«Шумит, ломается, но проходит везде»: что писали в зарубежной прессе о советских автомобилях

Sep 25, 2024 20:00


При описании наших автомобилей западные «акулы» пера нередко упражнялись в остроумии, но чаще всего были вполне объективны. Рассказываем, какое мнение у продукции советского автопрома сложилось у иностранных автожурналистов.



Иногда отечественные автомобили могли удивить иностранцев, в хорошем смысле этого слова. Особенно это удавалось Lada Niva, которая пользовалась за рубежом заслуженным уважением.



«СПОСОБНЫ ПОСТРОИТЬ УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫЙ АВТОМОБИЛЬ»

Современникам трудно представить, что в былые времена советские автомобили продавали во многих странах. А в некоторых, в том числе и европейских, десятками тысяч в год. И речь не только о соцлагере, где наши «Москвичи» и «Жигули» были дефицитом, как и на родине.

Уже в 1948 году через фирму Konela начали экспорт в Финляндию. Официальных дилеров западных фирм до начала 1960‑х в этой стране просто было, поскольку почти не было людей, способных купить новый западный автомобиль. В 1960‑м в Финляндии продали уже шесть с половиной тысяч советских машин. К тому моменту автомобили из СССР поставляли в Голландию, Швецию и другие страны.

Уже в 1950‑м « Москвич-400» попал в руки искушенных и традиционно язвительных британских журналистов. Правда, в самой Великобритании советские машины еще не продавали. Но акулы пера с Альбиона умудрились покататься на «Москвиче» в Бельгии. Машина вызвала удивление: «Россия, по-видимому, полностью способна построить удовлетворительный автомобиль по популярной цене». Цена в переводе на фунты была, кстати, не бросовой - выше, чем за двухдверный Ford Anglia и пониже, чем за четырехдверный Ford Prefect. «Москвич» констатировали журналисты «ни в коем случае не заслуживает пренебрежения». Правда, тормоза и рулевое управление британцы раскритиковали.



«Москвич-402» в руки британцам попал в 1957‑м. В Британию эти автомобили не поставляли, но любопытные эксперты обнаружили машину норвежского моряка, купившего ее на родине и приехавшего к приятелю в Англию. И вновь журналисты отнеслись к советской продукции объективно: «Простой и послушный в управлении автомобиль, с хорошим сцеплением, отличными синхронизаторами, светом и точным рулевым управлением. Подвеска обеспечивает комфортную езду по плохим дорогам». Но в конце статьи, все же, прозвучало: « Впрочем, автомобиль… неприемлем для среднего британца в плане отделки и динамики».

Спорить с этим сложно. Особенно с оценкой динамики. На МЗМА прекрасно знали, что 35‑сильный двигатель откровенно слаб. И на подходе был уже новый 45‑сильный мотор. В том числе и благодаря этомй мотору интерес к 407‑му в Европе заметно вырос.

ПРИКЛЮЧЕНИЯ «ПОБЕДЫ» ЗА ОКЕАНОМ

«Победу» ГАЗ-М20 авторитетный британский журнал The Motor протестировал в 1952‑м. Отметили слабую динамику и тяжелые тормоза, но похвалили качество отделки, прочность подвески и даже управляемость. Но главное, что отметили эксперты: «Водитель может смело на высокой скорости ехать по плохой дороге, даже, если машина полностью загружена».



В том же 1952‑м с «Победой» случилась еще одна удивительная и даже обросшая легендами история. «Победа» приехала в США! Считается, что доставил ее туда из Финляндии некий американец, чья цель до конца непонятна. Именно эта машина и попала в руки американских журналистов.

Конечно, они поупражнялись в остроумии, но старались быть объективными. Нельзя не согласиться с тем, что динамика «Победы» по западным стандартам середины 1950‑х была очень низкой. Тем не менее, журналист из Auto Speed & Sport писал: «…все свидетельствует о том, что «Победа» - очень хорошо сделанная машина, которой могла бы гордиться любая страна». Правда, американцы прозрачно намекнули, что внутренняя отделка машины не отличается «патентной чистотой». И ведь, действительно, многие детали ГАЗ практически скопировал с Chevrolet начала 1940‑х.

ИЗДАЛЕКА «ВОЛГА»

Со второй половины 1950‑х в Финляндии, Бельгии, Скандинавии, Голландии, а с 1960‑го и в Великобританию предлагали «Волгу» ГАЗ-21. Британский журнал Autocar тут же занялся советской машиной: «Динамика с максимальной скоростью 130 км/ч и прохождением четверти мили за 24 с не поражает воображение». При этом, ГАЗ-21 англичане хвалили за экономичность, намерив в среднем 13 л/100 км, и хорошее качество сборки.



Но время шло, автомобильные стандарты менялись, а «Волга» оставалась прежней. В 1965‑м ГАЗ-21в Бельгии оказался в руках американских журналистов, которые не собирались дарить машине незаслуженные комплименты. В статье, опубликованной в Mechanix Illustrated, прозвучало: «Эта повозка сделана качественно, надежно и функционально, хотя некоторые материалы откровенно плохи. Потолок похож на коврик для душа, а обивки на оперение линяющего воробья». За управляемость машину тоже, конечно, не хвалили: «Волга кренится, как бумажный стаканчик в ураган». Гипербола, конечно. Но суть передана верно.

А британские акулы пера нашли владельца редкого в стране универсала «Волга» ГАЗ-22, Таких машин продали всего полтора десятка. В частности, универсал купил некий штукатур и маляр, использующий автомобиль в качестве фургона для перевозки материалов и инструмента, и очень хвалил «Волгу» за грузоподъемность. Владелец утверждал, что возит на машине, которая стоит немногим больше, чем куда более компактный универсал Volkswagen 1500, до полтонны груза. Причем, по плохим дорогам. Более подробной характеристики этих самых дорог в журнале, правда, не было. Поэтому о том, что в данном случае «плохо» можно лишь догадываться.

«ПО-РУССКИ МЕДЛИТЕЛЬНЫЙ… ЧЕСТНЫЙ ПАРЕНЬ»

История экспорта «Москвичей» - путь от похвал с благосклонной критикой до насмешек. В конце 1960‑х - начале 1970‑х британские эксперты называли «Москвич» «исключительно выгодным приобретением», ведь стоил он, как местные микролитражки.



Журнал Motor всесторонне протестировав новенький «Москвич-408», назвал его «парадоксальным автомобилем». «Конструкция хороша, - отмечали журналисты, - но пренебрежение вибрациями и шумами коробки передач, тугая педаль тормоза и медленный разгон лишают борщ сметаны».

Благодаря прекрасному двигателю и успехам в международных ралли начала 1970‑х, «Москвич-412» завоевал на Западе неплохую репутацию. Оценивая автомобиль по пятибалльной шкале журнал The Motor дал ему высшую оценку за динамику, четверку за вместимость. Комфорт оценили на тройку, а вот тормоза - на единицу. Одноконтурная система и барабанные тормоза «по кругу» в середине 1970‑х по западным меркам были уже неприемлемы. Еще в 1968‑м журналисты шведского журнала Teknikens Varld испытали «Москвич-408» пробегом 1240 км, которые накатали за два дня. По утверждению журналистов, они выбирали самые плохие дороги, которые смогли найти. «Автомобиль шел не быстро, но мягко, - писали шведы, - но синхронизаторы в коробке не всегда срабатывали четко… Мы прошли специальные участки шведского ралли, гоняли по тропам, протоптанным животными… Нам так и не удалось сломать машину».



Увы, «Москвич- 2140» и даже его версия 2140 Luxe, созданная для экспорта, на Западе продавались совсем плохо. А уже в конце 1980‑х за рубежом пытались продвигать «Москвич-2141».

В Германии предлагали версию с дизелем Ford мощностью 60 л. с. Именно такой «Москвич» исследовал в 1993‑м немецкий журнал Auto Straßenverkeh. Оценки, в целом, были не очень лестные. Правда, экономичность дизельной машины оценили довольно высоко: «По-русски медлительный характер машины способствует умеренности в питье».

Все остальное журналистам понравилось куда меньше, но они старались быть объективными: «Когда научитесь укрощать неподатливую рукоятку между сиденьями, сможете порадоваться очень коротким ходам и достаточно высокой четкости включения… На руление автомобиль реагирует вяло и неточно, но поведение в поворотах рассчитано на дурака… Машине чужды современные элементы пассивной безопасности». А в целом 41‑й немцы назвали «честным русский парнем, который выполняет то немногое, что обещает». Но обещал он, действительно, немного, поэтому и продажи оказались мизерными.

«ВОЗМОЖНО БУДЕТЕ ДОВОЛЬНЫ»

Самой успешной советской маркой на Западе, как известно, стала Lada. Над вазовскими машинами, порой, тоже иронизировали. Особенно этим отличались саркастичные британцы, которые называли Lada автомобилями для докеров и высказывали предположение, что у тех, кто их покупает дома висит портрет Че Гевары.

Однако продажи Lada измерялись десятками тысяч в год. Даже в Канаде за четыре года продали почти 13 тысяч ВАЗ-21061. Позднее там продавали и «пятерки», и «Самары» и конечно «Нивы». В 1984‑м английский журнал Autocar, оценивая «пятерку» резюмировал: «Без сомнения, Lada Riva - достойный автомобиль, предлагаемый по доступной цене».



Переднеприводные Lada способствовали значительному росту западных продаж. В 1987 году, едва «восьмерка» пошла на западные рынки, о ней писали даже с неким удивлением: «Колоссальный прогресс Лады… предложение по невысокой цене вместительного автомобиля, сочетающего достойные динамические характеристики, экономичность, безопасность и очень неплохую надежность».

Правда, журнал What Car? утверждал: «Качество сборки не на высоте даже с учетом цены. Возможно, для кого-то Лада - шанс недорого обзавестись хэтчбеком среднего размера. Однако после года-двух лет интенсивной эксплуатации она, скорее всего, будет иметь плачевное состояние».

В 1992‑м, когда Lada Samara уже не была новинкой, Аutocar оценивал ее ни без иронии, но в общем-то благосклонно: «Автомобиль не воспринимается как достижение конструкторской мысли, но гораздо дешевле аналогов… Управляемость приемлемая, подвеска довольно мягкая, но комфорт посредственный… Если вы плохо знакомы с современными автомобилями или эксплуатируете Lada Riva, возможно, будете довольны. Не так уж Samara и плоха».



«ЭТОТ СТАРЫЙ РУССКИЙ»

Lada Niva, стартовавшая на Западе в конце 1970‑х, заслужила немало лестных оценок. Английские журналисты в 1978‑м отмечали: «Недостатков у машины не много и они незначительны. На бездорожье ей составит конкуренцию разве что Land Rover и Range Rover. При езде по шоссе она также производит достаточно благоприятное впечатление». А ведь стандартная Niva была дешевле даже маленького и простенького японского внедорожника Suzuki Jimny (Samurai). В Австрии эксперты писали: «За эти деньги у «Нивы» просто нет конкурентов». А австралийский джиперский журнал 4х4 magazine после участия «Нивы» в местном внедорожном ралли констатировал, что по совокупности качеств она «заставила всех соперников опустить руки».

В 1990‑х владелец «Нивы» из немецкой глубинки вполне трезво, но уже по-другому оценивал свой автомобиль: «Нива - надежный внедорожник, который не очень подходит для поездок на больше расстояния. Он меня никогда не подводил, а запчасти на него очень выгодны. Не нравится, что при скорости выше 110 км/ч в «Ниве» очень шумно. На шоссе это очень ощущается».

Со времен стандарты и критерии оценок менялись еще заметней. Но поклонники модели старались быть объективными. Владелец «Нивы» из Германии, отвечая на вопросы журналистов, сообщал: «Автомобиль очень прочный и надежный. Сверхъестественного от него ждать не следует. Он как ящик для инструментов - сильно гремит. В нем нет ни капли комфорта, но свою функцию «Нива» выполняет исправно».



Публикации отзывов владельцев Lada Niva стали на Западе даже некой журналистской модой. Читатель французского журнал L Aitomobile сообщал: «На двух бензиновых «Ладах» я проехал уже 420 тыс. км. Она шумит, много ест, много ломается, но проходит везде и зимой в ней тепло. А чтобы отремонтировать «Ниву» нужны ключи на 10, 13, 17, отвертка… и все». «Нива» из всех тольяттинских автомобилей, уже под именем Lada 4×4 продавалась за рубежом дольше всех. Дожила аж до ХХI века, а поэтому регулярно попадала в поле зрения журналистов уже следующего поколения. В 2000‑х на машину смотрели, понятно, уже совсем иными глазами.

«Да, он еще существует - этот старый русский! - писали немецкие журналисты про Lada 4х4, - надежный, прочный, дешевый. Жить с ним означает вернуться в каменный век техники. Но на бездорожье «Нива» - надежный партнер. Техника - антикварна, но «Лада» не раздражает водителя, если он не нуждается в шоу и считает классическую конструкцию важнее шести подушек безопасности».

Говоря о ездовых качествах, эксперты тоже не скупились на эпитеты: «Мотор ревет так, что добровольно не станешь разгоняться больше сотни. Коробка передач воет, управление нечеткое - каждый поворот становится личным врагом водителя. Но в лесу и в поле машина становится настоящим героем труда, преодолевает самые непролазные из всех непролазных путей, продирается с радостью сквозь любую грязь». «Ниве» больше сорока лет, жизнь за это время круто изменилась. Но оценки-то, по-прежнему вполне объективные…

Что еще почитать:

«Сталин сказал: Хватит!». Непростая судьба дешевых микроавтомобилей

Почему провалилась «Ока-2», которую хотели продавать за 5000 долларов

Чем ВАЗ-2105 кардинально отличался от других «Жигулей»

СССР, Общество, 5 Колесо, История, советские автомобили

Previous post Next post
Up