прочитал книгу
Император Диоклетиан и конец античного мира прославился диоклетиан введением т.н. домината - ничем не ограниченного автократического правления. прежние порядки были устранены и введена пресловутая вертикаль власти. сенат и народ при нем утратили окончательно какие-либо властные функции. теперь это была монополия императора являвшегося Dominus et Deus, господином и богом, и его бюрократической машины.
бюрократическая машина, как ей и положено, отличалась отличным аппетитом:
"Подати поднялись неслыханным образом; число получающих настолько превзошло число платящих, что разоренные колоны покидают землю и обработанные поля зарастают лесом. Еще больший ужас нанесли тем, что все провинции разделили на части и в каждую страну, в каждый город послали толпу чиновников и сборщиков податей. Этим было сделано очень немного для общественной пользы; а только пошли один за другим приговоры, изгнанья, вымогательства, сопровождавшиеся жестокими насилиями"
конечно, на одну зарплату никто жить не хочет. а тут такая отличная возможность поправить свое материальное положение. что же наш Dominus at Deus?
"Диоклетиан запрещал продавать в рабство детей свободных людей, пытался ограничить произвол богатых и могущественных лиц, призывая судей решать дела справедливо, не обращая внимания на положение тяжущихся".
благородные "призывы" императора видимо особого эффекта не возымели, т.к. в результате все добропорядочные граждане получили прописку были прикреплены к земле/городу (чтобы не смогли убежать в ужасе бросив всё) и таким образом должны были трудиться на благо родины, которая старалась выжать из них по максимуму, однажды установленным образом. еще позже (ни то при нем, ни то при следующем императоре константине) их положение стало передаваться по наследству, сын ремесленника должен был стать ремесленником, сын земледельца - земледельцем, сын чиновника - чиновником, ну и т.п. общество империи стало кастовым.
к этому еще следует добавить провал денежной политики великого кормчего, инфляция обесценивала собираемые налоги так что они начали взиматься по большей части в натуральной форме, и соответственно зарплаты государственным служащим, солдатам и рабочим государственных мастерских выплачивались в виде продуктовых и вещевых пайков.
благодетель отечества на этом не остановился. слишком много в империи оставалось еще возмутительного беспорядка. "Жители наших провинций! Забота об общем благе заставляет нас положить предел корыстолюбию тех, которые всегда стремятся божественную милость подчинить своей выгоде и задержать развитие общего благосостояния" - обратился он к народу. думаю, из этих в высшей мере справедливых слов понятно что он задумал! (hint: справедливые цены и зарплаты)
Эдикт устанавливал цены на все сельскохозяйственные и ремесленные товары. Закон регламентировал не только цены, но и заработную плату по специальности от сельского батрака до учителя и адвоката, оплату за перевозку грузов по морю и т. д.
эдикт начал проводиться в жизнь очень основательно, несмотря на сопротивление барыг и спекулятнов стремившихся во что бы то ни стало задержать развитие общего благосостояния. расправлялись с ними очень строго:
проведение норм эдикта в жизнь осуществлялось в чрезвычайно суровой форме. Любые нарушения строго карались. Публичные казни нарушителей следовали одна за другой.
"что более всего удивительно", благосостояние от этих мер не улучшилось. неистребимые враги народа саботировали мудрое решение императора. экономика пришла в упадок, повсеместно развился дефицит товаров, и угроза всеобщего голода нависла над империей. так что регуляцию цен пришлось в конце концов отменить. тут конечно диоклетиан сплоховал. достаточно было всего лишь ввести продразверстку, и счастье народное непременно наступило бы.
несмотря на это досадное упущение, бюрократическая пиявка, созданная диоклетианом, прочно присосалась к государству, и просуществовала вместе с ним вплоть до его, государства, гибели. общественная жизнь была законсервирована, в науке и искусстве воцарился застой (зато созданная среда послужила отличной почвой для распространения христианства).
вот что пишет об этом феномене политического долгожития автор книги:
Едва ли верно хронологически ограничивать исторические последствия реформ Диоклетиана, создавших политическую систему Домината, концом Западной Римской империи - 476 годом. Преобразования Диоклетиана куда более успешно прижились как раз в Восточной Римской империи - Византии, где продолжали быть важнейшим фактором ее развития в политической, социальной и экономической сферах еще многие и многие столетия.
если бы так! восточная римская империя, в отличие от западной (на территории которой однако кастовое устройство общества сохранялось еще тысячу лет, вместе со "справедливыми" ценами, установленными в итоге церковью), пришедшей в полный упадок в скоре после реформ диоклетиана, конечно была очень живуча. этот трухлявый пень сидел на торговых путях из азии в европу что позволило ему просуществовать так долго, откупаясь от агрессивных соседей и отбиваясь от них силами наемников. однако уничтожение византии не обозначило конец домината. незадолго до её кончины славные традиции тоталитаризма, вместе с двуглавым орлом и софьей палеолог перекочевали в царство московское, уже готовое к этому, ослабленное вирусом православия. болезнь быстро прогрессировала и вскоре поразила шестую часть земли. русь подхватила эстафету, официально самоназвавшись третьим римом.