Их стоит посмотреть хотя бы для того, чтобы понять, в каком направлении развивается современный театр и каким он может стать в обозримом будущем
Пять московских театров (театр «Практика», Центр им. Вс. Мейерхольда, Гоголь-центр, Театр.doc, Центр драматургии и режиссуры) работают по иным правилам, чем все остальные. Здесь важнее не выпускать премьеру за премьерой, а заниматься экспериментом, поиском нового театрального языка, необычных форм и эстетики. Иногда, как в Театре.doc, эксперимент совпадает с гражданским высказыванием.
1. Театр «Практика» - «Гипнос»
Номинант премии «Золотая маска» в категории «Спектакль малой формы»
Драма / Работа режиссера - Олег Глушков
Текст: нет пьесы, связного текста и сюжета. Наблюдая за актерами на сцене, можно сочинить свою собственную историю.
Режиссер: Олег Глушков - режиссер и хореограф, в постановках которого действие неразрывно связано с танцем. Герой вместо гневного монолога может станцевать что-то стремительное и яростное и потом опять заговорить. Глушков ставит спектакли современного танца в драматических театрах, он хореограф фильма «Стиляги» и режиссер мюзикла «Все о Золушке».
Чем удивят: там, где указывают жанр, в программке «Гипноса» написано: «еще одно путешествие. Что произойдет - неизвестно, с этого и начинается путешествие».
В спектакле, сочиненном режиссером и молодыми актерами (недавними студентами курса О. Кудряшова) современный танец может прокомментировать ироническая реплика, актриса неожиданно исполнит песню Тома Уэйтса на стихи Берроуза, во время ужина актеров зрители тоже смогут перекусить. В «Гипносе» нет нравоучений, попытки как-то повлиять на зрителя. Можно расслабиться и наблюдать за происходящим. И тогда возникнут ассоциации с фильмами Дэвида Линча, японским театром или танцем бутто. И может показаться, что ты проник в чей-то сон или странствуешь по лабиринтам чужого подсознания.
2. Центр им. Вс. Мейерхольда - «Солнечная линия»
Номинант премии «Золотая маска» в категории «Спектакль малой формы»
Драма / Работа режиссера - Виктор Рыжаков
Драма / Женская роль - Юлия Пересильд
Текст: пьеса Ивана Вырыпаева - талантливого современного драматурга и мастера ироничных парадоксов. Он называет свой стиль «новая естественность».
Режиссер: Виктор Рыжаков стал одной из знаковых фигур современного театра, поставив в начале 2000-х «Кислород» И. Вырыпаева. С тех пор остается первооткрывателем его пьес, выпускает актерские курсы в Школе-студии МХАТ, с 2012 года - художественный руководитель Центра им. Мейерхольда.
Чем удивят: помост ЦИМа обтянут крафтовой бумагой. Супруги Барбара (Юлия Пересильд) и Вернер (Андрей Бурковский) в одежде песочного цвета (на Барбаре шапка, как у Барбары Брыльской в «Иронии судьбы»), похожи на героев компьютерной игры. Уже пять утра, они выясняют отношения с десяти вечера и никуда не продвинулись.
Что-то заклинило в игре: после напряженного словесного поединка они, думая, что движутся вперед, остаются на прежнем уровне. История отношений доведена до абсурда: супруги дерутся (жестко, как в боевике Тарантино), занимаются любовью и говорят, говорят...
Текст реплик «пролетает» с бешеной скоростью. Актеры играют его без видимых психологических переживаний, сохраняя дистанцию между образом и собой. Но им удается рассказать о непростых отношениях, в которых любовь уже не отделить от ненависти.
3. Центр им. Вс. Мейерхольда - «Родина»
Номинант премии «Золотая маска» в категории «Эксперимент»
Текст: записи выступлений вождей революции: Дзержинского, Троцкого, Сталина в 1920-х, заседания Российского футбольного союза в 2014 году, фрагменты из романа «Овод» Э. Л. Войнич и фильма «Матрица», запись разговора бывшего мэра и мафиози (по материалам следственного отдела) и так далее
Режиссер: Андрей Стадников начинал как автор пьес, которые назвали «взрывоопасными». Дебютировал как режиссер спектаклем «Репетиция оркестра» по откровенным монологам работников Театра на Таганке (спектакль играли в зрительном зале Таганки). Прославился спектаклем СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения) в «Мастерской Дмитрия Брусникина».
Чем удивят: в центре зала возвышается пирамида-зиккурат со ступенями (художник Шифра Каждан). На ступенях места для зрителей. Вокруг зиккурата по периметру зала движутся 48 блондинок в черной одежде - девушки-перформеры. Они постепенно приближаются друг к другу, падают и встают, останавливаются и снова движутся, если кто-то из них хлопнет в ладоши.
В конце первого действия девушки строятся в колонны и долго маршируют, как военные на параде, настраивая зрителей на медитативный лад. Пока перформеры движутся, актеры зачитывают тексты. Они забираются на самый верх пирамиды, наглядно иллюстрируя важные темы спектакля: устройство вертикали власти и ее взаимоотношения с народом. В финале актеры аплодируют зрителям и остаются на сцене, пока все не уйдут.
4. Гоголь-центр - «Шекспир»
Текст: фрагменты монологов и отдельные реплики из трагедий Шекспира. Спектакль сделан средствами современной хореографии.
Режиссер: Евгений Кулагин с детства занимался танцем, получил актерское образование, вместе с Иваном Естегнеевым организовал школу и компанию современного танца «Диалог Данс».
Чем удивят: Кулагин вместе с хореографом Иваном Естегнеевым «перевел» сцены из трагедий Шекспира на язык пластики. Это возвращает первозданную мощь чувствам героев: их ярости, боли, гневу.
В черном кабинете сцены (художник Ксения Перетрухина) актеры движутся, танцуют, сплетаются друг с другом телами. Образы драматурга дополняются новыми видениями и фантасмагориями. К примеру, Гертруда рождает взрослого Гамлета, а вслед за ним еще нескольких молодых людей (возможно, это клоны Гамлета или его враги). Партнеры подбрасывают Офелию вверх и перебрасывают друг другу, пока ее тело бессильно не повиснет (знак, что она утонула). Немолодая актриса читает монолог короля Лира. Порой герои выходят к микрофону, пытаясь что-то сказать, но у них вырываются только невнятные, отрывистые звуки.
5. Гоголь-центр - «Мизантроп»
Текст: комедия Мольера в новом переводе Дмитрия Быкова, сделанном специально для спектакля.
Режиссер: Элмар Сеньков - один из самых популярных молодых режиссеров Латвии. Столичному зрителю знаком по спектаклю «Демоны» в Гоголь-центре, который рассказывает о том, какие «скелеты в шкафу» можно обнаружить в благополучной буржуазной семье.
Чем удивят: история Мольера в спектакле тесно связана с нашей действительностью. Время действия - эпоха социальных сетей и свободной информации.
Сформировалась новая виртуальная среда, новый мир, в котором мы делаем свой мир, свой образ, транслируем свои представления о том, как красиво жить.
Но главный вопрос остался прежним: что происходит с человеком, который, как главный герой Альцест, говорит только правду? «Мы пытаемся найти образы, которые живут в сегодняшнее время. Кто сегодня Альцест, а кто Селимена. Сформировалась новая виртуальная среда, новый мир, в котором мы делаем свой мир, свой образ, транслируем свои представления о том, как красиво жить. И понятно, что здесь каждый может увидеть на сцене самого себя. И это интересно: посмотреть со стороны, как мы делаем рекламу самого себя. Но тут появляется вопрос: а где среди этого настоящее?», - говорит Элмар Сеньков. Премьера состоится 3 декабря.
6. Театр.doc - «Когда мы пришли к власти»
Текст: подготовлен рабочей группой - Елена Гремина, Михаил Угаров, Зарема Заудинова, Константин Кожевников - и участниками спектакля.
Режиссер: та же рабочая группа.
Чем удивят: представьте себе, говорят в начале спектакля, что в России произошла смена власти. Состав нового правительства, предложенного Театром.doc, выглядит так: руководитель Федеральной службы исполнения наказаний - журналист Ольга Романова, министр культуры - театральный критик Елена Ковальская, омбудсмен - правозащитник Зоя Светова, министр образования - активист профсоюза «Учитель» Андрей Демидов, председатель Верховного суда - адвокат Анна Ставицкая.
Члены правительства выходят на сцену и рассказывают, что собираются сделать на своем государственном посту. Узнав о стоящих перед ними задачах, стратегии и тактике, можно из зала задать любой вопрос. Члены правительства отвечают, и спектакль превращается в подобие политических дебатов.
7. Центр драматургии и режиссуры - «Раковый корпус»
Текст: роман Александра Солженицына, написанный по воспоминаниям о лечении в онкологическом отделении больницы в Ташкенте.
Режиссер: Дмитрий Акриш - ученик Леонида Хейфеца в РАТИ (ГИТИС) - ставит провокационные спектакли, чаще в пустом пространстве. В прошлом сезоне участвовал в лаборатории ЦДР, сделал одну из лучших работ и получил возможность выпустить здесь премьеру.
Чем удивят: на сцене больничная палата - замкнутый мир пациентов ракового корпуса, в котором они остаются один на один с болезнью. Зрителей ждет череда откровенных историй: каждому из героев предстоит сделать выбор, будет он бороться за свою жизнь или нет.
«В этом произведении для меня очень важны три явления - жизнь, смерть и любовь. Больничная палата как образ общества целого государства, в котором встречаются совершенно разные люди несхожих убеждений и социальных ролей. Все они становятся равны перед силой смерти. Это спектакль-предупреждение, тревога за современного человека и его способность мыслить самостоятельно, особенно в таком пограничном состоянии, как страшная болезнь», - говорит Дмитрий Акриш. Премьера состоится 11 декабря.
Больничная палата как образ общества целого государства, в котором встречаются совершенно разные люди несхожих убеждений и социальных ролей. Все они становятся равны перед силой смерти.
Текст:
Ольга Романцова, постоянный автор
f&f.
Подписывайтесь на наш канал в Telegam! Читайте также: