ПРИГОДИТСЯ ВОДИЦЫ НАПИТЬСЯ...
СТИХИЯ ВОДЫ В НАРОДНЫХ ПОВЕРЬЯХ, МИФАХ, СКАЗКАХ.
Из книги «Русалки и водяные. Водная стихия в русской традиции», Жанна Андриевская.
В старину человек верой и правдой жил. А ещё в согласии с природой-матушкой, в уважении к ней и почитании её законов.
Откуда есть пошла земля?
Один русский миф рассказывает, что сначала кругом была хрустальная вода. И росло только одно дерево мировое. А возле него плавала уточка. Однажды уточка нырнула поглубже и с самого дна достала сначала один камушек, потом другой, третий. Выросла целая гора рядом с мировым деревом. И началась на той горе величественной история рода человеческого.
И в другом народном мифе жизнь от сильной воды пошла. Однажды на серой, холодной и безжизненной земле вырос белой, сверкающей горой Алатырь-камень. А из-под него побежали реки чистые да полноводные. И зазеленела-зацвела земля по берегам тех рек глубоководных. В глубине земли проснулись корни деревьев, потянулись вверх, к солнечному теплу. Скоро между деревьев причудливых люди первые прошли и первые тропинки проложили. Потом дома начали строить и жить в них. Так началась история людей.
В сказках русских, в былинах, в мифах вода словно человек: радуется хорошему, любит честных и верных, помогает праведным, заслоняет путь нечистым, определяет судьбу тех, кто сомневается, по своему разумению может волной большой подняться против ворогов лютых, а может и узеньким ручейком лечь под ноги страннику юродивому, убогому, которому не помочь нельзя.
А ещё вода может петь и кричать, шептать и стонать, засыпать и просыпаться, бегать и замирать, танцевать и плакать.
Чудесная сказочная вода из родника ли, из колодца ли, из речки ли, родной или за тремя морями спрятанной, помогает женщинам страдалицам долгожданного ребеночка родить. Стоит только её испить по совету старца мудрого или старушки праведной.
В старину наши люди всегда были уверены, что вода - это граница. Иногда между очень и очень разными мирами: добрым и злым, светлым и тёмным, праведным и лживым, живым и мёртвым.
«- Сыны мои милые, напали на нашу страну страшные враги, змеи лютый идут на нас через речку Смородину, через чистый Калинов мост [Река Смородина (от «смород, смрад» резкий неприятный запах) образ из многих славянских сказок, былин. Согласно народным легендам, Смородина отделяет мир мёртвых от мира живых. Её представляли кипящей, бурлящей, огненной. Вроде бы как даже не вода в ней текла, а смола. В фольклоре у этой реки много и других названий: Смародинка, Пучай-река, Нетеча, Оман-рева (вероятно, Обман-река), Израй-река и др.]. Всех людей кругом в плен взяли, землю разорили, огнём пожгли.
Не плачь, матушка, не пустим мы змея через Калинов мост [Русская народная сказка «Бой на Калиновом мосту».]».
И находились смельчаки, которые обязательно хотели или попасть навсегда в тот другой мир, в заводье, или хотя бы просто подглядеть, подслушать.
Но попасть в другой мир - значит в этот, любимый, светлый, чистый, добрый, праведный, не вернуться. Сгинуть, пропасть, исчезнуть Вот и рождались сказки с мечтой о том, что вернуться всё-таки можно, но для этого нужно преодолеть самые сложные испытания. Например, Садко [Садко - герой нескольких былин и сказок.], купец из Нижнего Новгорода, чтобы выбраться со дна океана, где будто бы гостил у Владыки морского, по совету его племянника Водяного, женился на красавице Чернаве-реке, а уж та его спасла, вернула на землю.
А как любили в старину гадать у воды! Ей что сделается - как была, так и будет, зато не скривит, всю правду покажет.
Зимой у проруби девушки высматривали во время Святок [Святки празднуют от Рождества до Водокрещей с 7 по 17 января.] судьбинушку свою. Как тронет первый ледок водицу, так и застынет на нём рисунок вот и рассматривает его девица: что увидит, то и сбудется. Мало того: верили, что воды святочной надо в дом принести да опустить в неё горсточку зерна: каким рисунком оно сложится то и ждать надо.
Во время Троицы [Троица (Пятидесятница) летний праздник, который отмечают на пятидесятый день после Пасхи.] все у реки-озера собирались. Парни прогуливались по бережку, у костров собирались, плясали да песни пели... А вот девушкам хотелось побыстрее свой веночек из трав изумрудных да цветочков лесных по воде пустить. Венок утонул сразу - не к добру, у берега остался, не поплыл - пока ничего не изменится в жизни. К другому берегу венок потянуло - значит, быть девушке скоро за мужем. Но если его река дальше понесла, то уехать вскорости девушке из дома родимого, попрощаться с матушкой и батюшкой, и не знала она - то ли тосковать, то ли радоваться.
Во все времена водой лечили.
В сказках вода мёртвая и живая была. Мёртвая (пресная или горькая) изрубленное, израненное тело восстанавливает, а живая (сладкая и тёплая) душу возвращает, оживляет.
«Орёл бросился на сине море, схватил и вытащил бочку на берег, сокол полетел за живой водою, а ворон за мёртвою. Слетелись все трое в одно место, разбили бочку, вынули куски Ивана-царевича, перемыли и склали как надобно. Ворон брызнул мёртвою водою тело срослось, соединилося; сокол брызнул живой водою Иван-царевич вздрогнул, встал и говорит:
- Ах, как я долго спал!» [Русская народная сказка «Марья Моревна».]
А в жизни знахари собирали воду чистую из семи колодцев и верили, что она от любого недуга поможет: раны промоет, затянет, простуды укротит, сердце успокоит, печаль из души выгонит.
Святочной водой омывали тело больного, чтобы прошла лихорадка. Дождевую воду небесную женщины собирали, чтобы умывать лицо, мыть волосы: так ведь можно стать и моложе, и красивее.
Да что там дождевую или талую! Просто в баньку сходить, да помыться в трёх водах (чистой, угольной и снова чистой), да ещё и берёзовым веничком попариться, а потом ещё и в снегу покувыркаться - вот где чудо-то настоящее, живительное, от всех недугов спасающее!
Родниковую воду пили бережно, ковшичком руку складывали, боясь хоть одну драгоценную капаю мимо пронести.
Солнечной водой (в полдень зачерпывали из открытого колодца) ребятишек, только что родившихся, обмывали, чтобы была им в жизни удача, чтобы солнышко путь согревало, помогало в минуты трудные.
Лунной водой (в лунную ночь оставляли горшочек с водой на крылечке) обрызгивали печь и лавки в доме, потому что от луны сила воде серебряная даётся очищающая («Вода сама себе царица»).
А роса? Вода небесная... Как не верить в её силу дивную? «Все мы растем под красным солнышком, на Божьей росе...»
Вот и выходили поутру самые смелые бабоньки туда, где травица шелковистая вызрела, раздевались и нагишом кувыркались. «Росою да через серебро умыться - бела будешь», - так говорили в народе.
Прокловы июльские росы [По народному календарю 25 июля отмечали Прокловы росы - день росы.] спасали от слова чёрного, злого, от болезни («На Прокла умойся глаза злого не бойся»), поэтому её собирали рушничками белёными и протирали младенцев да стариков немощных, чтобы здоровее были, окропляли углы избы, чтобы нечисть там же и запереть, если вдруг вылезать вздумает. А еще Проклову росу добавляли в утренний хлеб - чтобы в семье всегда лад был.
Вода в себя всё вбирает, впитывает. Достаточно «поделиться» с ней невзгодами, и она утечёт вместе с ними - и помнить про них не надо даже. Делать, это учили так: зачерпнуть воду по течению воды (в роднике, в реке), возвратиться домой, ни с кем не разговаривая, проговорить на воду заветные слова, выпить половинку воды, а половинку вылить на себя.
Но для воды и запреты были. Учили деды:
Не бери воду после покойника [Имеется в виду вода, которой обмывали умершего человека.] , да мало того, не бери ту воду, которая покойника видела, [В старину не принято было мыть руки, лицо водой, а уж тем более пить её, если она стояла возле покойника. Когда тело выносили из дома, то первым делом выливали всю воду, что рядом стояла, Считалось, что она может в себя смерть впитать и поэтому пользоваться ею к смерти.] - вылей её под берёзу.
Не опускай ноги в воду с мостка, водяниха, русалки защекочут, за собой на дно реки утянут, а если хочешь купаться так сначала крестом воду осени.
Не купайся в росе, пока трава не вызреет, - до той поры она сладкая, а значит, пристанет к тебе всё как хорошее, так и плохое, поберечься надо бы, подождать не худо, когда косить можно будет: «Вся роса под косой» [Имеется в виду инструмент для срезания растений.].
Не перевози больного человека, а ещё хуже - покойника, через реку или даже через ручеёк - пересохнет так, что засуха будет; а если никуда не деться и перевезти надо, так поставь в лодочку свою горшочек с водой речной.
Когда воды набираешь, чтобы лечить кого-то, не говори ничего, помолчи, пока домой её не принесёшь, иначе утечёт вся сила водная - и не увидишь, как да куда.
Никогда не ругай ту воду, которую испил только что, - тело высохнет.
Ночью не пей воду из реки, не стирай, не ходи к колодцу, не мойся в бане: нечистая сила не спит утянет за собой.
Не плюй в воду, не оскверняй её грязью - скверна вся на тебя же и обернётся («Не плюй в колодец - пригодится водицы напиться»).
Не бросай ничего в колодец, разве только тогда, когда нужен сильный дождь - или горсточку мака, или немного семян льна, в крайнем случае - ковригу свежего хлеба.
• Вода и землю точит, и камень долбит.
• Вода о воде не плачет.
• Вода путь найдёт.
• Вода с водой, не как гора с горой сливается.
• Воду варить - вода и будет.
• Всяк несёт уста, где вода чиста.
• Где много воды, там и черпают.
• Покуда есть хлеб да вода, всё не беда.
• Разлитую воду подбирать с земли не всякому легко.
• Решетом воду не черпают.
• Чистая вода для хвори беда.
• Что за беда, коли пьётся вода.
• Что с водицей рядиться.
• Лучше воду пить в радости, чем мед в кручине.
• Богато живём - сполна воду пьём.
Из книги «Русалки и водяные. Водная стихия в русской традиции», Жанна Андриевская:
О КАЛЕНДАРНЫХ «ВОДНЫХ» ПРАЗДНИКАХ И НАРОДНЫХ ОБРЯДАХ. НАРОДНЫЕ ИСТОРИИ О ВОДЯНОМ.