Jan 18, 2016 22:09
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. СОВЕТЫ «ПОСТОРОННЕГО».
4) ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ.
Потребность в САМОПОЗНАНИИ
Удовлетворяется:
- с помощью технологии “интроспекции” (самонаблюдения), результаты которой обогащаются
- сведениями из внешних источников: оценки себя со стороны - другими людьми среди которых есть оценки референтные (подлинность которых признается личностью) и не референтные (чья подлинность и добросовестность не признается)
- и самоанализом результатов собственной деятельности.
Самопознание начинается в детстве - с виртуального выделения себя из физического мира.
Затем человек осознает себя как член социальной микрогруппы (семья, дворовая кампания, учебный класс…). Сперва, как ее «центр» (детский эгоцентризм), а затем, как элемент, частица целого, живущая по его законам (выражается в стадном стремлении быть как все).
Потребность в ЛИЧНОСТНОМ ИДЕАЛЕ
В подростковом возрасте начинается осмысление своего индивидуального «Я» - не такого как все - и формирование ЛИЧНОСТНОГО ИДЕАЛА. Эти процессы длятся всю жизнь, меняясь в зависимости от возраста, социальной роли, статуса и успехов.
1) Переосмысливаются и меняются ведущие мотивы деятельности. Это приводит к реинтеграции и рекоординации всей личной мотивационной сферы, а вместе с нею и всей личности в целом- в соответствии с обновленным пониманием ею смысла жизни (осознание смысла своего бытия).
2) Меняется самооценка своих возможностей, качеств, успешности индивидуальных усилий в достижении своих целей, места среди других людей, а вместе с нею меняется осознание личного идеала, сопоставление себя с ним и стремление себя изменить.
3) Личный идеал может противоречить ценностям и нормам, усвоенным в процессе жизни в референтной группе (семья, община, учебный, спортивный или неформальный коллектив). Если такое противоречие достигнет стадии конфликта, то для сохранения личного идеала придется либо заставить референтную группу считаться с ним, либо добиваться изменения ценностей и норм в референтной группе, либо, ради самосохранения, расстаться с референтной группой.
4) От самооценки зависят критичность и самокритичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, уровень притязаний, выбор степени трудности целей для индивидуальной деятельности.
5) Изменяется сила действия инстинкта преодоления - ВОЛИ, называемого еще и «рефлексом свободы» (И.П.Павлов), порождающего энергию стремления преодоления препятствий. Это воплощается в переменах техник самоконтроля, самообладания и самоуправления, управляющих деятельностью по расширению среды обитания и улучшения условий для выживания.
6) Переживание личной свободы может сохраниться, но существенно перемениться по содержанию и в части эмоциональной палитры. Например, в ощущении баланса самостоятельности и произвольности, в проявлении меры инициативности, самокритичности, адекватной самооценки, в чувстве личной ответственности за свое поведение.
Результатом такой совокупной работы мысли, чувств и воли становится перемена стиля и технологий выработки персональных программ удовлетворения потребностей.
Конечная цель удовлетворения персональных потребностей - сохранить личность от деформации природным и общественным окружением; адаптировать среду, в которой она живёт, сохранив её - личности - самобытность и неповторимое богатство.
Неудовлетворение персональных потребностей ведёт к гибели личности (хотя биологически человек продолжает существовать), что, в свою очередь, ведёт к вырождению общества вслед за которой неизбежна и биологическая смерть особей.
Потребность в САМОПРОГРАММИРОВАНИИ и САМОРЕГУЛЯЦИИ
Саморегуляцию и самопрограммирование можно еще назвать авторским отношением к своей личности. Его структура:
1) Цель произвольной активности субъекта.
2) Модель значимых условий деятельности.
3) Программа исполнительских действий.
4) Система критериев успешности деятельности.
5) Информация о достигнутых результатах.
6) Оценка соответствия реальных результатов критериям успеха.
7) Решения о необходимости и характере коррекций деятельности.
Саморегуляция это информационный процесс, носителями которого выступают различные психические формы отражения действительности.
Потребность в САМОУТВЕРЖДЕНИИ и ОБОСОБЛЕНИИ в социуме, в СОХРАНЕНИИ «Я»
Она предполагает признание обществом права индивида на самобытность при условии исполнения им основных своих обязанностей перед обществом:
- чувство собственного достоинства, честолюбие, тщеславие,
- независимость суждений (свобода мысли),
- выбор вида деятельности или занятия…
Потребность в САМОУВАЖЕНИИ
В ее основе - признание соответствия образа своего реального “Я” образу личностного идеала.
Потребность в СПРАВЕДЛИВОСТИ
Иллюзия или убеждение личности в обладании такой пропорцией прав и обязанностей, при которой сохраняется возможность проявления ее самобытности и свободного саморазвития.
С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ЧЕЛОВЕК?
С появления у живой особи небиологических потребностей?
С появления небиологических техник и технологий удовлетворения биологических и прочих потребностей?
Со способности пожертвовать личными витальными потребностями ради удовлетворения социальных и, особенно, персональных?
Животное приспосабливается к среде. Человек приспосабливает среду к себе. Если ради биологического выживания человек жертвует персональными потребностями, это не человек, а мыслящее животное.
НАПРАВЛЕННОСТЬ. СМЫСЛ ЖИЗНИ.
Направленность это устойчивый ансамбль потребностей, интересов, мотивов, формирующий ведущие виды деятельности и образ жизни личности. Это персональная архитектура иерархии потребностей личности, возглавляемая доминирующей - экзистенциальной потребностью - СМЫСЛОМ ЖИЗНИ.
«МИФ» смысла жизни - явление иррациональное. Это проект индивидуальной судьбы в контексте некоторой социальной перспективы, исходящий из сопоставления
1) собственных способностей,
2) возможностей осуществления собственных целей в данной социальной атмосфере и
3) условий, предоставляемых для этого самой социальной средой.
Направленность и смысл жизни - психические явления, которые в перспективе индивидуальной человеческой судьбы меняются в той или иной степени.
Вектор направленности индивидуальной судьбы может быть относительно прямым или ломаным. Углы его отклонения могут быть острыми и тупыми - в зависимости от:
- степени и глубины перемен в индивидуальном сознании в процессе психической эволюции личности;
- резонанса системы личностных ориентиров - потребностей, целей - в близкой и дальней социальной среде с её стереотипами, традицией, мифами, идеологией, ожиданиями от личности, навязываемыми ей ролями…;
- способности личности противостоять императивам социальной среды.
Источник смены вектора направленности находится внутри человека-личности - в «плавильных тиглях» творческой души (картина мира, мировоззрение, воля…), а у человека-предмета - извне, в социальной среде.
В детстве направленность развития задаётся извне. Управляющие развитием ребёнка взрослые внушают ему те или иные ситуативные и стратегические личные цели. Ребёнок воспринимает и усваивает их некритически. Эти интериоризованные поведенческие цели и установки могут либо совпадать и соответствовать объективным потребностям ребёнка, либо противоречить им. В последнем случае неизбежен конфликт, приводящий к ускорению выработки ребёнком критического отношения к недобросовестному источнику.
Так формируются доминанты его персональной структуры поведенческих мотивов.
Главнейшая задача добросовестного воспитания - научить ребёнка:
1) рефлексии, результатом которой станет его способность самостоятельно формировать ситуативные и, постепенно, всё более отдалённые цели, адекватные его объективным потребностям и индивидуальным возможностям - вплоть до персонального смысла жизни;
2) технологиям достижения своих целей:
- планированию,
- определению субъективной готовности к достижению конкретной цели,
- выбору инструментов и методов достижения цели,
- учёту благоприятности внешних условий для начала деятельности
- и в случае необходимости - специальному созданию необходимых условий…
Взрослый и интеллектуально зрелый человек в идеале сам определяет направленность своей деятельности и стратегию персонального развития, выстраивая оригинальную систему ценностей, отражающую иерархию личных потребностей с её особыми доминантами.
В случае интеллектуальной незрелости взрослый человек может бессознательно усваивать внешние установки и цели, ошибочно оценивая их как свои (реклама, политическая пропаганда…). Нередки случаи отсутствия у взрослых людей совершенной (завершённой) структуры персональных потребностей, включающей смыслообразующий миф персонального смысла жизни. До некоторых пор они этого не замечают, так как в их сознании подлинный (гуманистический) смысл жизни замещён ситуативными целями карьеры, бизнеса и обогащения, приобретения некоего социального статуса, завоевания власти, чемпионства…. После достижения таких ситуативных целей или напротив - в случае хронических неудач - человек на каком-то этапе жизни переживает внезапное исчезновение определяющей её цели и смысла: «…ну, вот, достиг, а что дальше?» или
«это недостижимо для меня, я - неудачник и теперь стоит ли ставить перед собой новые цели, если я не способен к их достижению?»
Примером кризиса экзистенциальной потребности поиска смысла жизни может быть следующая мотивация офицером самоубийства: «Надоело - утром одевайся, вечером - раздевайся, потом снова одевайся…». Такими суждениями сопровождается иррациональная агрессия по отношению к себе. И ее вектор может быть направлен на окружающих.
Человек - Личность:
- сохраняет психическую дистанцию по отношению к своим потребностям и желаниям;
- способен развиваться, руководствуясь самостоятельно созданной программой развития, в основе которой - персональная структура потребностей, исходящая из самоопределённого смысла собственного существования;
- автор своей судьбы.
Человек-Предмет (альтернатива человека-личности):
- раб своих потребностей, не способный сохранять психическую дистанцию по отношению к ним;
- неспособен самостоятельно определить и сформулировать смысл собственной жизни, самостоятельно составить ее программу;
- слепо зависит от бессознательно приобретённых социальных стереотипов, требований социальной среды;
- послушное антропоморфное орудие чужой воли.
Проблема персонального выбора доминирующей потребности и стабилизации смысла жизни знакома нам с детства, когда впервые задается себе вопрос: кем я хочу быть?...
Противоречие: что я хочу (?), что я могу (?), и что я должен делать? - затрудняет выбор.
Обилие влечений (неосознанных и неопредмеченных потребностей) и желаний свойственно неоформленным молодым душам, не имеющим устойчивых структур персональных потребностей.
Осознанная потребность обладает сформированным образом - моделью объекта своей направленности и более-менее зрелой программой удовлетворения. Она несет в себе следы внутренней критики - с точки зрения персонального смысла жизни и впоследствии, волевым образом поставлена на надлежащее ей место в структуре персональных потребностей или вытеснена, замещена в случае несовместимости с идеей персонального смысла жизни.
Нередко люди фокусируют все силы личности на исполнении одного вида деятельности или социальной роли - профессиональной, семейной (мать, отец, сын…). В исполнении её лучшим образом видят они смысл своей жизни, жертвуя ей прочие направления личностной самореализации. Тем самым они превращают себя в орудие, в инструмент профессии, в слугу общества или государства, лишаясь перспективы разносторонней эволюции индивидуальных качеств, возможностей и способностей. С другой стороны, потеря возможности исполнять сверхценную деятельность лишает их смысла жизни и приводит на грань личной катастрофы.
СМЫСЛ ЖИЗНИ - это потребность в самостоятельно созданной концепции жизни, стимулирующей беспрестанное и разностороннее развитие личности. Это авторская, внутренняя мотивация человеческой активности, рассчитанная на «длинную дистанцию».
Поиски смысла жизни - закономерный продукт интеллектуальной эволюции личности, свидетельствующий о достижении ею некоторой степени психической зрелости.
На ранних стадиях развития, когда происходит выработка сознания принадлежности к социальной группе и усвоение моделей социального поведения, концепция смысла жизни существует в форме моделей социализации - определения места личности в микросоциуме, его роли в нём, стереотипов отношений между членами группы, стандартов поведения. При этом молодой человек пользуется внешними - посторонними «подсказками», «заготовками», «моделями» в форме самоидентификации с фигурами культурных «героев», «звёзд» музыки, шоу, спорта… и лидеров молодёжной культуры…
Государство (идеал патриота, «героя» труда = дешёвого раба, «отличника» учёбы…) и недобросовестный бизнес (эстрадный идол, «звезда» спорта, фотомодель, ди-джей…) искусственно формируют и агрессивно рекламируют негуманные, примитивно потребительские модели для подражания, навязывая, таким образом, незрелым и несамостоятельным молодым людям искусственные - противоестественные потребности на удовлетворение которых работает принадлежащая им индустрия.
Способность создания авторской, оригинальной и жизнеспособной (адекватной индивидуальным способностям и стимулирующей персональное развитие) концепции смысла жизни - признак высокого уровня психической зрелости. Эта способность вырастает из продолжительного личного опыта психических и интеллектуальных усилий по овладению высотами гуманистической культуры:
- формирования индивидуального стиля физиологической (гигиена) и телесно-физической культуры поведения (физкультура);
- моделирования структуры собственной личности в процессе её сопоставления с литературными героями (суррогат современных психических практикумов и теоретических курсов знаний о психике человека);
- изучения истории, биологии человека…
Интеллектуальная экспансия человека проявляется в формировании персональной Картины Мира в центре которой поначалу бессознательно маячит призрак её автора, собирающего и сортирующего лично значимую информацию о мире и о себе. Впоследствии туманный демиургический фантом превращается в самосознающего субъекта, преследующего собственные рациональные цели в числе которых осознание и оценка персональных потребностей и интересов с последующим построением рациональных же программ их удовлетворения.
На некоторой стадии персональной эволюции рождается ощущение, а позже - осознание собственной неповторимости, особости, а с ним - чувство ответственности за себя и за свою жизнь, со временем перерастающее в концептуальное осознание особенностей своей личности и в потребность их сохранения и творческого развития. Здесь начинают самостоятельно вырабатываться программы поведения, обеспечивающие сохранение и углубление индивидуальных особенностей стиля жизни, типа мышления, эстетических вкусов, внешнего имиджа….
Вершиной авторской концепции собственной личности является постановка и практическое решение вопроса о смысле собственной жизни.
1) Интеллектуально зрелый человек, повинуясь логике познания мира, рано или поздно вводит в круг своих интересов смысл самого себя.
2) Определение смысла собственной жизни обеспечивает мотивационную стабильность личности, помогает сопротивляться и преодолевать препятствия, приносит ощущение удовлетворения жизнью в результате достижения поставленных целей, обеспечивает стимулы самосовершенствованию.
3) Смысл жизни - авторский продукт собственных размышлений и экспериментов личности, результат её самостоятельной произвольной активности - модифицируется и эволюционирует вместе с развитием личности его автора и носителя.
4) В отсутствие способности создания авторской концепции смысла жизни человек может усвоить концепцию смысла своей жизни, заданную извне. В этом случае его ждёт судьба «предмета», «инструмента» в чужой игре, слуги посторонней воли.
5) Смысл жизни - решающее условие конституирования и самосохранения человеческой личности.
Психическая автономия личности это самоопределение, ответственность за самого себя перед собой же, способность остранённого отношения к самому себе, выдерживая достаточную психическую дистанцию. Такая автономия, с одной стороны, это условие создания дееспособной авторской концепции смысла жизни, а, с другой стороны, она несёт в себе угрозу переоценки собственных возможностей и завышения «планки» («гордыня»), чреватых невротическими последствиями.
Формула смысла жизни, превосходящая способности и возможности человека несёт в себе могучий психотравмирующий потенциал: экзистенциальный невроз неосуществлённой цели, неоправданных ожиданий, ощущение потерянности, бессилия, беспомощности…
ЕСЛИ НЕТ ПОНИМАНИЯ СМЫСЛА СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ…
1) Отсутствие понимания личностного смысла жизни вследствие интеллектуальной несостоятельности,
2) деформация или потеря смысла жизни вследствие:
а) раннего достижения поставленной цели или
б) наличия на пути к смыслом положенной цели конкурирующих смыслов и целей -
чревато психическими кризисами, выражающимися в:
- ощущении концептуальной пустоты, бессмысленности существования (экзистенциальный кризис),
- растерянности в выборе альтернативного вектора судьбы.
#мотивация поведения,
#структура личности,
#каталог потребностей,
#потребности,
#структура потребностей,
#модель личности,
#базис личности