Дизельная 21-я «Волга» и «Космическая черепаха»: что показывали на Женевском автосалоне 60 лет назад

Mar 15, 2023 11:44


В 1963-м Женевский автосалон проходил в 33-й раз и получился особенно интересным, причём не только потому, что на нем демонстрировалась 21-я «Волга» с дизельным мотором. С Женевы-63 начался ренессанс итальянских carrozzieri - кузовостроительных ателье, изрядно приунывших после нашествия технологий массового производства кузовов, в конце 1940-х годов.



Страница Catalogo Mondiale dell'Automobile 1963 года, посвящённая ГАЗ-М21 «Волга». Мощность «Волги» с дизелем Perkins была вдвое меньше карбюраторного варианта 2,45 л - 43 л.с. при 4000 /мин.



Le clou de l'exposition, «Гвоздём выставки» стал fuore-serie («несерийный автомобиль») Chevrolet Testudo работы туринского ателье Bertone. «Впечатляет, как космический корабль - отозвался об этом проекте корреспондент итальянского журнала L'Automobile Луиджи Костантини. - Едва огромный купол из плексигласа глухо захлопнулся надо мной, я внезапно ощутил себя Гагариным или Гленном».



Джузеппе Бертоне (слева) и Джорджетто Джуджаро у изображения Chevrolet Corvair Testudo в натуральную величину.

Услышал бы его Гагарин! Testudo в переводе с языка древних римлян означает «черепаха». Автомобиль придумал Джорджетто Джуджаро, которому тогда ещё не исполнилось и 25 лет. Впрочем, «ещё не» применимо скорее к инфантильному поколению зумеров, а в 1960-е 25 лет - зрелый возраст. Джуджаро поступил в ателье Bertone в декабре 1959-го. Джузеппе Бертоне по прозвищу «Нуччо» обладал верхним чутьём на таланты: когда паренька забрили в горные стрелки, добился его перевода поближе к Турину, в городок Бра, снял там ему комнату, привёз кульман и чертёжные принадлежности: служи! Научных рот в то время не придумали. Так началась «пятилетка» Джуджаро у Бертоне. Testudo на шасси заднемоторного шестицилиндрового Chevrolet Corvair - первая яркая работа будущего «Дизайнера столетия». Но о том, кто является автором этой женевской сенсации, ведали немногие: хозяин умел мотивировать подчинённых таким образом, что везде и всюду творцом значился только он один - великий Бертоне.



Агрегатной базой для Testudo послужил Chevrolet Corvair с расположенным в заднем свесе горизонтально-оппозитным 6-цилиндровым двигателем.

Сколько автомобильных дизайнеров повторили путь Джуджаро? На 33-м Женевском автосалоне в марте 1963 года присутствовал самое малое один со схожей судьбой - француз Поль Брак. Он чуть старше Джуджаро - на четыре года. До службы в армии практиковался дизайну у Филиппа Шарбоннё, тогдашнего гуру французских кузовщиков. Продолжал рисовать и на службе, после чего с этими эскизами направился прямиком в Штутгарт. Поль Брак стал автором запоминающегося «лица» легковых автомобилей Mercedes-Benz 1960-х - начала 1970-х годов. В 1963 году в Женеве состоялся дебют компактного спортивного автомобиля Mercedes-Benz 230 SL (W 113).



Дизайнер Поль Брак (слева) и основоположник пассивной безопасности Mercedes-Benz Бела Бареньи у Mercedes-Benz 230 SL (W113) на стенде фирмы на Женевском автосалоне 1963 года.

Прозвище «пагода» прилепилось к этому родстеру во многом благодаря Полю Браку: это он предложил сделать съёмный жёсткий верх автомобиля не выпуклым, а вогнутым, наподобие крыши буддистского храма. И дело вовсе не в желании уменьшить поперечное сечение, сделав кузов более обтекаемым, как порой пишут. В патенте прямо написано, в отличие от выгнутой крыши, вогнутая позволяет приподнять дверную притолоку, что облегчает доступ в салон. Также вогнутая крыша упрощает размещение на ней багажа. Свою патентованную «пагоду» Брак готовился примерить даже к лимузину высшего класса Mercedes-Benz 600 (W 100)! Но воплотил только на W 113. Крыша была съёмная, т.е., подразумевалось наличие гаража и помощника, чтобы снять её либо поставить обратно. В те годы никто и не задумывался, что это неудобно: владение «мерседесом» как-то само собой исключало неудобства.



Сдержанная элегантность и прекрасные технические характеристики позволили Mercedes-Benz семейства W 113 продержаться на конвейере 7 лет.

Удивительный автомобиль! Короткий, широкий, низкий. В меру шустрый и интуитивно понятный. Одинаково стильный как с крышей, так и без. Его будут выпускать до 1971 года и сделают 48912 штук - внушительное число для машины такого типа. Что ж, в 1963 году золотой век начинался не только у итальянских дизайнеров, но и у концерна Daimler-Benz AG.



Официальная афиша 33-го Женевского международного автосалона.

Что еще почитать:

«Маразм крепчал», или история фантастического советского концепт-кара «Охта»

«Позырить на Мерседесы»: как в СССР прошла необычная выставка, где показывали только Mercedes-Benz

Как проходили выставки иномарок в СССР и что на них ценилось больше всего

волга, история автомобилей, женевский автосалон, ссср

Previous post Next post
Up