Оригинал взят у
businessmsk в
Популярно о популярных формахОригинал взят у
0neofthese в
Популярно о популярных формах
Уже больше года прошло с тех пор, как политолог С.Е. Кургинян явил российскому интернет-сообществу новый жанр - антишоу. Смелый шаг оказался удивительно своевременным. Облаченный в непопулярную, даже в антипопулярную форму проект начал набирать обороты прямо на глазах у изумленной публики.
В чем же секрет фокуса и как долго удастся его демонстрировать?
Начну издалека.
В университете нам, естественно, читали философию. И однажды лектор долго интриговал вопросом: Зачем нужна красота? В чём ее практическая ценность? Зачем древнему человеку понадобилось рисовать на скалах и глиняных горшках? Наконец нас ждал «ответ»: красота не нужна ни за чем. Просто красота, и всё тут. Не знаю, что меня тогда больше удивило: что господа философы не нашли ответа на вопрос или что отсутствием ответа удовлетворились.
Потом был большой и интересный курс по теории эволюции. Там мы узнали, что красоту придумали вовсе не люди.
Например, у петуха есть гребень - зачем? «Ни за чем», - возможно, скажут философы. Биологи тем временем обнаружили, что гребень тем ярче, чем сильнее иммунная система у его носителя. Большой ярко-красный гребень - показатель здоровья, признак хороших генов. Поэтому он нравится курам. Вряд ли они в курсе на счет иммунной системы - им просто нравится, потому что красиво.
В отличие от кур, у людей взаимодействие уже не сводится к простому выбору партнера или вожака стаи. Взаимодействие друг с другом - их способ существования, поэтому эстетика приобретает еще более важную роль. «Какие фильмы смотришь? Что читеашь? Что слушаешь?» - обычные вопросы при знакомстве или в анкетах социальных сетей. Такая информация помогает найти единомышленников, свой круг общения. И не надо быть Шерлоком Холмсом, чтобы с ее помощью сделать выводы о личности человека - его темпераменте, устремлениях, успешности, сильных и слабых сторонах.
При должном старании в любом эстетическом элементе можно выявить скрытую отражаемую сущность. Красота не существует сама по себе - она всегда есть символ своего содержания, показатель скрытых, но важных качеств. В этом смысле эстетическая культура - навигатор, помогающий выстраивать человеческие отношения.
С развитием сущности развивается форма. Но как только развитие сущности встречает барьер на своем пути, происходит странная вещь. Форма начинает жить своей жизнью. Внешнее подражание становится делом более легким, чем создание собственного привлекательного содержания. Из полезного навигатора форма превращается в инструмент манипуляции и обмана.
Так культура вырождается в поп-культуру. Чем она популярнее, тем меньше она годится для выполнения своих навигационных функций. Будучи одинаково хороша для всех, она не несет никакой информации о своих потребителях. Уничтожив свое содержание, она становится пустой превращенной формой.
Породивший эту форму вирус воспроизводится довольно долго. Этим пользуются рекламщики и промоутеры. Но обман постепенно вскрывается. Пару раз купив бумагу вместо колбасы, люди перестают верить красивым этикеткам. Внешняя привлекательность начинает вызывать отторжение, становится символом обмана. Сама красота теряет стандарты, приедается, мутирует.
В таком насквозь фальшивом мире выстреливает антишоу Кургиняна. Его стремление отвергнуть все декорации легко ложится на потребность публики в подлинности - ее элементарный инстинкт выживания.
В этом секрет фокуса. Но как долго он будет срабатывать?
Создав антишоу, Кургинян обратился к тем гражданам, которые видят пустоту превращенной формы и отрицают ее. Таких людей оказалось неожиданно много. Кургинян собрал их вместе, опираясь исключительно на содержание, на подлинность.
Но постепенно встает вопрос об эстетической привлекательности нового проекта для самых широких масс населения. По своей зрелищности альтермитинги «Сути времени» не могут тягаться с концертами гламурной тусовки оранжевого «болота». Они остаются унылыми в глазах простого обывателя. Не идет туда «креативный класс» и не ведет свою массовку. Стоит ли огорчаться по этому поводу?
Набравшая силу «Суть времени» могла бы легко принять вызов вирусного постмодерна, противопоставить свой креатив «болотному» и бороться с ним по принципу «клин клином». Биться на вражеском поле с тем, чтобы наполнить популярную форму своим правильным содержанием. Сделать продукты «Сути времени» интересными для максимального количества людей. Исправить ошибку СССР, когда советская поп-культура проиграла западной.
Однако любой, кто сейчас обращается к популярной форме ради нее самой, берет в руки инструмент манипуляции, дискредитировавший себя. Выпустив на сцену форму ради формы, нельзя не потянуть за собой и пустые вражеские аналоги - ведь нет никакого механизма различения у тех, кто доверяет эстетической навигации. Когда фальшивых денег больше, чем настоящих, нет смысла допечатывать оригиналы. Приходится вводить золотой стандарт, переходить от явления к сущности. Именно это делает Кургинян. Он не играет по правилам моды, он сам задаёт ее.
Сущность подделать невозможно. Кто сегодня может соперничать с Сергеем Ервандовичем в жанре «говорящей головы»? Закончив цикл «Сути времени», он отказался даже от камерной формы антишоу. Минимум внимания внешней стороне дела. Его не волнует, насколько привлекательно смотрится его продукт со стороны. Ему важен смысл сказанного.
В момент кризиса рискует тот, кто пойдет за формой, игнорируя содержание. Только сущность востребована - она должна сделать скачок в развитии, либо погибнуть. Такого скачка не случилось в СССР. Его пустая форма съела содержание, и Союз заживо сгнил изнутри. Досадно, что сам он не много успел, но пусть повезет другому. Выходит, и он напоследок спел: «Мир вашему дому».
Каким-то чудом мы до сих пор существуем на обломках этой рухнувшей советской системы, затерянные во времени, в ожидании лангольеров. Наше время почти истекло, привычные игры с живыми или мертвыми формами нас уже не спасают. Мы должны сами вырваться из этой удушающей атмосферы и вытащить из нее других. Это значит - бросить основные силы на развитие смысла, содержания, чтобы преодолеть злосчастный барьер. Только в этом случае фокус Кургиняна будет срабатывать бесконечно: развивающаяся сущность всегда сможет вырваться из под гнёта превращенной формы.