О "драконе" и фетише демократии

Mar 15, 2015 13:49

Козырным аргументом поборников демократии в России становится тот, что-де только демократия способна победить коррупцию. Позвольте, но разве не вы называли период 1989-93 гг. демократической весной, и разве не тогда (прежде всего с началом ельцинской приватизации) коррупция на постсоветском пространстве (не только в России) достигла чудовищных ( Read more... )

расейская демократия, расейская интеллигенция

Leave a comment

akimov_vv March 16 2015, 08:14:01 UTC
= А пока не можете - ну, до Сталина, пожалуй, не дойдёт (и слава Богу), а вот Франко (западный аналог Колчака) вполне реален и вполне уместен. И это вам будет не двойственный, непоследовательный Путин. =

А что, разве уже есть кандидатура?! :-)

Вообще-то это - достаточно общее место: всем всегда хочется иметь лидера, достаточно твердого и жесткого для победы над криминалом и коррупцией. Но одновременно - достаточно мягкого, демократичного и заботливого в социальном плане; и при этом чтобы был и толковым экономистом; и в геополитике мышей ловил; и национальные интересы на международной арене отстаивал, но при этом до войны не доводил, и пр., и пр.

Люди такие, вне всякого сомнения, есть - страна большая. Но получается парадоксальный замкнутый круг: вся политическая система выстроена так, что именно тех, кто нужен стране и обществу, она отторгает, отсекает еще на ранней стадии приближения к реальным рычагам власти. А чтобы прорвать эту блокаду и прорваться-таки к ним, надо быть и циничным, и жестоким, и беспощадным, и лживым, и популистом, и подкупать одних, и предавать других, и пр. То есть - быть антиподом по отношению к обозначенному идеалу лидера.

То есть, получается, сначала надо побыть "сильно плохим" для того, чтобы получить возможность стать "сильно хорошим" - как Франко или Пиночет. С этим можно было бы согласиться, если бы была хоть малейшая уверенность, что дойдя до власти, политик, поначалу "плохой", захочет-таки стать "хорошим", а не предпочтет остаться "плохим" - особенно с учетом того, что абсолютная власть абсолютно и развращает.

Тут без задействования потенциала Его Величества Народа не обойтись, иначе этого порочного круга не разорвать. Нужны подлинные гражданственность, политическая активность и политическая культура хотя бы ...ну, у 50% взрослого населения, готового взять на себя ответственность по всем вопросам - начиная со способности стиснув зубы и не рассчитывая на подачки власти, работать на своем месте, и кончая готовностью к массовым политическим акциям в случае, если лидер явно все делает "не так".

А вот с последним-то у нас - увы, полный швах. Феномен Симеона Бекбулатовича Медведева и третий срок президентства ВВП (с перспективой четвертого) подтолкнули население к едва ли не полному политическому абсентеизму.

Reply

64vlad March 16 2015, 12:09:27 UTC
Я не разделяю теории "анти-отбора". В любом, даже отрицательном отборе в бандитских сообществах, вверх выдвигаются люди, наделённые сильными качествами (хотя и фактор случайности действует - Горбачёв, например, не был сильным деятелем. А Хрущёв, Брежнев и Ельцин, проявившие себя как искусные мастера борьбы за личную власть, оказались посредственными, а то и со знаком минус, государственными деятелями). Думаю, государство не может долго жить по принципу "хватай себе и семье, а плебс пусть сам о себе заботится". Поколение людей, отравленных хватательным рефлексом 90-х, соблазном Большого Хапка, постепенно сойдёт со сцены, и придут люди, которые неизбежно задумаются: а что дальше? не лучше ли строить семье и клану гарантированное будущее здесь, чем надеяться на рывок за кордон в час "Ч", где у нас, пожалуй, ещё и отнимут "активы"? А в современном обществе такое будущее мыслимо только через динамичный экономический рост, ибо ресурсы истощаются. Я верю не в благородство политиков, но в ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ, который когда-нибудь победит. И мне ясно, что произойдёт это, конечно, не через демократию.

Reply

akimov_vv March 17 2015, 06:45:41 UTC
= Я верю не в благородство политиков, но в ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ, который когда-нибудь победит. И мне ясно, что произойдёт это, конечно, не через демократию. =

Да я тоже, в общем-то, всегда был сторонником здравого смысла (во всем, не только в политике), и в этом смысле мне лично все равно, через демократию или иную форму правления либо политического режима он победит.

Но у нас, к сожалению, именно здравый смысл чаще всего и приносится в жертву личным интересам и амбициям - на всех этажах государственного управления. В итоге, то, что нужно стране и людям, делается не через демократию или авторитаризм, а (простите), через ....

А "Протестантской этикой ..." М. Вебера я когда-то тоже зачитывался.
Кстати, у него есть и очень интересные статьи "в тему" - о конституционализме и перспективах демократии в России применительно к событиям 1905 и 1917 г.

Reply

64vlad March 17 2015, 10:27:44 UTC
Вот по России у него практически ничего не читал. Не скажете названия?

Reply

akimov_vv March 18 2015, 07:08:28 UTC
Я пару его статей 1906 года («К положению буржуазной демократии в России» и «Переход России к псевдодемократии») читал достаточно давно в каком-то дореволюционном сборнике, кажется, вышедшем одновременно с «Вехами». В сети они, кажется, есть только на немецком языке:

Max Weber. Zur Lage der burgerlichen Demokratie in Russland
http://www.zeno.org/Soziologie/M/Weber,+Max/Schriften+zur+Politik/Zur+Lage+der+b%C3%BCrgerlichen+Demokratie+in+Ru%C3%9Fland

Max Weber. Russlands Ubergang zur Scheindemokratie
http://www.zeno.org/Soziologie/M/Weber,+Max/Schriften+zur+Politik/Ru%C3%9Flands+%C3%9Cbergang+zum+Scheinkonstitutionalismus

Но есть статья о них:

http://ecsocman.hse.ru/data/958/735/1217/013.DAVYDOV.pdf

Reply

64vlad March 18 2015, 08:03:00 UTC
Спасибо!

Reply

Р irkol March 17 2015, 15:58:04 UTC
Вот такой парадокс у нас- дети демократов очень часто становятся республиканцами и так далее через поколение. Сама наблюдала. Это как дети восстают против идеологии отцов. Дети бывших хиппи сейчас в основном республиканцы (35-40 летние), особенно это заметно у нас в СФ, где этих хиппи было пруд пруди в 60-е. Сейчас смотрю на них, старичков в линялых футболках и курящих травку на H-Asbury так жалко их становится. Чем-то мне они Обломова напоминают. Все живут какой-то мечтой, естественно нигде не работают(не научились), живут на подаяние и интерес туристов тоже как как "говорящим собачкам"- печально. А их дети работают и строят семьи, им идиология "комунн" и "хиппи" вообще претит, так же как и их папаши с мамашами. Вот такой диссонанс.

Reply

Re: Р 64vlad March 17 2015, 17:48:36 UTC
Любопытно! Вообще, как правило, такие бунтари жалко кончают жизнь. Нечто подобное я читал и о французских леваках, устроивших знаменитую "студенческую революцию" 1968 года.

Reply

Re: Р irkol March 17 2015, 19:10:38 UTC
И это правда. Их тех, хиппи 60-х выжило очень немного. А те, кто дожил до 60 лет сейчас представлют собой жалкое зрелище- жалкие, грязные, вонючие, клянчат на улице милостыню... Но работать они не станут ни за что до сих пор! Это "ниже их достоинства"- все должно быть "взять и поделить"- " дети цветов" сидят на Ashbury и воняют отнюдь не цветами. А их дети - работают, заводят семьи и ненавидят предков за их " идиологию"

Reply

Re: Р 64vlad March 17 2015, 19:27:41 UTC
60-е годы вообще были сумбурными для Запада. Кризис традиционных ценностей, сексуальная революция, хиппи, всплеск левых настроений...

Reply

Re: Хиппи и их дети irkol March 17 2015, 20:27:50 UTC
Вот теперь их подросшие дети и ненавидят весь этот хаус. Я знаю много людей, родители которых были хиппи, а они предпочитают традиционную работу -дети - дома-машины. Задолбало их жить с детства голыми в лесу и не иметь собственных мам и пап, а быть собственностью "коммунны". У нас таких много, потому что Сан Франциско в 60-е был Меккой для всех "детей цветов" -они сюда стадами приезжали со всей Америки)

Reply


Leave a comment

Up