Религиозная вера, как выяснилось, оказывают негативное влияние на детский альтруизм и суждения относительно действий других людей, даже если родители считают иначе.
Дети из религиозных семей росли менее добрыми и более жестокими, чем дети из нерелигиозных семей, показало исследование.
Ученые из семи университетов по всему миру изучали христианских, мусульманских и нерелигиозных детей, чтобы проверить связь между религией и моралью.
Они обнаружили, что религиозная вера оказывает негативное влияние на детский альтруизм.
" В целом, наши результаты ... противоречат здравому смыслу и популярному представлению о том, что дети из религиозных семей являются более альтруистическими по отношению к другим" , - пишут авторы статьи "Отрицательная корелляция между религиозностью и детским альтруизм в различных странах мира", - опубликованной в журнале Current Biology.
"В более общем плане, они ставят под сомнение постулат, что религия является жизненно важной для нравственного развития, поддерживая идею, что секуляризация морального дискурса не приведет к уменьшению человеческой доброты - на самом деле, произойдет как раз обратное".
В исследовании приняли участие около 1200 детей в возрасте от пяти до двенадцати лет, в США, Канаде, Китае, Иордании, Турции и ЮАР. Почти 24% были христианами, 43% мусульмане, и 27,6% нерелигиозных. Число иудеей, буддистов, индуистов, агностиков и других детей было слишком мало, чтобы быть статистически достоверным.
Им было предложено выбрать наклейки, а затем сказано, что наклеек не хватило для всех детей в школе, чтобы посмотреть, будут ли они делиться. Детям также показали фильм про толкающихся и натыкающихся друг на друга детей, чтобы зафиксировать их реакцию.
Результаты четко демонстрируют, что дети из семей, идентифицирующие себя в качестве апологетов одной из двух основных мировых религий (христианство и ислам) были меньшими альтруистами, чем дети из нерелигиозных семей".
Дети более старшего возраста, как правило, с более длительным воздействием религии, демонстрировали наибольшие негативные отношения".
Исследование также показало, что "религиозность влияет на детские карательные тенденции". Дети из религиозных семей "часто более настроены на осуждение действий других".
Мусульманские дети были более склонны преувеличивать вред, нанесенный другими, чем дети из христианских семей, дети из нерелигиозных семей были наименее субъективными. Дети-мусульмане также требовали более суровое наказание, чем воспитывавшиеся в христианских или нерелигиозных семьях.
Однако, как говорится в докладе, несмотря на это, религиозные родители были склонны считать своих детей "более чуткими и более чувствительными к судьбе других».
В докладе отмечено, что 5,8 миллиардов человек, что составляет 84% мирового населения, считают себя религиозными. "Хотя принято считать, что религия положительно влияет на моральные суждения людей и социальное поведение, отношения между религией и моралью является спорным".
Исследование оказалось "приятным контрастом на презумпции того, что религия является основой нравственности", - говорит Keith Porteous Wood из Британского Национального светского общества.
"Было бы интересно посмотреть дальнейшие исследования в этой области и мы надеемся, что этот путь приветедт к ослаблению мысли, что религиозная этика изначально превосходит атеистическое мировоззрение. Хоть мы и подозреваем, что люди любых вероисповеданий не исповедуют подобных этических принципов в их повседневной жизни, они могут выражать их по-разному, в зависимости от их мировоззрения ".
При этом, по данным авторитетного Pew Research Center, который рассматривает отношение к и практику веры, большинство людей в мире думают , что надо верить в Бога , чтобы быть нравственным человеком . В США 53% взрослого населения считают, что вера в Бога необходима для нравственности, и эта цифра выросла до 70% взрослых на Ближнем Востоке и 75% в шести африканских странах , опрошенных Pew.