В продолжении беседы о снах …. :)
«…У Горана Петровича это мир взрослых детей. Дом у которого крыша это небо. Путешествие по снам с заходом в сны других. Зеркала разных свойств и возможностей... Мир фантазии разрушенной в итоге реальностью. разрушенный не вообще, а только здесь и сейчас, но заботливо унесённый в себе...» (с)
hedgehog_misty «Читаю сейчас роман "Осада церкви Святого Спаса" сербского писателя Горана «Петровича! Я совершенно очарована этим писателем! Петрович погружает читателя в поистине чудесный мир, созданный его писательской магией - мир, где есть смешение времен и пространств, яви и сновидений... Мир, где окна кельи Св. Саввы смотрят в прошлое и будущее, где церковь Св. Спаса, благодаря молитвам прихожан поднимается к небу, и где из-за козней недруга можно заблудиться в собственном сне... Таинственная эпоха Средневековья, такая знакомая и такая неизведанная! А каким волшебным языком все это написано! (Спасибо еще и переводчику, конечно).
Давно я не получала такого удовольствия от чтения.
Всем рекомендую!!!» (с)
narval Кажется просто невероятным, как человек добровольно соглашается большую часть своей короткой жизни проводить между двумя тьмами. Наивно уверенный, что его надежно охраняют внизу прочный пол, а наверху балки потолка, он даже не думает о пагубности такого образа жизни. Конечно, редко случается, что люди проваливаются в подвальную тьму или им на голову обрушивается тьма чердачная. У смерти по имени Грызодуша медленные туфли, пелерина из тишины и лицемерная маска. Дело в том, что коварные магнитные силы, царящие между этими тьмами, вызывают их медленное, но неумолимое сближение. С течением времени уютное для человека жилье превращается в пожизненную ловушку. Тогда, пришпиленный к собственной коробке, он ясно осознает фатальность своего заблуждения, однако, как правило, не находит достаточно сил, чтобы освободиться, а его душа отчаянно трепещет и бьется, попавшись в страшный капкан, пока не окончится жизнь. (См. Энциклопедию Serpentiana, главу "Общепринятый образ жизни и смерти".) (роман "Атлас, составленный небом", перевод Ларисы Савельевой, читать - в № 6 за 1997 год -
http://magazines.russ.ru/inostran/1997/6/atlas.html "В тот же вечер, вопреки обычаю, бабушка встретила полночь во дворе.
- Хоть на звезды насмотреться, а то скоро здесь будет одна сплошная тень, - объяснила она.
Не далее как на следующую ночь дедушка собрал несколько самых крупных снов и перевязал их лунным лучом. Он подвесил толстую вязанку к высокой потолочной балке, куда не добраться домашней суете и всякому прочему вздору. Он тоже считал, что вскоре нас ожидают черные дни.
- Это нам понадобится, когда у нас у всех от яви разболится голова, - шепнул он в карман жилетки, где у него хранился список самых важных вещей". (Рассказы, в переводе Жанны Гилёвой, № 9 за 2000 год -
http://magazines.russ.ru/inostran/2000/9/petrov.html Для восьми талисманов против всех зол и бед следует взять:
- из левого глаза отражение буквы Альфа;
- меньший круг из тех, что описывает стрекоза на поверхности воды;
- щепотку нежности цветочной пыльцы;
- скорлупку свода размером с ноготь большого пальца;
- самый короткий шум роста молодого дерева тиса;
- вечный запрет оборачиваться;
- по своей мере силу семени;
- вдвойне надежды;
- пару крыльев красивого сна;
- подмышку порхания голубя;
- точку пересечения углов зрения;
- столько снежинок, сколько может поместиться на длинных ресницах;
- слов любви в таком количестве, какое уместится во рту;
- ноздрю запаха душицы;
- по хорошему вдоху всех четырех ветров;
- как можно больше весеннего света;
- неизмеримое упорство тайны;
- любую часть радуги;
- полстакана блеска белого камня на дне ручья;
- два ингредиента, которые всплывают в памяти лишь в день приготовления талисманов;
- на глазок разноцветной пыльцы дневной бабочки;
- связку магии ключей;
- зернышко шуршания скарабея;
- постоянную мысль о влаге перепонок;
- по желанию песни сверчка;
- клуб дыма из домашнего очага;
- на кончике ножа пламени;
- пядь длины пера облака;
- осколок сверкания молнии;
- обычную капельку знания воды;
- докуда достанет взгляд полета сокола;
- вертикаль по крайней мере до пятой небесной сферы;
- в другую ноздрю запаха земли;
- много смеха, которого никогда не много;
- для серьги жужжания пчел;
- пока не заплутает среди стволов, взгляд на лес;
- заносчивость травы под названием "упрямство";
- вязанку послеполуденной тени смоковницы;
- нанизанные на нитку поцелуи;
- немного шума деревянной прялки;
- горсть тепла птичьего пуха;
- широкий взмах букетом базилика;
- искусство наблюдать квадрат;
- вокруг всего линию окружности и
- из правого глаза отражение буквы Омега.
После того как было найдено Вселенское дерево, Подковник разделил свой день на три равные части. Первую он отдал сну, а во сне посещал изумлявшие его области, исследовал дороги, пути и тропы, которые вели его все выше и выше. Вторая часть дня, как и прежде, была посвящена Саше и любви к ней. Остальные восемь часов Подковник занимался изучением Пустоты и поиском как можно более успешных методов заполнения ее.
Ему не пришлось дарить часам много времени для того, чтобы установить, что Пустота относится к мало изученным областям и что посвященная ей литература заросла многовековой паутиной забвения или страха перед знанием. Однако главное Подковник открыл быстро. Пустота существовала всюду вокруг нас, она распространялась и тянулась, соединялась в большие Пустоты, разделялась и дробилась на тысячи маленьких Пустот, осуществляла дерзкие нападения или же с деланным равнодушием кружила вокруг своей будущей жертвы, выжидая подходящего момента для удара. Люди когда-то осознавали ее существование, иногда боролись против нее, а бывало, и легкомысленно не обращали внимания на грозящую опасность. Страшные примеры пострадавших от Пустоты говорили Подковнику о том, что он имеет дело с весьма опасным противником. А кроме всего прочего, главной особенностью Пустоты было ее коварство - она могла смириться, выжидать даже не дни, а годы, потом с яростью набрасываться на новые территории, захватывая их с молниеносной быстротой. Чаще всего она завоевывала память, зрение (хотя пострадавший оставался зрячим), а самым страшным и болезненным было ее внедрение в душу. Те, кто пытался защищаться, выдумывали разные способы: затыкали щели паклей, обносили сеткой, заливали смехом, украшали золотом, покрывали драгоценными камнями, даже отсекали вместе с зараженной частью. Некоторые малодушные вообще не сопротивлялись - сдавали рубеж за рубежом до конца, до последних остатков собственной личности.
Тем не менее, чем яснее становилось Подковнику, против кого он борется, тем больше у него прибавлялось сил, он постоянно находил все новые и новые стимулы для постоянных и весьма многочисленных стычек. Богомила и Эстер он попросил взять на себя самые маленькие частицы Пустоты, размером не больше зерна. Их только что расцветшая любовь шутя дробила такие Пустоты в прах. Опытные Люсильда и Саша, которая уже научилась летать с помощью ресниц, успешно контролировали Пустоту средних размеров, они сообщали о направлениях движения таких Пустот или же своими полетами дробили их на меньшие сегменты, с которыми бороться было проще. Что же касается самых больших частей Пустоты, то за них отвечали Молчаливая Татьяна (так как ее песня достигала даже звезд), Драгор (так как он лучше всех других истолковывал по Энциклопедии Serpentiana непостижимые статьи) и сам Подковник (так как он просто-напросто считал себя призванным быть самым страшным, заклятым врагом Пустоты).
И хотя эта борьба была (и не вызывало сомнений, что и впредь будет) делом мучительным, постоянно чреватым самыми неожиданными поворотами с непредсказуемыми результатами, делом, конец которого было трудно предугадать, - все мы отметили определенное улучшение с того дня, как Подковник взялся за уничтожение Пустоты. Трава и цветы в нашем дворе всегда были свежими и буйными, любовь в доме шла вперед большими шагами, рассказывать сказки стало еще приятнее и легче, на небе луна появлялась гораздо чаще, чем месяц, а Лунная заколка, Лунные рыбки и Лунная банка блестели еще ярче. Кроме того, пусть только никто не поймет это как преувеличение, время от времени нам казалось, что Пустота так далека от дома без крыши, что все мы, восемь человек, слились всего в два человека.
С грустью взирая на то, как Пустота воцарилась над людьми, Государь наш повелел по всей стране своей воздвигнуть новые храмы, а те, что пришли в запустение, восстановить - чтобы вернуть им прежнее величие и красоту. Поднявшиеся повсюду прочные стены, сверкающие купола и высокие колокольни не давали теперь Пустоте спуститься на землю, поэтому она осталась наверху, где ветры разодрали ее в клочья и развеяли.
И народ весь начал славить Государя своего и нашего, хваля мудрость его, по которой он освободил их от той напасти и спас их тела и души. А в стране (тогда) наступил расцвет красоты, земля с каждым годом родила все щедрее, женщины становились все плодовитее и всеобщая любовь, почтение и разум стали приумножаться, а мне, грешному иноку, выпало счастье все это видеть и в сем камне запечатлеть. В добротой освященные дни святородного и великого Государя Стефана Милутина, короля сербского, и архиепископа нашего Никодима. Богу слава во веки. Аминь
“Я могу рассказать тебе о многих местах на Свете. Куда только ни садились все горлицы с моей шали.
Как тяжела вода священных рек. Каково море в крошечных рыбацких поселках. Песчинка песка в пустыне.
В чем особенность взгляда с глетчера. Почему в степи стебель травы кажется более стройным, чем сосна.
Где больше неба, здесь или там. Каков ты между сводами ясной ночи. И куда расти до Великой колесницы.
Я могу рассказать тебе о многих местах на Свете. Но ты лучше поймешь, если я тебе об этом спою.»
© Горан Петрович "Атлас, составленный небом"