Не могу сказать, что я активный путешественник, однако при случае я стараюсь куда-то вырваться и денег на это не жалею. Один раз живем, всех денег не заработаешь, мир посмотреть хочется. Особенно мне приглянулся формат краткосрочных поездок в компании друзей. Так, например, случился
Автотрип по Самарской области. 13.06.15. Северо-восточное направление. Чуть менее самостоятельным было
путешествие к Рачейским альпам; 2 мая 2016.
Но эта поездка побила все рекорды спонтанности и соотношения длительность/дальность поездки.
Это была обычная пятница, мы с Владом поиграли в "Вынос мозга" (интеллектуальная игра по типу "60 секунд", "Мозгобойня" и т.д.) и поехали в пиццерию встретиться с Сашей и его девушкой. Вообще мы давненько с Сашкой говорили о том, что хорошо бы съездить в Самарскую Луку, походить, пофоткать.. думали насчет двух дней, палатки... Пока пили кофе, посмотрели прогноз погоды: беспросветные дожди. Это совершенно не годилось для нашей машины.
И тут...
Даша: А поехали в Казань?
Саша: Кстати да, там круто.
*пауза*
Влад: Не, ну если ехать, надо сейчас выезжать, к утру там будем.
*очень длинная, как мне показалось, в течение которой ребята пялились на меня*
Я: Стоп, ну хоть переодеться-то надо!
Короче, мы за полчаса собрали рюкзаки, перекусили, поехали в магазин за необходимым, на кассе бронировали номера в хостеле... Самое тяжелое условие - не спавший днем Влад. Но мы решили, что я буду штурманить изо всех сил, а если что, за руль сядет Саша, либо же мы просто встанем на обочине и поспим.
На въезде в Самару меня начало вырубать... Я решила, что могу поспать минут 40, дать организму перезагрузиться. Все было рационально рассчитано: водитель еще бодр - раз; неоднообразная дорога не усыпляет, Влад сам мне так говорил. Самару проехали благополучно. Треш начался в Ульяновской области... Ночью на неосвещенной дороге мы не заметили капец каких огромных ям, ухнули в такую одним колесом. На ближайшей заправке проверили - всё окей.
А дальше был Бесий лес. Это часть федеральной трассы, если не путаюсь, однако дороги там как после бомбежки (их еще и дальнобойщики добивают). Еле ползя, я бы даже сказала, крадучись, мы все-таки пробили там одно колесо сбоку. Пока ставили запаску, выяснили, что у другого колеса все-таки погнуло диск и нарушилась герметичность камеры... Итак, 2:45, ночь, адские комары, моросит дождик, связи нет, до ближайшей шиномонтажки, судя по картам, около 45 км. Нам повезло, что трасса была очень оживленной, так что у добрых остановившихся людей был и компрессор, и молоток, при помощи которого мы загнули диск обратно и доехали до Базарных Матаков.
Вот такой милый вид открывался от шиномонтажки.
Мы благополучно дооехали до Казани, заселились в хостел и проспали аж 4 часа! Влад, весь взбудораженный ночными приключениями, спал от силы час, поэтому утром за чаем было решено следующую ночь спать и выезжать утром.
Перекусив тем, что осталось от ссобойки, мы отправились гулять по Казани. Хостел Fresh Казань расположен на ул. Чернышевского, пересекающей главную пешеходную красоту Казани - ул. Баумана. До революции эта улица носила название Проломная - именно с нее войска Ивана Грозного штурмовали ханскую крепость и именно в этом направлении проломили укрепления, после чего, собственно, Казань и пала…
Популярное фото-место - бронзовая копия роскошной кареты, на которой во время своего визита в 1767 году по Казани проезжала Екатерина II (оригинал кареты можно увидеть в Национальном музее Татарстана - говорят императрица подарила ее казанскому митрополиту). Именно тогда она разрешила татарам строить мечети каменные, что не разрешалось ранее. По преданию, карету сделали аж во Франции,. На то время она была совершенна, ведь в карете была реализована технология ременной передачи (чтоб не сильно укачивало),т.к. улицы Казани на тот момент представляли не прямые линии как сейчас, а кривые, с большими перепадами. Кстати при Екатерине был разработан план прямых улиц, которые мы и наблюдаем сейчас.
Вот мы в ней все сидим, в карЭте.
Еще тут есть указатель сторон света. Вот что говорят СМИ аж 1999 года: "Недавно в Казани на улице Баумана географы из Академии наук Татарстана поставили камень-указатель сторон света. Про "направо", "налево" и "прямо" там ничего не написано, зато приведена масса полезных сведений: расстояния до Северного полюса и Нью-Йорка, высота над уровнем моря и т.д. Однако специалисты из Казанского государственного университета, проверившие выбитую на камне информацию, утверждают, что ей особо доверять не стоит, сообщает "Вечерняя Казань". Так, расстояние до Северного полюса занижено на 9 километров, а координаты центра города почему-то точно соответствуют местоположению университетской обсерватории. /Национальная Служба Новостей/"
Берегись конемобиля!
Немного напоминает ул. Ленинградскую в Самаре. Московский Арбат запомнился мне более загруженным ресторанами.
Здание Национального банка Республики Татарстан.
Вид на Колокольню богоявленского собора. До революции приход Богоявленского храма составляли различные слои общества: аристократы, предприниматели и простые горожане. В 1892 году скончался купец первой гильдии, почетный гражданин Казани, заместитель директора Казанского городского общественного банка И.С. Кривоносов. Он завещал Богоявленской церкви 35 тысяч рублей, 25 тысяч из которых должны пойти на постройку новой колокольни. В 1893 году был объявлен конкурс на лучший архитектурный проект Богоявленской колокольни. До сих пор авторство проекта является спорным вопросом. Чертеж колокольни с авторской подписью не сохранился. В 1893 году началось строительство. Согласно историческим записям, на строительство ушло около двух миллионов штук кирпича. Новая колокольня стала самостоятельным архитектурным памятником. На первом этаже располагалось небольшое помещение для собеседования со старообрядцами и торговая лавка. На втором этаже находился храм в честь Обретения Честной Главы Иоанна Предтечи. Стилистика декора строится на сочетании модернизированных русских мотивов с геометрическими формами 19-20 веков. По изысканности и богатству кирпичного декора колокольня превзошла Богоявленский собор. Ее высота составляет 74 метра. Великолепная композиция и искусно выложенный декор сделали Колокольню Богоявленской церкви одним из символов Казани. В 1997 году была проведена реставрация колокольни. Колокольня является высочайшей из всех старинных сооружений Казани и играет большую роль в панораме города. В Казани и на Волге больше не построено колокольни такой высоты.
Вид на колокольню от входа в собор. Ребята кривляются.
Фото при подъеме на колокольню.
Фото с колокольни. Горизонт, конечно, завален...
Здание гостиница "Казань" - у входа стоят атланты. Построенное в стиле позднего классицизма, здание привлекает внимание как образец творчества известного в Казани в XIX веке архитектора Фомы Петонди. Здание создавалось как гостиница и использовалось в этом качестве как до революции, так и после нее, а в начале XIX века на этом месте стояли три обычных дома. В 1965-1966 годах интерьеры гостиницы и ресторана были реконструированы и художественно оформлены по проекту А.С. Спориуса и М.С. Артамонова.
Гостиница «Казань» была одной из лучших, если не лучшей гостиницей в советской Казани. Именно поэтому здесь предпочитали останавливаться именитые гости города: Лев Троцкий, поэт Владимир Маяковский, писатели Максим Горький, Александр Фадеев, Демьян Бедный, Алексей Толстой.
Гостиница закрылась в 90-е годы. С 1997-го года сменилось несколько владельцев здания, оно подверглось значитальным разрушениям (в том числе, из-за появления рядом с гостиницей поземной галереи). Долгое время на Баумана стояли лишь стены, без межэтажных перекрытий и внутренних стен. Но все окончилось благополучно - стену сохранили, отреставрировали, здание восстановили. На фасаде со стороны Баумана все использованные кирпичи - старые, свои. И закреплены они идентичным раствором, что использовался 170 лет назад. Лепнина опытными реставраторами выполнена в полном объеме и хорошем качестве, смонтирована полностью. Купол выполнен по сохраненным стропилам. Полное восстановление закончили к Универсиаде, однако сейчас в здании жилой дом.
Вот такое интересное, полностью разломанное внутри пианино. Арт-объект?
Фонтан "Водяная" ("Су Анасы".). Установлен в 1997 году. Героиня татарской сказки "Су Анасы", но многие ее путают с русалкой.
На мостки, зачем - не знаю, оглянулся я в тоске...
Ведьма, ведьма водяная появилась на доске!
Растрепавшиеся косы чешет ведьма над водой,
И в руке ее сверкает яркий гребень золотой.
Я стою, дрожа от страха, притаившись и ивняке,
И слежу за чудным гребнем, что горит в ее руке,
Водяная расчесала косы влажные свои,
В реку прыгнула, нырнула, скрылась в глубине струи.
(Габдулла Тукай "Водяная")
Часы на улице Баумана выполнены по мотивам творчества Г. Тукая. Это монументально-декоративная композиция с часами, вылитая из бронзы, установлена в 1999 году. Автор скульптурной композиции, возвышающейся на часах, - архитектор И. Н. Башмаков. Каллиграфическую работу на часах выполнил Наджип Наккаш (художник, занимается возрождением татарского изобразительного искусства и арабской каллиграфии).
Верхняя часть монумента представлена фигурами поэта, Пегаса и музы, которые смотрят в три разные стороны. Нижняя часть композиции представлена тремя часами. Цифры на циферблате, выполненные в арабской графике, обозначены числительными на татарском языке. Окончания часовых стрелок выполнены в виде солнца и полумесяца. Окружность циферблата украшена поэтическими строками, выполненными также в арабской графике. Считается, что эта бронзовая композиция часов несет в себе глубокий смысл. Мальчик с дудкой - это герои сказки, а муза и Пегас - это движущая сила поэта, которая помогает ему в написании стихов. А сам поэт - это известный татарский стихотворец Габдулла Тукай. Об этом можно догадаться, прочитав строки из стихотворений Тукая по краям трех смотрящих в разные стороны света часов.
Здание КФУ - (как говорит Википеддия) одого из десяти российских федеральных университетов. Это старейший, после Московского, непрерывно существующий университет России. Архитектурный ансамбль Казанского университета, являющийся историко-культурным, градостроительным и архитектурным памятником России, включён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Воплощенный в виде ландшафтной скульптуры, барс с герба Республики Татарстан. Всё с той же Вики: Государственный герб Татарстана представляет собой изображение крылатого барса с круглым щитом на боку, с приподнятой правой передней лапой на фоне диска солнца, помещённого в обрамление из татарского народного орнамента, в основании которого надпись «Татарстан», крылья состоят из семи перьев, розетка на щите состоит из восьми лепестков. В гербе Республики Татарстан барс - покровитель граждан республики и её народа. <...> На левом боку барса - круглый щит, означающий правовую, экономическую, силовую защищённость граждан Республики Татарстан. <...> Приподнятая правая передняя лапа барса - это традиционный геральдический жест, подчёркивающий величие верховной власти. Это означает также начало движения (дела) «шагом правой ноги», доброе начало движения Татарстана по пути обновления. Острые зубы и когти барса означают его способность постоять за себя и за тех, кому он покровительствует, кого защищает. Семь перьев крыльев барса символизируют пространство воздействия покровительствующей силы барса - и на земле, и на небесах. Положение хвоста барса означает хорошее настроение, дружелюбие.
Мутненькая речка... Эх, далеко ей до Волги!
Есть в архитектуре мечетей что-то чарующее.
Лавочка говорит, что дождется следующего моего приезда.
Это вот мы все. Судя по лицам, самый довольный и еще не голодный - Саша.
Влад как бы намекает, что к надписи стоит прислушаться...
Когда же Самара станет такой красивой?!
В Казани я успела заметить несколько очень интересный стри-арт объектов. Вот что нашла об этой росписи:
https://localway.ru/kazan/guide/241 "Едва закончив работу с памятником архитектуры, нам достался очередной объект прямо напротив: реконструированная тепловая подстанция, которая, как бельмо на глазу, выделяется на фоне исторических деревянных построек своим глянцевым красным кирпичом и белыми евроокнами. Было ясно, что надо с этим что-то делать, на это акцентирует внимание мэр города, и уже через день на коленке мы набрасывает новый сюжет для этого объекта. Мы решили сохранить концепцию исторической ценности района, чтобы спрятать «кричащий» объект в окружающую среду, мы используем теплые тона и продолжаем наш рисунок на боковые стороны станции.
Здесь изображены руки старца - шелковый халат и узоры обозначают его высокий статус, кисти рук сложены таким образом, что он держит в ладонях что-то очень важное и боится это упустить. В ладонях бронзовый казан (одна из версий происхождения названия города), на нем надпись на татарском «Старый город Казань», из чаши вьется пар, вырисовывающий силуэт слободы, который можно разглядеть с противоположного берега по озеру Кабан. Этим сюжетом мы хотели показать бережное отношение к истории нашей земли и предков. Над объектом работали два дня, день и ночь, закончили в 4 утра 13 июля 2013 года (день открытия Универсиады-2013), а уже в 10 утра здесь проходила делегация мэров из многих крупных российских и зарубежных городов, которые посетили Казань в этот день."
Зашли в какой-то интересный двор в Старо-Татарской слободе. Тоже граффити.
Описание от, видимо, автора
https://localway.ru/kazan/guide/241:
"Есть место в центре города, о котором многие жители мало что знают. И это не странно, ведь долгие годы на территории Старо-Татарской слободы находилось неприятное во всех отношениях гетто. Руины, развалины, маргинальные жители района намекали, что не стоит туда соваться. В былые времена здесь жили загнанные в эпоху правления Ивана Грозного татары, позже во времена Екатерины II тут начиналась новая жизнь. Можно сказать, что в XVII веке слобода была не иначе как «Татарской Рублевкой», там располагались лучшие ремесленные мастерские, вся городская богема обитала именно там. Затем на какое-то время этот район был забыт, но вот уже в наши дни новоиспеченная Префектура города Казань берется за восстановление исторически значимой для татарской культуры части города.
Нам достался памятник архитектуры XVII века под роспись: ничем не примечательная стена из старого, потрепанного кирпича, на которую мгновенно попадает взгляд при входе в сквер. Проведя пару дней в сопровождении историка-экскурсовода, мы погружались в историю этого района и определили ключевые культурные коды слободы. Пробежимся по сюжету слева направо: ремесленники (ложечники, кожевенники), мастерские которых находились в слободе; ровно посередине протока Булака, которая в царские времена обозначала границу между русской частью города и татарской, побережье Булака кишело лодками рыбаков и жителей, там проводились регулярные ярмарки; на левом берегу озера Кабан прогуливаются на лодках аристократические красотки и джентльмены, которые считали слободу своим излюбленным местом; справа представители духовенства - пожилые старцы и подрастающее поколение, ученики медресе. Все сюжеты и персонажи были взяты из исторических архивов, то есть вы видите реально живших людей, смотрящих на вас сквозь века."
Фонтан «Владыкой мира будет труд» находится в сквере под названием сквер имени Кирова («Интернационал»), ул. Московская. Автор скульптуры - С. Ахун. В народе фонтан именуется «Три богатыря». Три мускулистые мужские фигуры держат на вытянутых руках большой глобус, на котором нарисованы все нужные атрибуты: меридианы, параллели, линия экватора и четкие обозначения всех континентов.
Просто мимо проходили.
Водичка цветом напомнила мне Тибр в Риме.. но фонтанчики в русле, конечно, прелесть!
После того, как мы окончательно оголодали, мы приползли в "Дом чая". В интернете много негативных отзывов об интерьере, мол, советский китч, столовка, ляляля... Ну, не знаю. Кормят вкусно, цены демократичные, на двоих с владом мы потратили 450 рублей: первой, второе, выпечка и чай-кофе. Народу много, приходят аж целыми семьями, сдвигают столы...
Кафедра астрономии КФУ. Вот это архитектура!
Институт физики КФУ.
Я не могла не заметить здание с явными чертами модерна. И та-дам - это национальная библиотека Республики Татарстан. Если приеду еще, обязательно зайду внутрь! А пока - заманчивые описания с официального сайта библиотеки.
Одно из красивейших зданий города - бывший особняк промышленников Ушковых. С 1919 года в нем располагается Национальная библиотека РТ. Ее читатели имеют возможность ежедневно любоваться красотой сохранившейся великолепной отделки. Здание богато украшено лепкой. Архитектурная композиция, декоративное убранство фасадов и интерьера отличаются высоким мастерством, роскошной разнообразной отделкой, поражают воображение.
Представляет большой интерес интерьер парадной лестницы в духе "Шинуазри", оформленный как вход в дворцовые покои восточного властелина: позолоченные, резные драконы на стенах, дверях, потолке, в деревянном ограждении лестницы, бронзовые и лепные украшения, изображения японских божков, имитация древнекитайской живописи, роспись панно под драгоценную шелковую ткань. Легкие живописные панели с изображением бытовых сценок из восточной жизни обрамлены имитацией бамбука. Дверные ручки разнообразной формы - настоящие произведения искусства. Великолепно выполнены на окнах витражи с экзотическими пейзажами, редкостными птицами и растениями. На полу - инкрустация мрамором и позолотой (веточки цветущей вишни - любимый японский мотив). Согласно вкусам конца 19-нач.20 вв., каждое помещение отделано в разных стилях.
Архитектор К.Л.Мюфке (1868-1933 гг.), построивший это чудо в 1908 г., родился 30 января в Воронеже и после окончания гимназии поступил в Петербургскую академию художеств, где за время учебы не раз награждался за свои проекты малой и большой серебряными медалями. Завершив обучение, он становится архитектором - художником и направляется в заграничную командировку. Он знакомится с памятниками культуры Италии, Франции, Австрии и других стран. Возвратившись в Россию, поступает на службу в Казанскую художественную школу(1897-1912 гг.), где в 1898 г. единогласно избирается педагогическим советом на должность директора школы. Благодаря усилиям и умелому руководству Мюфке, школа приобрела здание,которое и с художественной, и с практической стороны было едва ли не лучшим учебным заведением своего времени в городе. Мюфке отличался незаурядной работоспособностью, совмещал большую педагогическую работу и государственную службу с интенсивной творческой деятельностью. По совместительству он был архитектором Казанского университета (1905-1909 гг.). Одобрительные отзывы со стороны Академии и академиков, успехи учеников - свидетельство того, насколько плодотворной была деятельность Мюфке.
По пути к парку "Черное озеро"
Сквозь крону парковых деревьев виднеется здание МВД.
ВНЕЗАПНО! Я нашла обшарпанный дом!
А этот, видимо, на реставрации - фасад прилизан, а вот дальше...
Вид на Казанский кремль с перекрестка ул. Клемлевской и ул. Чернышевского.
Корчу пафосную морду рядом с очередным стрит-артом.
Вернулись на Баумана, пошли в сторону Кремля, нашли интересное зеркало.
Станция метро Кремлевская, расположенная внутри Кремлевского холма.
На подходе к Кремлю.
Памятник Мусе Джалилю. Татарский советский поэт, Герой Советского Союза (1956), Лауреат Ленинской премии (посмертно, 1957). В 1941 году был призван в Красную Армию. В звании старшего политрука воевал на Ленинградском и Волховском фронтах, был корреспондентом газеты «Отвага».
26 июня 1942 года в ходе Любанской наступательной операции у деревни Мясной Бор Муса Джалиль был тяжело ранен в грудь и попал в плен. Вступил в созданный немцами легион «Идель-Урал», а затем - в созданную среди легионеров подпольную группу, устраивал побеги военнопленных.
Пользуясь тем, что ему поручили вести культурно-просветительскую работу, Джалиль, разъезжая по лагерям для военнопленных, устанавливал конспиративные связи и под видом отбора самодеятельных артистов для созданной в легионе хоровой капеллы вербовал новых членов подпольной организации.
Сформированный первым 825-й батальон легиона «Идель-Урал», направленный в Витебск, поднял восстание 21 февраля 1943 г., в ходе которого часть бойцов (около 500-600 чел.) покинула расположение части и с оружием в руках присоединилась к белорусским партизанам. Личный состав остальных 6 батальонов легиона при попытке использовать их в боевых действиях также часто переходил на сторону РККА и партизан.
В августе 1943 года гестапо арестовало Джалиля и большинство членов его подпольной группы за несколько дней до тщательно подготавливаемого восстания военнопленных. За участие в подпольной организации Муса Джалиль был казнён на гильотине 25 августа 1944 года в тюрьме Плётцензее в Берлине.
Мечеть Кул-Шариф. Строительство храма было начато в 1996 году как воссоздание легендарной многоминаретной мечети столицы Казанского ханства, центра религиозного просвещения и развития наук Среднего Поволжья XVI столетия. Мечеть была разрушена в октябре 1552 года во время штурма Казани войсками Ивана Грозного.
Названа в честь её последнего имама сеида Кул Шарифа, одного из предводителей обороны Казани.
Панорама со стен Кремля.
Падающая башня Сююмбике. Имеет заметный наклон в северо-восточную сторону. На данный момент отклонение её шпиля от вертикали составляет 1,98 м.
Ворота башни.
Дворец земледельцев. Нереально красивое здание...
И еще одно интересное граффити. Было сделано в июле 2012 года при поддержке мэрии в рамках фестиваля граффити Like.it.Art. Судя по интернетам, граффити в Казани полно, хоть прям отдельно поезжай смотреть на арт.
Просто велосипед, надетый на столб знака.
Перекресток улиц Баумана и Чернышевского. Композиция "Доверие", подаренная городу... Городской стоматологией, которая находится напротив.
Вдоволь нагулявшись, мы запаслись продуктами и отправились высыпаться... подъем в 7:30 - пора ехать домой.
На обратном пути мы приметили яркие поля сиреневых и желтых цветов. Конечно же, мы остановились пофоткаться!
И да, обратно мы снова проезжали через Бесий лес. А вот при встречном движении нам такой знак не попался.. А то сразу бы знали.
Ну и напоследок - видео с теми самыми дорогами Ульяновской области.