О верящих в Дьявола и не верящих в Бога… /«Фауст» (А.Сокуров,2011)

Apr 05, 2021 17:41



…Сокуров снял фильм о похоти - власти падшего мира - цепях, которыми люди себя заковывают, превращая свою жизнь в ад. Фильм об уродстве зла, что люди не видят. О сотворении Дьявола из мусора мира…



«Фауст» (реж. Александр Сокуров; сц. Юрий Арбатов, на основе ранних легенд о докторе Фаусте и одноименной трагедии Иоганна Вольфганга Гёте; четвёртая часть “тетралогии власти”: «Молох»-«Телец»-«Солнце»-«Фауст»; 2011 год).

«Фауст» Александра Сокурова должен был быть снят. Он был нужен. Кто-то должен заново выставлять перед человеком факт отвратительности зла - безобразие Дьявола - Нечистого.

Человечество раз за разом утешает себя сказками о прекрасном мире - настолько прекрасном мире, что и зло в нем привлекательно, что Сатана и после падения - красив, бесы - не хуже любых других созданий; что, теряя себя в похоти - человек изящен, уходя и возвращаясь с войн - солдаты бравы, упиваясь на пирушках - студенты милы и забавны. Именно так - в больших и малых грехах мы представляем себя пусть нехорошими, но уж точно привлекательными, уж точно такими, на которых можно смотреть без отвращения.

Как прекрасны Иварс Калныньш и Николай Кочегаров в ролях Фауста и Мефистофеля в «Маленьких трагедиях» Михаила Швейцера 1979 года.  Сколь много других привлекающих взгляд картинок нарисовал себе человек, представляя Дьявола, бесов, злодеев, падших экс-добродетельных граждан; сколь неординарны и масштабны их плохие деяния, как особенно зло.
Только нет, не было и не будет ничего этого на самом деле - а будет мерзость. Если не на первом, то на втором шаге. Будет и была картинка «Фауста» Сокурова.

. . .

«Он был дьявольски красив», «она была дьявольски обольстительна» -стандартные фразы, расхожие штампы, в своей затертости выкинутые из оборота приличного общества еще сотню лет назад, но замененные на множество других подобных, так же, как написано/снято несчетное множество книг/фильмов, где в красоту прячется оправдание падения героя.

Но никакой красоты, что обручает человека со злом нет. А есть изначальная пустота в его душе и желание конечного существа заполучить в себя всё больше и больше, что заливает его глаза отравой неконтролируемой похоти.
И тогда похоть начинает смотреть на мир вместо человека и видеть только желанное, и не замечать ничего из того, что есть, ничего из мешающего… и вот она - «цель»; вот то, ради чего - можно «пойти на всё», «отдать всё»; вот оно - «прекрасное» во плоти.


«Похоть» - слово, что почти ушло из оборота людей, осталось только в старых книгах. Если и вспоминают его, то как приправу к описанию сексуального влечения. Но похоть может цеплять человека ко всему: к еде, к социальному статусу, к власти… Когда похоть - взгляд человека искажается - он исходит «слюной», его существо толкает только к одному, он видит то, чего нет - в половых органах, в подвергнутых тепловой обработке продуктах питания, в дежурных фразах приветствия, в подневольном исполнении бессмысленных приказов - он видит свой рай земной: прекрасное, завораживающее, обещающее счастье - он видит выход из своего сейчас так невыносимого состояния - он видит исполнение предназначения - он видит «Смысл».
Он очень хочет думать, что это «смысл» - ведь в этот момент его жизнь в бессмысленности им забылась. Почти забылась - где-то там в глубине он конечно на миг припомнит, что всё это чушь, что никакой это не Смысл, а так - утешение, заслонка от пустоты, но его тянет и он рад, что тянет - рад, что не он уже решает, а похоть - что он может избавиться от себя, может согласиться на то, чтобы стать тем, кого ведут, пусть даже жертвой - лишь бы снять с себя бремя своего существования - бремя свободы, бремя долга - неизвестно для него какого и неизвестно для него перед кем…
А когда он остывает в, всегда так неуловимо кратком, «удовлетворении» похоти, когда мы со стороны взглянем на всё это - как же мелко, банально, пошло то, к чему так он рвался, то, ради чего он забыл, предал себя. И как нестерпимо отвратительно, если в похоти он убивал не только себя, но и близких-других…

Толпы похотливых особей. Потерявших себя. Кружащих в бессмысленных водоворотах себе подобных. Толкающихся в ненужных никому проходах из ничего в никуда. Дышащих в затылок друг другу в очереди за ничем. Разжигающих похоть друг друга соучастием в тошных им самих делах.
Толпы всегда голодных людей. Лишь по виду приличных. Привычно одетых в так хорошо маскирующее их безобразие одежды.

Человечество научилось всегда маскироваться и делать минимально-полезное чтобы воспроизводить себя. Даже когда времена торжества зла длятся год за годом, когда столетия лишь горстки людей помнят о Добре и Правде. Горстки людей и дети.
Юные души - те, что так притягательны в своей истинной красоте. А потому зло как можно быстрее пытается взять их в оборот - в безумной попытке получить их силу, заполнить свою пустоту, убрать их с глаз.
Потому как зло - оно не метафизичное нечто, оно всего лишь люди, всего лишь конечные существа, которые тянут в себя, которым так тошно от своей ущербности, которым так тошно, что есть кто-то, кто щедр, кто дарит себя и в этом дарении счастлив.

. . .

Дьявол, Сатана, Мефистофель, …, черти и бесы - имена для тех, кого нет. Приделанные человеческие головы к ущербности человеческого существования, в мире, который человек пытается построить только из себя - из своей ограниченности, из своих уже испорченных внутренностей - из своей похоти, злобы, лени…

Мусор, который человек делает и несет в залог «дьяволу», принимается им с радостью. Потому как, что может быть лучше, чем многажды полученная выгода из одного и того же - человек потратил свою жизнь на мусор и в замен тоже хочет получить мусор, чтобы потом опять стараться и делать мусор, пытаясь вернуть назад потерянное.
Ах как смешна натура человеческая - то, что было у человека, чем он уже обладал - он будет ценить всё больше и больше, стоит только этого лишиться - ведь он вдруг ощущает, что лишился «части себя», а то, что эта часть - мусор, и что уж точно этот мусор к нему, в его естестве, не имеет никакого отношения - это так легко не увидеть… ведь похоть обладания очень сильна и способна разгораться всё сильнее и сильнее.

Богатства «дьявола» - обрывки, осколки, остатки, части - порванное, сломанное, исковерканное, искалеченное, испачканное, протухшее, воняющее - всё, в чем уже нет целостности, гармонии, красоты, закона, смысла, слова - Логоса.
Богатства «дьявола» - это и есть тело его, всегда всё выворачивающее наизнанку, всегда бесплодное - но что наращивается год от года, что наращивают люди, отдавая ему себя.
«Дьявол» всегда посюсторонен, он всегда в мире, он всегда немощен - и только человек, влекомый легкостью лжи делает его для себя всемогущим, ставит его над собой, боясь, что без этого он не получит того, что хочет здесь и сейчас -ведь человек в глубине души всегда знает, что хотеть «здесь и сейчас» - всегда ущербно, всегда обречено.

P.S.
Разгадка древнего вопроса: «как можно верить в Дьявола и не верить в Бога?» - очень проста.
«Дьявол» тварен, как и мир наш - они оба конечны и ограничены. «Дьявол» очень легко встраивается в любые посюсторонние  “объяснения”, “желания”, “страхи”. Он очень легко встраивается в наш мир. Человеку, чтобы посадить его князем в своей душе не нужно ничего Сверх - нужно всего лишь размножить то, что есть - зациклить или продлить в линейную “бесконечность” возрастающую похоть - бежать “за” или “от” уже пережитого. «Дьявол» - претензия конечного вобрать в себя всё другое конечное; утвердить-сохранить себя и только себя за счет всего и всех других, что тождественно и разрушению всего во-вне, и неизбывному страданию неудовлетворенности внутри.
«Дьявол» - крутящееся в одном и том же время («Остановись мгновение…»), делающее вид, что оно и есть вечность; делающее вид, что Вечности не существует…


а.эс.

( кадры из фильма... )

Продолжение разговора в других декорациях см. в статьях//фильмах:
■ Пандемия. Европа. Чума. XIV век… Игра со смертью.
//«Седьмая печать» (Ингмар Бергман, 1957)
■ Ноша зла для доброго сердца…
//«Таксист» (Мартин Скорсезе, 1976)
■ Убей чужака, или Почему за океаном не появилась Русь…
//«Вальгалла - сага о викинге» (Николас Виндинг Рефн, 2009)
■ Цель достигнута. И ?...
//«Стыд» (Стив МакКуин, 2011) [18+]
■ Когда людоед целует своего ребенка на ночь - он оценивает каков ребенок на вкус? //«Бразилия» (Терри Гиллиам, 1985)
■ Зло не ходит по улицам под бой барабанов…
//«Четыреста ударов» (Франсуа Трюффо, 1959)
■ Лицо - маска, жизнь как у скота… - это реальный человек, а всё остальное лишь (само)обман и мечты?
//«Дорога» (Федерико Феллини,1954)
■ Жизнь на берегу у Ничто…
//«Манчестер у моря» (Кеннет Лонерган, 2016)

.

Весь цикл «КиноКакПовод» на cайте kinokakpovod.ru. Также тексты публикуются и обсуждаются на странице Facebook'a, на КиноПоиске и канале Яндекс.Дзена - присоединяйтесь!

#любимыйфильм, КиноЭкзистенциальное, =КиноКакПовод=

Previous post Next post
Up