали в один красивеший масштабный храм, но я присовкуплю его к двум другим, объединив таким образом в большую подборку посвящённую религии. Храмы настолько не похожи друг на друга, что их никак нельзя пропустить. Оставайтесь с нами. Тримакаси.

ЖУРНАЛ ТУРИСТА, FОТО, fuji x10, ЖУРНАЛ, Бали

Previous post Next post
Up