Dec 10, 2012 21:46
Знакомство с бурятской культурой и с языческим жертвоприношением...
Выйдя из монастыря мы захотели познакомиться как вообще живут буряты, но не знали как это сделать. Посовещавшись, решили, что у нас вкрай мало времени чтобы что то успеть узнать. Пошли к бурятскому особому кафе, чтобы поесть местной еды. Почувствовать хоть так бурятский колорит На вкус, и даже специально выяснили где именно бурятское кафе а не такое, которое для гостей. Нам даже объяснили как себя нужно вести чтобы нас там обслужили а не вежливо выставили. Мы действовали по инструкции, вроде нам рассказал о том какой-то дальнобойщик из местных и то только потому что мы объяснили что хотим познать бурятскую культуру.
Большой зал кроме нас никого нет так как еще утро, и бурят выходит к нам одетый в белое с черным, что то долго выясняет у нас но все таки приносит меню, Местная еда, позы, оказались жутко дорогим блюдом, Одна несчастная поза стоила тридцать рублей! Мы шокировались, и, посовещавшись, решили взять только одну, просто чтоб попробовать.
Нам буряты принесли две, потому что как они сказали, позы по одной никак нельзя подавать. Мы повеселели, нас это умилило, сидели счастливые и солнышко освещало А, его нервно дрожащие руки и отчаянные глаза заказного убийцы. Написала так потому что написалось так…
Сходили еще в местный музей под открытым небом, который был недалеко. Нам про него рассказывал Олег или еще кто-то, и тут мы узнали что он совсем недалеко, местные все почему то ездили туда на автобусе, по загадочной для нас причине, мы решили прогуляться, помню со всей прогулки я только фонарный столб - вилку под которым по примете стараются обходить иначе мол выйдешь неизвестно куда, и что там вообще было слишком много странных дорог пересекающих наш путь под косым углом...
Музей был необыкновенным. Входящие вначале оказывались среди доисторических пещерных камней, потом были разного рода юрты, и бурятские шаманы тут же прямо при нас совершали какой-то их ритуал. А. было заинтересовался, но я сказала «Нечего!»…
Муж мой смирился, мы немного понаблюдали и пошли дальше. Это вроде было жертвоприношение в честь какого то главного предосеннего праздника язычников бурят, и А. был в курсе, так как сам несколько лет практиковал шаманизм. Он хотел поучаствовать, то есть поесть с язычниками этого несчастного оленя, его сырое мясо. Но я как вросла в землю, и категорически отказалась. Даже сказала мужу нечто вроде того, что если он хочет, то может пойти, но только тогда мы расстанемся. Я просто для него перестану существовать. У меня сказать по правде и на расстоянии было чувство что мы в этом соучаствуем, и мне весьма тяжко это чувствовалось. Причем действительно, жутко захотелось есть, причем обязательно мяса. И одновременно тошнило.
Все это прохождение переживалось мною как мы правда прошли все эти времена. От пещер до шаманов. В один день и в один час. Потом мы как зависали. Стояли потерянные. Как то нарушилась последовательность.
Потом вдруг была эпоха русских переселенцев, но причем с предыдущим никак не связанна и как то почти параллельно, избы казаков и настоящая церковь. Мы хотели туда зайти, но она была недействующая … Макет церкви. Меня это потрясло, как это так. В музее вообще все было недействующим макетом, кроме настоящего языческого жертвоприношения, делающегося раз в году, на которое мы совершенно случайно попали.
Как мы пошли благодарить буддийских монахов.
Мы вообще тут же хотели ехать дальше, но вернулись в дацан, чтобы поблагодарить. Выловили проходящего мимо монаха, не знаю того ли. Они все были для нас на одно буддийское лицо. Только этот был в темно-красном, почти бардовом одеянии. Узнав, зачем мы пришли, пригласил нас к себе в свое жилище. Кроме него самого, там было множество других бурятов-монахов. С нами стал разговаривать тот монах, который лучше говорил по-русски.
Вообще то это поначалу был не разговор. На нас буквально напали, когда мы еще стояли у порога. Стали обвинять в том, что мы порабощаем их, и убиваем их культуру.
- Кто - мы? Изумилась я.
Да, вы, русские! И монах дальше повел речь о тотальном разбивании их культуры которое делают русские. Речь шла о водке, об разврате по телевиденью.
Я изумилась. Неужели вы думаете, что это русская культура?
А какая?
Я объясняю, про гнилое влияние запада. Про так называемую попсу. Про то, что русская культура не такая, что раньше каких то несколько сотен лет назад русские жили в деревнях общинами, занимались земледелием, и что водку выдумали много позже, и что русские сами порабощены и заражены, и сами почти утратили свою культуру. Что нас жалеть надо, сочувствовать, а не воевать с нами.
Монах при словах о западном влиянии кивнул. Меня слушали с напряженным вниманием. Я заявила, что им еще с нами, русскими, повезло. Если б тут были американцы, например, от бурят бы вообще ничего не осталось в пару десятков лет. Вам повезло, говорю, что вы еще сталкиваетесь с западом не напрямую, а через нас, Русские на деле народ довольно терпимый, и чуждые нам культуры мы не ломаем, а гнем под себя. Вы еще можете успеть приспособиться.
Однако он стал перечислять массу какой-то конкретики, Я не всегда понимала, вообще о чем речь.
Заявила, что в любом случае, лично персонально мы не можем нести ответственность за всех и за перечисленные дела.
Почему не можете, если вы - русские? Спросил бардовый буддист-бурят.
Я объяснила, что мы вообще не отсюда. Что Россия большая а мы всего лишь отдельные личности. Что мы приехали очень издалека. Ехали много дней и именно сюда, До их монастыря и до них самих сейчас вообще не видели ни одного живого бурята и никогда с ними не общались. Как мы можем отвечать за то, с чем вообще никак не связаны? Там где мы живем, есть только русские, и китайцы, но они за рекою. Мы сами не чистые русские и русские нас за своих не всегда принимают. А. наполовину башкир, это типа кочевники, я вообще неизвестно какой национальности и довольно часто сталкивалась с ненавистью русских в этой связи. И вообще, если бы я видела в своей жизни хоть одного бурята, которого обидела, то можно было о чем то говорить, а так не о чем, потому что первый бурят, с которым мы познакомились так это тут в монастыре было и нам тут странно, но все таки интересно.
Что мы приехали именно потому, что нам стала скучно в нашей культуре и мы первым делом пошли знакомиться с другой. Что нам рассказали наши друзья, что сдесь есть необычное место, Иволгинский дацан и мы прошли тысячу километров чтобы посмотреть на него.
Багровый монах уточнил, действительно ли мы пытаемся познать их культуру, и как именно мы это делаем.
Ну, как объяснить… я задумалась. Вот, сегодня мы пошли в бурятское кафе, чтобы попробовать вашей еды. Купили одну позу, потому что дорого, но нам принесли две позы, потому что по одной их не подают и Мы весьма тому порадовались.
А почему именно пошли покупать еду?
Ну… у нас мало времени, ехать нужно. Мы люди конкретные, плана физического, и хотели почувствовать на себе бурятскую культуру, так нам понятнее будет. У нас где мы живем тоже есть то что не едят вообще в России. Например, тот же папаротник, который раньше ели только в Японии, или грибы которые мы едим в диких количествах, причем даже такие которые ядовитые. Мы их вымачиваем в воде и едим, а вот на Западе России например на Украине грибов не едят, и мы туда ездили и учили их что это можно есть.
Монах нас еще чего-то поспрашивал и пригласил к столу, собственно, есть позы. Огромная чаша с позами стояла на столе непонятно откуда взявшаяся. Мы вместе ели. Монах стал спрашивать нас, куда на самом деле мы едем и чего ищем. Я объяснила про поиск чего то Необыкновенного. Монахи взволновались, сказал, что да, если мы ищем Необыкновенное, то нам действительно нужно в Иволгинский дацан.
Только решимся ли мы туда ехать, ведь это далеко и тяжело. Мы стали выяснять, где конкретно этот дацан находится. Надо было ехать на автобусах ,а потом тридцать километров идти пешком. Я загорелась. Ну, это мелочи, говорю. Дойдем! Очень уж захотелось какого-то подвига.
Еще монах сказал, что позы буряты предлагают только самым дорогим гостям. То что нас приняли как самых дорогих гостей хотя вначале обвиняли произвело на меня благоприятное впечатление. Так я и стала расспрашивать, как именно нужно благодарить по их традициям.
Если вы хотите лично монаха поблагодарить, то вот, запишите его имя в храме и можно сделать подношение. Это сказал другой монах который до того молчал.
Как я напишу его имя, если я не знаю как звали того, который пустил нас ночевать? Спросила я.
Меня зовут М…! Громко сказал этот парень, и мы удивились. Его было совсем не узнать. На этот раз он был весь в золотом, так мне помнится.
Провожали нас целой толпой, все стояли. У меня опять что то стряслось с восприятием и я их видела теперь всех в черных одеяниях. В это время замяукала кошка. О! сказала я. Я тоже люблю кошек. У вас есть кошка? Сказали, есть и смутились. Я поняла, что это у кого то из них звонил сотовый, увидела вдруг что как они бедно живут, как то прямо мрачно и хотела сказать им чтобы они не отвергали действительность. Однако, не сказала, потому что тут же поняла что именно отказ от матерьяльной культуры входит в их традицию…
Ну все равно… зачем же так убого жить? Можно ведь сделать посветлее и поудобнее… Их и другие культуры презирают за то что внешне они такие убогие. Но однако они очень необыкновенные, прекрасные и умные, но это сложно понять.
поняла их смущение и заторопилась уходить.
свадебное путешествие за Необычайным,
любовь к жизни,
вопросы,
благодарность,
буддизм