Марокко: риад Chayma, Марракеш

Oct 18, 2014 16:58




Около 6 утра. Голос муэдзина ворвался в сновидения. Один, второй, третий… Казалось, у кровати стоит хор муэдзинов и призывает на молитву. Рядом мечеть. Отключились… 7 утра. Громко зачирикали птички. «Они точно не в нашей комнате?!» 2 часа приспосабливались к их веселому воркованию. Не удалось. На автопилоте открываем ставни. Солнечный свет врывается в комнату (птички также были не против заглянуть в номер). «Как тебя не хватало?!» (В последние недели перед отъездом в Петербурге было сумрачно.) Чистое голубое небо. Тепло. Риад.



Риад (в переводе с арабского «сад») - традиционный двухэтажный марокканский дом, объединяющей под крышей 3-4 поколения одной семьи. В стране их около 4000, они расположены в Медине. Риад обычно имеет внутренний дворик с садом, фонтаном и/или бассейном, откуда естественный свет проникает во все комнаты дома. Окна выходят только во двор, где, как правило, высажены четыре апельсиновых или лимонных дерева; внешние стены окон не имеют. Главная задача такой конструкции - укрыть от посторонних глаз частную жизнь и женщин.





Риад хорошо защищает своих обитателей от жары. К примеру, летом в Марракеше температура может достигать 50C, в то время как в риаде - всего 25.

Семьи, владеющие риадами, относятся к постояльцам как к особо важным персонам, начиная со встречи, приготовления желаемых блюд до сопровождения в прогулках. Примечательно, что подобное отношение не зависит от того, в дорогом или более дешевом номере ты проживаешь.

Ванная. Днем освещается естественным светом: в центре потолок сужается конусом и заканчивается окном. Кстати, в Марокко не принято клеить обои на стены, они покрываются разноцветной штукатуркой таделакт. На пол кладут глазурованную плитку зеллиге или бежмат, реже - мрамор. Благодаря солнечному климату стены и пол приятно теплые на ощупь.







Мусорное ведро по-марокански - необычно, ершик для чистки унитаза - спрятан в тубус ручной работы.



Жасмин Сьют, состоящий из двух комнат. В риаде Chayma всего 5 номеров. Каждый оборудован камином - зимой температура в Марракеше опускается до +11С.













Скорей на завтрак. Он накрывается на террасе, что на крыше риада. Здесь же установлены шезлонги для желающих поджариться под ярким марокканским солнцем. Такие были - англичане.





Свежевыжатый апельсиновый сок, кофе, йогурт, мед и джемы, фрукты, марокканские блинчики, багет, омлет с зеленью (на подходе). Если гость хотел яиц, персонал гостиницы тут же бежал на улицу и покупал их. Свежайшие, только что выложенные на прилавок. Выпечка также покупалась под завтрак. Ароматная, с хрустящей корочкой.



Лучшее время для прогулок по Марракешу - утро, пока солнце его не раскалило. Чем и займемся.

Марракешшш - само имя города соблазняет и пугает одновременно. Оно ассоциируется с коброй - подвижной и притягательной, но опасной. Здесь проживает около млн. человек. Как и горы Высокого Атласа, Марракеш считается самым экзотическим местом Марокко и сердцем страны. Это территория берберов, где традиционные верования и веками сформировавшийся жизненный уклад до сих пор определяют поведение ее жителей. Ислам, мистицизм и суеверия - все здесь смешалось.

Город торговли и магии. Красный город - все дома выстроены из песчаника темно-красного цвета. Именно Марракешу страна обязана своим названием. До сих пор в Иране, Таджикистане, Азербайджане, Узбекистане Марокко именуется Марракешем.

В отличие от культурной столицы государства Феса Марракеш не может похвастаться обилием исторических памятников. Зато он имеет отчетливый африканский характер, с пальмами, темно-красным цветом стен, считаемых жителями кровью и плотью нации, ослами и лошадьми, перевозящими домашний скот и птицу по проспектам, где гоняют Феррари и возвышаются громадные особняки, с ароматами благовоний, сводящих с ума, и запахом нечистот, свалок и конских испражнений, от которых спирает в горле. Маракешшш. Он воспринимается не только зрением, а всеми чувствами сразу. Его нужно не осматривать набегом, а проникаться им. Без сомнения, впечатление один из богатейших и быстро растущих городов Африки оставил неизгладимое.







Старый город - Медина - многолюдный, шумный, грязный, но с доброжелательными улыбчивыми людьми. Его венчают всемирно известная мечеть Аль-Кутубия, построенная в 12 веке, и площадь Джемаа эль-Фна.





Первая стала образцом для всех марокканских минаретов, вторая гипнотически притягивает к себе туристов и горожан.

Название Джемаа эль-Фна переводится как «сборище мертвецов» и напоминает о казнях мятежников и воров, проводимых здесь в 13 веке. Отрубленные головы преступников засаливали и выставляли на всеобщее обозрение на кольях. Возможно, поэтому площадь обладает столь гипнотическим очарованием и одновременно отталкивает от себя.

Днем здесь мирно продают свежевыжатые соки (марокканским апельсинам можно петь оду)



и лечебные травы, выступают заклинатели змей и дрессировщики обезьян, крутятся акробаты, резко пронзают воздух звуки каких-то необычных музыкальных инструментов, скрюченные старухи (гадалки) раскладывают карты перед доверчивыми туристами или наносят татуировки хной. Театр, зоопарк, балаган, цирк, рынок?! Не успеешь подойти к кучке народа, что-то увлеченно рассматривающей, или просто остановиться, чтобы перевести дух, как шею норовят обмотать рептилией, на руки посадить обезьяну или тянуться попрошайки за милостыней. Нужно обладать большим мужеством, чтобы не выложить всем желающим деньги. Искусством убеждения, навязывания, взятия жертвы измором работники площади хорошо владеют.

image Click to view



Пропитавшись духом Джемаа эль-Фна, решились прокатиться в экипаже, запряженной лошадьми. Не думалось, что можем так рьяно торговаться - это было целое представление, собравшее с десяток извозчиков, сонно ожидающих туристов. Театральные гримасы «водителя кобылы» - мол, за дешево не повезу, наши демонстративные уходы и возвращения… В итоге извозчик спросил, очень ли мы хотим прокатиться. Получив утвердительный ответ, пожал руку мужской половине уникумов (сделка заключена), улыбнулся и усадил в экипаж. Аплодисменты остальных «водителей кобыл» - постановка удалась; мы рады, что сбили цену вдвое, извозчик - что был увлекательный торг, и он все равно остался в выигрыше. Разговоры о Марракеше и осмотр элитного района города.

Полдень. Спешим в риад, под нас там готовят обед. Улочки Медины образуют сложные лабиринты, порой отыскать нужный дом нелегко. Сверху она напоминает паутину, но довольно безопасную. GPS не ловит. Как правило, вывески и номера домов малозаметны, а сами строения внешне не отличаются друг от друга. После прогулок в поисках своего риада частенько не доходили до него или же проходили мимо. В итоге указателем стали коммерсанты, ежедневно торгующие рядом музыкой и шашлычками, и бродячая кошка, неизменно релаксирующая у входа.







Как оказалось, персонал гостиницы, если постоялец желает покушать, вызывает повара, тот с утра под трапезу покупает на рынке продукты и их готовит. На обед выбрали овощной суп с нутом, Кефта Таджин (тефтели из баранины с яйцом-глазуньей в пряном томатном соусе) и апельсиновый салат, сдобренный корицей и апельсиновой водой. Готовят марокканки вкусно, блюда щедрые.







После трапезы можно пройтись по сукам («базар» по-арабски). Чего тут только нет - и узконосые кожаные тапки бабуши, и огромные латунные тарелки, тазы и медные фонари, расписные глиняные чашки, яркие кафтаны, горы благоухающих специй и восточных сладостей с роями пчел над ними, хна, слитки соли, тазы с черным мылом, газовые, словно сотканные из воздуха платки, покачивающие своими изгибами на ветру… Ремесленники работают тут же - ювелиры, обувщики, гончары, портные и парфюмеры. Огромный рынок хенд-мейд товаров. Торг не просто уместен, он обязателен.































Суки зонированы, поэтому в этом хаосе людей и скарба есть некоторая упорядоченность. Кожевенникам отданы одни улицы, торговцам коврами - другие, есть мясные ряды и ряды с драгоценностями…

Вернемся в риад на пятичасовой чай… Его подали в комнате, именуемой «Марокканским салоном». В любом местном доме есть большая гостиная с установленными по всему ее периметру диванами с мягкими подушками и круглым столом в центре. Она-то и называется так поэтично.



Заказав восточные сладости с традиционным сладким марокканским зеленым чаем с мятой, получили нечто грандиозное - тот самый чай и сладости, а также теплые марокканские закуски, французскую выпечку и сэндвичи, сочетающие в себе начинки европейской и местной кухонь.







Полдник своими объемами сравнился с обедом. Вкусно и красиво сервировано - все, как любим. Теперь можно и в хамам заглянуть.

Их кстати в Марракеше несметное количество - на любой вкус и кошелек. Снимать внутри не разрешается - полуголые люди. Раздели, выдали одноразовое белье. Повели в комнату без окон и дверей - влажная парилка, одним словом, но не деревянная. Уложили на кожаный мат, облили горячей водой, помыли. Натерли глиной гассул, оставили отмокать. Ощущение, что лежишь в теплом склепе (комната темная, низкая, узкая, глиняная), похороненный за живо. Пришли веселые марокканки. Мы еще на земле?! Помыли, натерли черным мылом, оставили отмокать. Влажность высокая, дышится с трудом. Лежится не просто. Веселые марокканки. Отдравили кожу жестокой варежкой, работали на совесть - до красноты. Скомандовали: «В душ! Смывать эту грязь.» А ее было не мало, на удивление. Вытерли, завернули в халаты, увели в комнату отдыха. Улыбчивый марокканец вынес сладкого мятного чая и попросил ждать массаж… Пожалуй, это был лучший массаж из всех испробованных. Медленный и настойчивый. Час показался вечностью. После него чувствовали себя не ватными, а бодрыми, обновленными.

Вечер. Город погрузился во тьму, озаряемую миллиардом огней от всевозможных ламп и светильников. Путь держим на Джемаа эль-Фна. Издали она будто пылает пожаром. Воздух здесь наполнен ритмами и звуками, которым уже тысяча лет. Гадалки и ясновидящие, танцоры и музыканты, попрошайки. Покачивающиеся на ветру лампадки усиливают ощущение нереальности происходящего. Как здесь не уверовать в джинов?!

Именно в темное время суток центр площади превращается в огромный ресторан под открытым небом. Дым от мангалов, аромат жареного мяса, кричащие наперебой официанты притягивают к себе людей. Здесь можно вкусить все - от безобидного кускуса и люля-кебаб до супа из козьих голов, улиток и жареных яичек каких-то животных. Маракешшш. Соблазнительный и опасный, словно кобра…

image Click to view



В риаде нас ожидает романтический ужин. Поспешим. Вечерами персонал Chayma включает невероятной красоты светильники и арабскую музыку. Приятно в такой атмосфере трапезничать. А если еще и на террасе, где теплый ветер с Сахары целует кожу, - это сказка.





На столе: пастила (слоеный пирожок из теста фило с курицей и овощами, присыпанный корицей и сахарной пудрой), таджин с кускусом, курицей и овощами и десерт - спирали из теста фило, начиненные пастой из миндаля, политые медовым сиропом, с шариком ванильного мороженного.







День, длиною в 6 суток, окончен. Он был насыщенным и незабываемым. Попытались передать впечатления в этом посте. Завтра летим на воздушном шаре.
__________________

Ежедневные фотоотчеты вели в Инстаграм.

Текст, фото 16, 27-29, 47, 48, видео: uniqum84.
Остальные фото, видео, фото и видеообработка: uniqum80.

Марракеш, гостиницы, Марокко, сериал Клон, видео, рестораны, путешествия

Previous post Next post
Up