Mar 06, 2021 18:13
Подписан на очень хороший ТЛГ-канал об Африке со странным названием Zangaro Today.
Сейчас среди либеральной публики модно сравнивать Россию с «Африкой», типа, Россия опустилась до «уровня Африки». Мне это всегда обидно слышать и читать. Потому что кто еще до кого «опустился».
Тут как раз заметка с обзором и краткой характеристикой по части демократии африканских стран.
Как видно, Россию можно и нужно сравнивать лишь с самыми одиозными режимами, типа Зимбабве, Камеруна, Экваториальной Гвинеи, Анголы.
А до Ботсваны путинской России еще дальше, чем до Португалии. Моя любимая Руанда- вообще идеал-образец «просвещенного авторитаризма», успехи этой страны в развитии сравнимы с Сингапуром. Один недостаток- президент-«просвещенный автократ» Пол Кагаме уже довольно немолод, 70+, а что будет после него?
Даже в Нигерии, с которой особенно модно сравнивать РФ, «зрелые демократические институты и конкурентная публичная политика». Хотя и буксует тамошняя демократия, «демократия без развития». Кстати, то ли нынешний, то ли предыдущий президент Нигерии выиграл у «преемника» тогдашнего, и ничего, тот спокойно передал кресло. А еще Нигерия- подлинная федерация с большими полномочиями у штатов. В мусульманских штатах наряду с губернатором правит эмир, по желанию можно выбрать суд по шариату или по кодексу. И никто не видит в этом «сепаратизьм».
Сам текст:
«Да, многие африканские страны, в среднем, выглядят живее и динамичнее по части конкурентной публичной политики, содержательности парламентских дискуссий, зрелости гражданского общества, независимости СМИ и судебной системы. А если взглянуть на высокую социально-экономическую динамику Кении, Ганы, Сенегала, то может сложиться впечатление, что демократические страны, в среднем, лучше справляются и с задачами развития.
Не потому, что они усвоили какую-то особую «демократическую культуру» - уровень гражданского самосознания интеллигенции, молодежи и среднего класса в большинстве случаев давно перерос архаичный менталитет бессменных элит, - а просто потому, что ротация политиков и отсутствие гарантий от поражений на выборах, в целом, лучше работают на перераспределение ресурсов среди населения. И работает это даже при всех неизжитых язвах в виде низкой культуры публичных дискуссий, мобилизации «титушек», предвыборных столкновений, нереалистичных популистских обещаний, хит-парада раздутых эго и политического «кочевничества» партийных лидеров. А кое-где (вроде Ботсваны и Маврикия) - и безо всех этих художеств.
И, конечно, за фасадом демократических институтов часто кроются отнюдь не демократические силы (а где бывает иначе?). Хороший пример - Сенегал, где под корсетом представительных органов власти - олигополия традиционной знати тукулер, коммерсантов-волоф, землевладельческих элит лебу, суфийских тарикатов и земледельческих ассоциаций Казаманса. Каждая из этих сил лоббирует интересы своих социопрофессиональных и региональных групп, а также своих бизнес-партнеров, спонсоров и клиентов. Правда, надо сказать, что такие страны как Италия, Южная Корея - это, в сущности, тоже олигархии, что не мешает им тем не менее быть квалифицированными как развитые демократические системы.
С другой стороны, с бессменным политическими силами или фигурами, такие страны как Мозамбик, Ангола, Зимбабве, Камерун, Экваториальная Гвинея, даже вполне благополучный Габон, - в ближайшем будущем не ждет ничего хорошего. В таких режимах чудовищно высокая коррупция, будучи (в «нормальных» условиях) вторжением частного интереса в институциональную сферу, превращается из средства ускорения процедур в основу функционирования экономики на всех уровнях власти от офиса президента до деревенских старост и вождей, и в конечном итоге блокирует все долгосрочные задачи развития, ускоренными темпами толкая общество в пропасть социальной аномии и гуманитарной катастрофы.
Наконец, с задачами развития хорошо справляются и совсем не демократические девеломпенталистские режимы - вроде Руанды.
Зато такие страны, как Малави, Лесото, Нигерия, несмотря на фасад зрелых демократических институтов и конкурентную публичную политику, с задачами развития явно не справляются. Это так называемые «демократии без развития», где, как, например, в Малави, вестминстерские институты стали базой для персонифицированного, связанного с крупным бизнесом популизма, ориентированного на бедного избирателя, голосующего за кандидата из своего этноса, региона, раздающего перед выборами «плюшки», играющего на этнических симпатиях или религиозной аффилиации, - после прихода к власти о народе, как правило, можно забыть на следующие пять лет и успешно пилить бюджет, донорскую помощь и кредиты. Long story short - мир сложная штука, простых решений в нем нет и не было.»
интересно,
философское,
Африка,
текущий момент