Разбор: почему все помешались на «Игре престолов»

Jun 02, 2019 12:39


Фигуристые девицы, кровища, расчлененка, сюжетные твисты, пущенные в расход герои, сеансы психотерапии и другие спусковые крючки «Игры престолов», которые свели с ума весь мир





Если вы до сих пор не знаете, кто такой Джон Сноу, не понимаете отсылок с плаката Дональда Трампа «Санкции близко» и не догадываетесь, что за груда металла на рекламном баннере «Мегафона», то, вероятно, проживаете вы где-то в нетронутых вай-фаем степях Африки или находитесь в добровольном интернет-детоксе. Новости, мемы и тесты «Медузы», буквально стянули интернет-пользователей в навязчивые тиски сериала.

Выход каждой новой серии аукался резким падением рабочей производительности на следующий день. Сотрудники компаний объединялись в кафетериях, с жаром судачили о внезапно умерщвленных героях и запускали корпоративный тотализатор за основных претендентов на железный трон. Те, кто еще не втянут в манию, чувствуют себя выпавшими из современного контекста и пребывают в полном недоумении от общественной горячки.



Казалось бы, причина такого дикого интереса лежит на поверхности: постельные сцены, откровенная демонстрация жестокости - и все это скреплено зловеще закрученной сюжетной линией, на создание которой автора вдохновила Война Роз, один из самых кровопролитных периодов английской истории.

В качестве подтверждения животного интереса к сериалу - счетчик просмотров на видео секса Кхала Дрого с Кхалиси и порно-косплеи на него же. Противники сериала беснуются и доказывают, что секс и рачлененка - это самые ленивые способы привлечения внимания, однако находятся и те, кто считывает в сериале зашифрованное философское послание, глубинные смыслы и личную терапию.

Мы попытались разобраться в неочевидных причинах популярности самого успешного за всю историю телевидения сериала.

Сеанс психотерапии

Вспомните историю Сансы Старк: молодая девушка, выданная замуж за «Синюю бороду» - Рамси Болтона, беспощадно изнасилованная им же в первую брачную ночь в присутствии условного брата, которая спасается и мстит за надругательства с еще большей кровожадностью - скармливает мужа псам.

Такой переход из жертвы в палача демонстрирует всем пострадавшим от сексуального насилия возможность отомстить своему обидчику и вновь обрести силу и уверенность в себе. Это история не просто имеет отклик, с ней жертвы насилия проживают свою личную месть, победу и торжество справедливости.

Переход из жертвы в палача демонстрирует возможность отомстить своему обидчику и вновь обрести силу и уверенность в себе.

Или, к примеру, Тирион, чья жизнь является доказательством того, что он не может быть виной всем ужасным событиям, происходящим вокруг него, хотя члены его семьи активно внушали ему эту мысль на протяжении всей жизни. Изгой, отверженный семьей, одерживает победу над обидчиками и доказывает всем, кто тут большой папа. Что-то похожее с Дейнерис - из «ничего» стала «всем», эволюционировав из затравленной невольницы во властную королеву.



Ясно, что примеры гипертрофированные, но проекции на реальные судьбы неминуемо достигают адресатов. В конце концов, мы все так или иначе чувствуем себя неудачниками в чем-то, и, ассоциируя себя с героем, видя и понимая, как ему плохо, эмоционально присоединяемся, и сами по мере его свершений чувствуем себя лучше, присваивая и себе толику величия победителей.

Проекции на реальные судьбы неминуемо достигают адресатов.

Кроме того, через сериал легко переносить свои токсичные страсти на персонажей. Представляете себя кем-то из героев с мечом, бах-бах и головы нет, и агрессии нет. Удобно, дешево и окружающие целы. Но терапия, как и в жизни, затягивается. Только победили, выдохнули - тут эти «белые ходоки» со всех сторон лезут, восстают из мертвых комплексы и страхи.



Разрыв шаблона

В кино нас приучили к тому, что сколько бы главный герой ни висел бы над пропастью, он непременно спасется. Вот только поклонники «Игры престолов» постепенно усвоили: ни к кому из героев привязываться нельзя. Ведь ключевые персонажи в сериале мрут, как мухи. Автор книги Джордж Мартин вопреки предсказуемости берет персонажа, прописывает его, развивает, а потом… убивает. И еще раз, и еще. Оставляя поклонников в недоумении и легком чувстве бессмысленности бытия: «я же с ним прошел такой путь, я же его полюбил, я ему сопереживал».

Трюк с обезглавленным Недом Старком сделал со зрителем примерно то же самое, как если бы Гарри Поттера во время летних каникул укусил энцефалитный клещ, и он бы умер, а его одноклассники вернулись бы в Хогвартс и продолжили бы бороться с силами зла. От таких перипетий с треском рвутся шаблоны, эндорфины захватывают ум и организм жаждет новых сюжетных твистов.

Примерно то же самое, как если бы Гарри Поттера во время летних каникул укусил энцефалитный клещ, и он бы умер, а его одноклассники вернулись бы в Хогвартс и продолжили бы бороться с силами зла.

Мастер-класс по черной риторике

Американские ученые провели необычный эксперимент: во время просмотра сериала «Игра престолов» фанаты надевали часы Apple Watch, фиксирующие их сердечные ритмы. Гаджеты показали, какие сцены волнуют фанатов больше всего. Выяснилось, что главная причина популярности «Игры престолов» - диалоги между героями.



Можно предположить, что в условиях, когда основная ставка делается на зрелищность, спецэффекты, батальные сцены, каждое слово в сериале должно быть концентрированным и бить прямиком в сто очков. Поэтому множество героев в сериале - мастера манипуляций, за которыми наблюдаешь с затаенным дыханием.

В условиях, когда основная ставка делается на зрелищность, спецэффекты, батальные сцены, каждое слово в сериале должно быть концентрированным и бить прямиком в сто очков.

Чего стоит только лорд Бейлиш, который с блеском играет на уязвимости окружающих, активно плетет придворные интриги и способствует началу войны между домами Ланнистеров и Старков. Один из исследователей называет Мизинца «политически ангажированным комбинатором», который манипулирует друзьями и врагами, перемещая их, «словно шахматные фигуры», «по огромной доске».

Другой источник, отдавая должное способностям Мизинца, называет его «единственным персонажем», которому не нужна никакая армия для того, чтобы овладеть Орлиным гнездом. В список адептов черной риторики также можно включить евнуха Вариса, того же Тириона, Джейме и Серсею Ланнистеров.



Текст: Нелли Фаткина, постоянный автор f&f.

Подписывайтесь на нас в соцсетях - это удобно:


Читайте также:

fun, сериалы, кино, разбор, игра престолов, тренд, психология

Previous post Next post
Up