Элементы декора, сходные с оккультной символикой, обычно не представляют метафизического интереса. Однако часто они используются в политических пропагандистских целях и служат почвой для масштабного мифотворчества. Наше решение обратиться к этой спорной и мутной тематике продиктовано желанием расставить точки над «i» в некоторых ключевых местах, с просветительской целью.
1.«Глаз Люцифера» на долларе США.
В 2009 году в газете «Комсольская Правда» был опубликован цикл статей Евгения Черных [
[i]], содержание которых, в интересующем нас аспекте, сводилось к следующему. В 1928 году сатанист-художник Николай Рерих
[1] по заданию правительства США* создал макет современной однодолларовой купюры*, изобразив на ней сатанинские и масонские символы*. В частности, белоголовый орлан на долларе имеет 32 пера на одном и 33 пера на другом крыле*, а это числа степеней посвященности в масонских ложах. Над орлом расположена шестиконечная звезда Давида, составленная из 13 пятиконечных звезд. Слева Рерих изобразил пирамиду на фоне большой печати*, которая содержит 13 ступеней, по числу степеней посвящения в тайном обществе Иллюминатов*. Пирамида усечена, и над ее вершиной парит «глаз Люцифера» *, вверху надпись на латыни «Annuit Coeptis» («Оно благословляет нас»), а внизу надпись «Novus ordo seclorum» («Новый мировой порядок») *. Таким образом, «глаз Люцифера» благословляет «новый мировой порядок». Надпись «In God We Trust» («Мы верим в Бога») указывает на отсутствие веры в Бога, потому что на купюре отсутствуют христианские символы*. Девиз «E Pluribus Umum» («Единство в многообразии») на ленте в клюве орла является девизом рыцарей-тамплиеров, которые основали масонство; и указывает на отсутствие различий между добром и злом*. При этом ширина купюры составляет 66,6 мм, что легко измерить простой линейкой*. Сатанинские упражнения Н.Рериха с американской валютой стали предвестием «великой депрессии»*, которая началась через год, откуда следует, что депрессия была спланирована масонами. Всё это неудивительно, если учесть, что из 56 человек, подписавших Декларацию о Независимости США, 53 были масонами. Поэтому США является государством масонов. Большинство президентов США, даже в XX веке, были масонами. Достоверные сведения о сатанистах-масонах следует почерпнуть из романа Дэна Брауна «Код да Винчи» *.
Упомянутые публикации произвели большой шум и были растиражированы «патриотами», включая сайт стареющего фашиста А.Баркашова [
[ii]] и форум бритоголовых дружинников ДПНИ [
[iii]]. В интернете появились страницы, авторы которых пытаются творчески доработать тему. Наше внимание привлек конспирологический сайт [
[iv]], статью с которого процитируем:
«Если принять каждое слово за точку отсчета* и соединить линиями, получится пятиконечная звезда (пентакль), правда, перевернутая. В оккультном мире пентакль - знак положительный, означающий человеческое тело (голова, руки, ноги). Перевернутая же пятиконечная звезда символизирует падшего ангела…Дальше - смотришь на центр перевернутой звезды и… роняешь линейку. Пирамида состоит из 13 уровней кирпичиков. На центр знака падшего ангела приходится три ряда*. И в этих трех рядах 6 кирпичей*. Три шестерки - число зверя».
Чтобы разобраться в этой «адской» истории, мы провели собственное небольшое расследование.
Рис.1. Большая Печать США на однодолларовой купюре.
Рис.2.Большая Печать США отчеканенная к своему столетнему юбилею (1882).
Рис.3. Современная реализация цветного изображения Большой Печати США.
Прежде всего, мы обнаружили, что художник Н.Рерих был вовсе не сатанистом, а гуманистом, основателем философско-этического учения «Живая Этика». Согласно этому (весьма экстравагантному) учению, мысль человека оказывает воздействие на окружающее пространство, поэтому космическая эволюция определяется степенью красоты и любви в культуре, а значит необходимо духовное совершенствование и преумножение культурного богатства народов Земли [
[v]]. Никакого заказа правительства США в 1928 году Н.Рерих не выполнял, хотя бы по той причине, что находился в это время в Центрально-Азиатской экспедиции [
[vi]]. Новый дизайн однодолларовой купюры возник вообще не в 1928-ом, а лишь в 1935 году, то есть не до великой депрессии, а как раз после нее, когда по предложению нового президента Франклина Делано Рузвельта на обратную сторону купюры поместили изображение Большой Печати США.
Большая Печать была утверждена Конгрессом США в 1782 году и с тех пор существенно не менялась [
[vii]]. Поэтому Н.Рерих никак не мог приложить к ней руку. Эта печать представлена на долларовой купюре не только слева, но также и справа, потому что она является двусторонней. Нам не удалось сосчитать числа перьев на крыльях белоголового орлана, но очевидно, что их вовсе не 32 или 33, как утверждает Евгений Черных, а более 40 на каждом крыле. Впрочем, эта деталь является второстепенной, не оговаривается в официальном описании печати, и поэтому зависит от фантазии художника в каждом конкретном случае.
Фраза «In God We Trust» («Мы верим в Бога») присутствует на денежных знаках по той причине, что является с 1956 года официальным девизом США. Фраза «E Pluribus Unum» («Единство в многообразии») - это прыдыдущий официальный девиз США, взятый из поэмы Виргилия, он указывает на гармонию уникальных частей и является, между прочим, аналогом православной «соборности» [
[viii]]. Надпись на латыни «Novus ordo seclorum» отнюдь не переводится как «новый мировой порядок», потому что слово «seclorum» является формой множественного числа. Дословным переводом является «Новый ряд веков», а фактическим переводом - «Начало новой эры». Имеется ввиду начало отсчета времени от основания США, потому что в основании пирамиды указан год основания США, 1776.
Пирамида действительно содержит именно 13 ступеней, по числу первых штатов США. Однако общество Иллюминатов не могло быть причастным к делению США на 13 штатов, потому что было основано в Германии лишь в 1776 году, когда 13 штатов уже существовали на карте. Пирамида не является «усеченной», на самом деле она «не завершена», что подчеркивается в официальном описании Большой Печати [
[ix]]. Она символизирует прочность и долговечность, а также, по-видимому, стремление основателей США к конструктивной деятельности. Конечно, здесь могут возникнуть ассоциации и с пирамидой Хеопса, вершина которой была облицована белым известняком. Известно, что идею о пирамиде предложил Уильям Бартон, который (как это ни странно) не был масоном. Кстати, Бартон мог заимствовать это изображение с медали 1766 года российской императрицы Екатерины II, где представлена пирамида, сложенная из кирпичиков, увенчанная царской короной.
На вершине пирамиды размещен вовсе не «глаз Люцифера», а «Око Провидения» (согласно официальному описанию), которое по сути тождественно известному символу «Всевидящее Око Господа». Этот символ присутствовал, например, на медалях Елизаветы Петровны, на коронацию Екатерины II, на коронацию Николая I (который, кстати, запретил в России масонство [
[x]]), на медалях Александра I (в том числе, «За взятие Парижа») и Николая I («За усмирение Трансильвании») [
[xi]]. Он также использовался в католической, а с конца XVIII века и в русской иконографии. В настоящее время подобные символы можно встретить в Успенском соборе, в Георгиевском зале Кремля, в Казанском соборе в Санкт-Петербурге. Треугольник, в который заключено Око Господа, обозначает Святую Троицу. Справедливо, что и масоны использовали этот символ, наравне с крестом, полумесяцем и различными звездами.
Рис.4. «Всевидящее Око Господа» в Успенском соборе (слева) и Георгиевском зале Кремля (справа).
Рис.5.Изображение пирамиды сложенной из кирпичиков на медали 1766 года императрицы Екатерины II (слева); «Всевидящее Око» на медали 1812 года императора Александра I (справа).
При всем желании, нам не удалось измерить ширину однодолларовой купюры с точностью до десятых долей миллиметра простой линейкой, потому что линейка имеет точность деления 1 миллиметр. Однако попытки точных измерений предпринимались, и они показали, что ширина купюры составляет не 66,6 мм, а 66,3 мм [
[xii]]. Анаграмма MASON действительно появляется на купюре, однако на ранних изображениях печати те же ключевые слова располагались иначе, откуда следует, что анаграмма является следствием фантазии конспирологов, как впрочем и пятиконечная звезда (в данном случае). В центре пирамиды действительно имеются три ряда по шесть кирпичиков, однако сила этого совпадения сразу же меркнет, если учесть, что данные ряды никак композиционно не выделены (даже упомянутый центр пентакля, соединяющего буквы MASON, с ними не совпадает): под ними расположены три ряда по семь кирпичиков, а над ними - три ряда по пять кирпичиков. В исходном варианте печати число кирпичиков не оговаривается; юбилейная печать 1882 года отчеканена совсем без них. Наконец, «звезда Давида» над головой орлана является простым следствием ключевого числа 13 и принципа симметрии. Возможно именно в силу неправильных ассоциаций на первых изображениях эти 13 звезд были расположены хаотично, но затем законы стилистики взяли верх.
В наши задачи не входит подробное обсуждение морального облика конспиролога Евгения Черных, который не ради денег, не ради славы, а просто для создания злого шума, распространяет чушь. Однако у нас вызывает удивление и озабоченность нездоровый ажиотаж, нагнетаемый в последнее время центральными изданиями и телеканалами вокруг антисемитских баек и коспирологических изысканий. Возникают обоснованные подозрения, что заказ на новое раздувание «масонского» мыльного пузыря был спущен откуда-то сверху. Стоит заметить, что в одной своей мысли Евгений Черных совершенно прав. Многие президенты США, включая Дж.Вашингтона и Ф.Рузвельта, были масонами и не скрывали этого. Но эта истина является полуправдой. Автор упоминает стыдливо, что масонами были также Леонардо да Винчи и Исаак Ньютон (увы, здесь снова ошибка, потому что первая масонская ложа возникла в Англии в 1717 году и лишь к 1740 году обрела большую известность [
[xiii]], к тому времени Исаак Ньютон и тем более Леонардо да Винчи давно уже умерли). Правда же состоит в том, что масонами были также А.С.Пушкин, Н.М.Карамзин, А.Н.Радищев, М.И.Кутузов, Вольфганг Амодей Моцарт, Виктор Гюго, Ференц Лист, Людвиг ван Бетховен, Никколо Паганини, Марк Твен и многие другие гениальные люди [
[xiv],
[xv],
[xvi]]. Философско-этические взгляды Льва Толстого были очень близки масонству, что он сам признавал. Таким образом, многое из того, что сегодня составляет гордость России и всего человечества, было создано усилиями масонов либо при их непосредственном участии.
Чем же привлекало масонство наиболее одаренных людей своего времени? «Братство вольных каменщиков» объединяло религии своей толерантностью, утверждая необходимость нравственного совершенствования в рамках той религии, которую человек исповедует. Вектор религиозного внимания переместился с отношений между человеком и Богом на отношения между людьми и построение справедливого общества, соответствующего замыслу Творца, на основе достижений науки и разума [
[xvii]]. После недавно отгремевших религиозных войн это был совершенно новый, весьма привлекательный подход. Вот как описывает деятельноcть «вольных каменщиков» писатель Михаил Осоргин:
«Братская цепь кафинскими узлами связала их воедино и отделила от злобствующего, больного, непросвещенного мира, который должно пересоздать…Эти тайные заговорщики, вне политических страстей и предрассудков - по ту сторону догмы и обязательных верований, вооружившись молотом и резцом исканий, медленно обтесывают каждый свой собственный грубый камень, стараясь придать ему правильную, удобную для пригонки к другим форму…Величавый Храм растет и вширь и ввысь, - но масштабы его таковы, что только все человечество могло бы общими дружными усилиями довершить его постройку единым куполом. Дожить до этого не мечтает ни один каменщик; он довольствуется своим малым вкладом, - и он умирает, завещая свое дело мастеру новому, который, может быть, переделает заново всю его работу» [
[xviii]].
Заметим, что в этом аллегорическом описании вечного строительства Храма действительно прослеживается символика незавершенной пирамиды с Большой Печати США. Но чтобы окончательно развеять подозрения о культурной чужеродности масонства в России, процитируем также Н.Бердяева:
«В масонстве произошла формация русской культурной души, оно вырабатывало нравственный идеал личности. Православие было, конечно, более глубоким влиянием на души русских людей, но в масонстве образовались культурные души петровской эпохи и противопоставлялись деспотизму власти и обскурантизму... В масонской атмосфере происходило духовное пробуждение...» [
[xix]]
Компания по очернительству «вольных каменщиков» была начата в середине XVIII века римским папой Климентом XII из опасений возникновения новой религии, конкурирующей с католичеством. Масонов отлучали от церкви, подвергали пыткам, налагали на них огромные штрафы. В конце XIX века за разоблачение «каменщиков» взялся писатель Лео Таксиль, который перед этим удачно высмеял Ветхий Завет и Евангелия. В 1885 году Таксиль неожиданно заявил о своем обращении в католичество, и вскоре выпустил серию книг о тесной связи масонов и Сатаны. Информация передавалась от лица якобы бывшей участницы масонских оргий, с которой Таксиль был лично знаком. Книга вызвала большой интерес и была одобрена церковью. Хотя в 1897 году писатель признался в проведенных фальсификациях, элементы разработанной им теории продолжают существовать по сей день [
[xx]]. В 1905 году писатель С.Нилус издал другую фальсификацию, под названием «Протоколы сионских мудрецов», где масоны были уличены в различном вредительстве и тесных связях с евреями с целью возведения на всемирный престол Иудейского Царя. Лишь в 1921 году выяснилось, что «протоколы» содержат обширный плагиат малоизвестного памфлета середины XIX века под заголовком «Диалог в аду между Монтескьё и Макиавелли», который был изначально направлен против Наполеона III. Это является убедительным доказательством фальсификации. Неизвестный мошенник путем переработки указанного памфлета получил злободневный документ, дискредитирующий «жидомасонов», и ввёл писателя С.Нилуса в заблуждение. Поздее эта фальшифка активно использовалась министерством пропаганды Йозефа Геббельса. Вопрос о мотивации очернительства, и особенно о популярности в народе таких теорий, весьма непрост; по-видимому срабатывают врожденные поведенческие установки поиска внешнего врага и борьбы с неизвестным. Масоны не отвечают на критику, не дают сдачи, поэтому они являются идеальным амортизатором человеческой деструктивности.
* Утверждение ошибочное, невнятное либо абсурдное.
[i] Газета «Комсомольская правда», г. Москва, № 32 (5.03.2009), №36 (12.03.2009), №40 (19.03.2009)
http://www.kp.ru/daily/24263.3/459130/ [ii] http://www.barkashov.com/publications/2009-03-19.php [iii] http://208.109.127.128/forum/showthread.php?t=16903 [iv] http://konspirolog.livejournal.com/1943.html [v] Шапошникова Л. В. В основе - красота и знание // Культура. 2005. № 14. 14 - 20 апр.
[vi] http://www.icr.su/rus/protection/facts_a_fictions/kokarev/index.php [vii] http://www.greatseal.com/ [viii] http://www.intelros.ru/pdf/synergia_220509/10.pdf [ix] http://www.greatseal.com/symbols/blazon.html [x] http://www.rus-sky.com/history/library/nikolay.htm [xi] http://gnozis.info/?q=node/3059 [xii] http://www.whatisthelengthandwidthofadollarbill.com/ [xiii] http://www.ugle.org.uk/static/ugle/the-history-of-grand-lodge-1.htm [xiv] http://www.masonry.ru/demo/p14.htm [xv] Бакунина Т. Знаменитые русские масоны. - Москва: Интербук, 1991. - С. 49-50.
[xvi] http://ru-masons.chat.ru/mas_who.html [xvii] http://www.ugle.org.uk/what-is-masonry/ [xviii] http://ru-masons.chat.ru/mas_who.html [xix] Н.Бердяев. Русская идея.
http://www.krotov.info/library/02_b/berdyaev/1946_037_01.html [xx] http://www.skeptik.net/religion/mason1.htm