В начале 1943 года Красная Армия разгромила немецко-фашистских захватчиков под Сталинградом, и перешла в контрнаступление, положившее начало коренному перелому в ходе военных действий. Началось массовое освобождение захваченных врагом территорий. Вместе с этим, началось восстановление разрушенного войной хозяйства. По приказу Наркомстроя СССР по всей стране началось строительство машиностроительных предприятий, в том числе и Калининского ремонтно-механического завода.
По нынешним меркам, экскаватор Э-255 обладал довольно скромными характеристиками: он оснащался ковшом объемом 0,25м3, с обратной лопатой копал на глубину 4,2 м, резал грунт на высоту 6,1 м прямой лопатой, приводился в движение 54-сильным дизельным двигателем Д-54 и передвигался со скоростью 14,1 км/ч.
И все же, экскаваторы Э-255 оказались востребованными: в последующие годы завод наращивал объемы их выпуска. В конце 1954 года был изготовлен 1000-й экскаватор Э-255. Одновременно с этим, завод вел разработку новых моделей, а в 1959 - 1960 годах завод приступил производству экскаваторов на автомобильном и гусеничном ходу.
Гигантский шаг вперед Калининский экскаваторный завод сделал в 1971 году наладив выпуск гидравлических экскаваторов с обратной лопатой ЭО-3322, впоследствии ставших визитной карточкой предприятия. Экскаваторы ЭО-3322 могли копать на глубину до 6 м, работать с ковшами объемом от 0,2 до 0,8 м3, а также с гидравлическим молотом, двухчелюстным грейферным ковшом объемом до 0,5 м3, пятичелюстным грейферным ковшом такого же объема, благодаря чему такие машины использовались не только в строительстве, но и дорожных, мелиоративных работах, коммунальном хозяйстве. И даже поставлялись на экспорт. Не случайно на Международной выставке «Сельхозтехника-72» экскаватор ЭО-3322 получил почетный диплом. А в 1974 году за создание и освоение серийного выпуска гидравлических экскаваторов Калининский экскаваторный завод награжден дипломом ВДНХ второй степени. Через 4 года экскаватор ЭО-3322 был удостоен Государственного Знака качества.
Следующей моделью гидравлического экскаватора стал ЭО-3323. Машина, производство которой стартовало в 1980 году, оказалась столь удачной, что выпускалась до 2001 года. Она экспонировалась на различных международных выставках, в 1981 году была награждена Почетным дипломом Торгово-промышленной палаты СССР, в 1982-м - дипломом первой степени ВДНХ, а в 1986-м ЭО-3323 присвоен Государственный Знак качества. ЭО-3323 работал с ковшом объемом 0,65 куба, его отличительными особенностями были планетарный механизм поворота и новые мосты собственного производства с планетарными редукторами.
В 1993 году предприятие было акционировано. Не смотря на сложную для тех времен ситуацию в стране, завод выпускал 4000 экскаваторов в год, и сумел наладить собственное производство мостов. Более того, когда качество поставляемых на завод гидроцилиндров упало, завод освоил собственное производство и этих компонентов.
Вместе с этим, развивался и сам завод: приобретались новые станки и оборудование. В 1995 году начался выпуск экскаваторов нового поколения - колесных ЕК и гусеничных ЕТ. Изначально в это семейство вошли модели ЕК-18 и ЕТ-20, позже к ним добавилась ЕК-14, шли работы над вилочным погрузчиком ВП-05 и гусеничным экскаватором ЕТ-25.
В 2000 году предприятие преобразовано в ОАО «Тверской экскаватор», в 2001-м оно вошло в состав холдинга «РусПромАвто». И в это же время «Тверской экскаватор» представил целый ряд новинок: колесные экскаваторы ЕК-8 и ЕК-12, вилочные погрузчики ВП-03 и ВП-1,6, коммунальную технику. С целью выхода на мировой уровень, экскаваторы стали оснащать двигателями Perkins, гидравликой Bosch-Rexroth, предпусковыми подогревателями Eberspaecher.
Важной вехой в истории завода стало создание в 2012 году совместного между российской корпорацией «Русские машины» и многоотраслевой компанией Terex Corporation предприятия «РМ-Терекс». В это СП вошло ОАО «Тверской экскаватор», на площадях которого начался выпуск экскаватор-погрузчиков TLB 815, а затем - модели более высокого класса TLB 825. В 2014 году был достигнут довольно высокий уровень локализации и налажен полный цикл сборки, а следующий год ознаменовался началом серийного производства колесных экскаваторов нового поколения WX200 и гусеничных экскаваторов TX210LC.
Что еще почитать:
История РАФ-977И: какой была первая советская скорая «Ботинок» из Кургана: как появился самый дешевый автобус в СССР Иномарки для народа: на каких иностранных автобусах ездили в СССР