Подразделения 4-го отдельного мотоциклетного полка 6-й танковой армии 2-го Украинского фронта, вооружённые 57-мм самоходными орудиями СУ-57, во время совершения марша в ходе Яссо-Кишиневской операции; август 1944-го года
СУ-57 - это советское обозначение для американских самоходных орудий Т48, созданных в 1942-м году фирмой Diamond T. Орудие представляет собой 57-мм противотанковую пушку М1, установленную на шасси полугусеничного бронетранспортёра М3, выпускавшегося американской фирмой. В свою очередь 57-мм орудие М1 это уже американское обозначение для британской противотанковой пушки, выпускавшейся в Соединённых Штатах по британской лицензии.
Серийное производство самоходных орудий было освоено в конце 1942-го и до конца года было собрано 50 Т48. Широкомасштабное производство САУ развернулось в первой половине 1943-го года, когда было собрано ещё 912 машин. Изначально, самоходное орудие Т48 не планировалось для вооружения американской армии, а предназначалось для поставок Великобритании по программе ленд-лиза, и ними предполагалось оснастить британские части в Северной Африке, однако к завершению Североафриканской кампании в мае 1943-го года самоходки не успели. В целом, британские венные успели получить 30 орудий данного типа, а в дальнейшем от их поставок отказались, а в британскую армию пошли более мощные истребители танков М10. После отказа британцев, самоходные орудия Т48 были направлены в Советский Союз. В течении 1943-1944-го гг. советской стороне было передано 650 самоходных орудий. Оставшиеся в Штатах 282 САУ было поставлено на консервацию, а в 1944-м году САУ были разоружены и переделаны в обычные бронетранспортёры. В Красной армии, полученные САУ использовались в основном в бронетанковых и механизированных войсках, так, самоходные орудия американского производства поступали на вооружение лёгких самоходно-артиллерийских бригад (СУ-57 получили 3 из 7 сформированных бригад), истребительно-противотанковых подразделений мотоциклетных частей - отдельных полков и батальонов, а также разведывательных рот
тяжёлых танковых и самоходно-артиллерийской бригад.
Лёгкие самоходные артиллерийские бригады были сформированы в феврале 1944-го года, всего было сформировано 7 бригад (6-я, 8-я, 12-я, 14-я, 16-я, 19-я и 22-я), из которых в состав Действующей армии вошло 6 бригад, а одна (14-я) осталась в составе тыловых округов, Московского, а затем Харьковского, и обеспечивала боевую подготовку частей нового формирования и маршевых самоходно-артиллерийских частей. Лёгкие самоходные бригады содержались по штату № 010/508, численностью 1 114 военнослужащих и состояли из управления, трёх самоходно-артиллерийских дивизионов, моторизованного батальона автоматчиков, трёх рот: зенитно-пулемётной, управления и технического обеспечения, и медико-санитарного взвода. В состав самоходно-артиллерийских дивизионов входили 4 батареи по 5 САУ в каждой батарее, взводы управления и технического обеспечения, всего в дивизионе имелась 21 бронеединица - 20 САУ в самоходных батареях, и 1 танк командира дивизиона во взводе управления. Моторизованный батальон автоматчиков, батальон состоял из трёх рот автоматчиков, и в отличии от мотострелкового батальона в танковых и мотострелковых бригадах, никаких средств огневой поддержки не получил. Формирование лёгких самоходных бригад велось на базе танковых бригад, от них же была унаследована и структура подразделений боевого и тылового обеспечения, так состав и организация зенитно-пулемётной роты, роты управления, роты технического обеспечения и медико-санитарного взвода изменениям не подвергался. Так, зенитно-пулемётная рота вооружалась девятью крупнокалиберными пулемётами ДШК и состояла из трёх пулемётных взводов (по три пулемёта в каждом взводе). В состав роты управления входило пять взводов: связи, разведывательный, комендантской службы и регулирования дорожного движения, сапёрный и обеспечения. В роте имелось 5 бронеединиц: два танка командования бригады во взводе связи и 3 бронетранспортёра в разведывательном взводе роты управления. В состав роты технического обеспечения входили два ремонтных взвода: по ремонту боевых и колёсных машин и взвод специальных работ, а также два транспортных взвода: по подвозу боеприпасов и по подвозу ГСМ, запчастей и продовольствия. Всего бригаде полагалось 5 танков, 60 лёгких самоходных орудий, 3 бронетранспортёра; подвижность бригады обеспечивала 151 автомашина. Из шести лёгких самоходно-артиллерийских бригад, вошедших в состав Действующей армии, три бригады (6-я, 8-я и 12-я) получили самоходные орудия СУ-76, ещё три (16-я, 19-я и 22-я) - самоходные орудия СУ-57.
Мотоциклетные полки содержались по штату № 010/433 численностью 1 200 военнослужащих. В состав полка входили мотоциклетный батальон, в составе трёх мотоциклетных рот, истребительно-противотанковый дивизион из трёх батарей, в каждой из которых по 4 45-мм, позже 57-мм орудия, танковой роты (10 средних танков), пулемётной роты, миномётной роты (12 82-мм миномётов), роты управления и роты обеспечения, а также пункта медицинской помощи. Всего на вооружении полка состояло 10 танков, 13 бронетранспортёров и 8 бронемашин, 12 орудий, 12 82-мм миномётов, 36 ручных и 12 станковых пулемётов, подвижность полка обеспечивали 50 автомашин и 236 мотоциклов. При поступлении на вооружение полка самоходных орудий СУ-57, ими перевооружался истребительно-противотанковый дивизион, полностью или частично. Так, к примеру, в составе 4-го мотоциклетного полка перед началом Яссо-Кишиневской операции имелось 10 самоходных орудий СУ-57 и 4 76-мм дивизионных пушки ЗиС-3. Всего же в Действующей армии в период 1944-1945 гг. имелось 9 мотоциклетных полков, из которых 6 входили в состав танковых армий, а ещё 3 - были отдельными.
Мотоциклетные батальоны содержались по штату № 010/487 численностью 452 военнослужащих. В состав батальона входили две мотоциклетных роты, танковая рота (10 средних танков), рота бронетранспортёров, истребительно-противотанковая батарея (4 57-мм орудия), миномётный взвод (4 82-мм миномёта), взвод управления и взвод обеспечения. Всего батальону полагалось 10 средних танков, 11 бронетранспортёров и 5 бронемашин, 4 57-мм орудия и 4 82-мм миномёта, 111 мотоциклов и 26 автомобилей. Как и в случае с мотоциклетными полками, самоходными орудиями СУ-57 заменялись буксируемые орудия истребительно-противотанковой батареи.
Стоит отметить, что замена противотанковых пушек на самоходные орудия СУ-57 практиковалась не во всех мотоциклетных частях. Так, к примеру, в ходе Висло-Одерской операции, проведённой силами 1-го Белорусского и 1-го Украинских фронтов в период с 12-го января по 2-е февраля 1945-го года, в составе войск 1-го Белорусского фронта действовало две танковых армии: 1-я и 2-я гвардейские, в состав каждой из армий входило, помимо прочих сил, по одному мотоциклетному полку и по отдельному мотоциклетному батальону, и если в 1-й гвардейской армии в 6-м гвардейском мотоциклетном полку и 16-м гвардейском мотоциклетном батальоне имелось 12 и 6 САУ СУ-57 соответственно, то в 5-м гвардейском мотоциклетном полку и 12-м гвардейском мотоциклетном батальоне 2-й гвардейской танковой армии истребительно-противотанковые подразделения были вооружены штатными 57-мм противотанковыми пушками ЗиС-2. В целом же, к началу Висло-Одерской операции в составе Действующей армии имелось порядка 13 000 исправных танков и САУ, из которых, по неполным данным, на долю СУ-57 приходилось около 220 машин.
Мотоциклетные батальоны входили в состав каждого танкового и механизированного корпуса, кроме того, имелось 3 отдельных батальона в подчинении управлений танковых армий.
Также в 1945-м году был введён штат отдельной тяжёлой танковой бригады, в состав которой входила разведывательная рота. Разведрота тяжёлой танковой бригады состояла из трёх взводов БТР (по 3 БТР в каждом), взвода САУ (3 СУ-57) и мотоциклетного взвода (10 мотоциклов). Фактически, разведроты тяжёлых танковых бригад были единственным подразделением, которому СУ-57 полагались по штату, а не в порядке замены лёгких самоходных орудий СУ-76 или буксируемых противотанковых орудий.