Мавр сделал своё дело - мавр должен уйти

Dec 24, 2010 21:20

Судьбы некоторых из главных палачей Царской семьи и адмирала Колчака:
В 20-х годах они слыли героями, писали воспоминания и на встречах с комсомольцами и пионерами рассказывали о своих палаческих заслугах как о революционной доблести. Хотя закулисными организаторами бессудного убийства являлись в первом случае Ленин и Свердлов, во втором - лично ( Read more... )

Николай II, революция, большевики, Колчак

Leave a comment

64vlad December 25 2010, 12:26:06 UTC
О Нестерове и его устном рассказе об участии в аресте Колчака есть рассказ в книге Вашего земляка, журналиста Георгия Егорова, "А.В. Колчак: последние дни жизни" (Барнаул, 1991), там сборная солянка, и воспоминания уголовника Ваньки Бурсака записаны (комендант Иркутска, командовавший расстрелом, в прошлом - одесский урка Борух Блатлиндер, к несчастью, уцелевший в годы репрессий - а Нестеров отсидел своё в 30-х).
Ваш рассказ о дочке Юровсокго напомнил мне замечательный рассказ одного бывалого старика (ныне покойного), заслуженного работника культуры. После войны он - тогда еще 30-летний мужик - работал директором школы-интерната, и врачом там был пожилой интеллигент, родом белорус, уехавший из Киева в Сибирь после войны. На вчопрос моего знакомого, кой черт занес его с теплой Украины в Сибирь, этот дед поведал ему замечательную историю. Когда немцы в 41-м заняли Киев, его взяли в гестапо по подозрению в еврействе (как многие белорусы, он носил фамилию с окончанием на "вич"). И дальше - такая картина: Вызывает его к себе лично начальник киевского гестапо в генеральском эсэсовском чине. И спрашивает:
- Итак, вы отрицаете, что вы еврей?
- Да, отрицаю.
- Какие доказательства можете предъявить в свою защиту?
- Пожалуйста, вот паспорт.
- Советским паспортам мы не верим. Свидетельство о крещении есть?
- Нет, я родился и крещён в Николаеве, может, и церковь-то ту снесли большевики...
- Какие же доказательства вы можете привести в свою защиту?
И тут старика осенило:
- После университета я отбывал воинскую повинность в лейб-гвардии его величества уланском полку вольноопределяющимся, в качестве полкового врача. Да будет вам известно, евреев при царе в гвардию не брали!
Генерал продолжает его экзаменовать:
- Как фамилия командира полка?
- Генерал-майор такой-то.
- Фамилия командира первого эскадрона?
- Ротмистр такой-то.
- Командир второго эскадрона?
- Барон такой-то.
Тут генерал встал из-за стола, протянул ему руку и сказал:
- Доктор, и вы до сих пор меня не узнали? Я вас сразу узнал...
Короче, этот генерал был остзейский немец, до революции верой и правдой служивший Государю Императору, а после всех событий уехавший на историческую родину. Такой вот великолепный розыгрыш устроил. Теперь Вы понимаете, почему освобожденный из гестапо доктор после окончания оккупации срочно покинул Киев...

Reply

(The comment has been removed)

64vlad December 25 2010, 12:50:06 UTC
Егоров - едва ли не первый советский журналист, попытавшийся неоднозначно взглянуть на тему Колчака. Изначально был обычным "совком", членом партии, работал на радио, в процессе сбора материалов для книги о гражданской войне в Сибири наткнулся в архиве на письмо Колчака Тимиревой (то самое, так и не полученное ей, которое он писал за считанные дни перед расстрелом и которое перехватили чекисты), разыскал саму Тимирёву в Москве и...по мере общения и знакомства с документами понемногу стал менять мировоззрение. И хотя пытался писать "между строк", для подцензурной советской печати, книгу его не выпустили, а им заинтересовались в "конторе". После одного неосторожного выступления на радио его исключили из партии и Союза журналистов, а его сына исключили из университета (возможно, в каких-то деталях ошибаюсь, т.к. рассказываю по памяти)

Reply


Leave a comment

Up