Введение во всемирную историю или марксизм 2.0

Dec 08, 2010 21:48

Прочитал "введение во всемирную историю" Семенова.
выпуск 2 и 3, в первом описывалась методология - решил пропустить его.
Что же это за книженция? В предисловии предисловлятор не скупится на дифирамбы. Мол, прорыв в исторической науке, никак не меньше. Сам Семенов во введении также пишет что, типа, все дураки а один я умный. Так в чем же цимес.

Перед нами старое доброе  злое максистское понимание истории в виде сменяющихся формаций. Однако же теперь и формаций прибавилось, и кроме них придуманы также т.н. параформации, уклады, способы и образы эксплуатации. последние три понятия видимо были уже разработаны в рамках научного коммунизма еще до семенова, т.к. он о них говорит как о чем-то само собой разумеющемся. Всё это обильно сдобрено просто килотоннами терминологии, к которой Семенов пытает пламенную страсть, выдумывая ее находу и с упоением используя, образуя из нее причудливые конструкции. Слова типа "политодоминомагнарный" за время чтения книги прочно войдут в лексикон читателя.

Общий смысл в том, что формации то конечно сменяются, и общество прогрессирует от низших ступеней к высшим, и в конце нас ждет коммунизм (за это можно не волноваться), однако каждое общество не должно проходить все стадии, оно может сидеть на какой-то примитивной стадии, а потом вдруг в нем зародится новая формация, которая будет более прогрессивной чем формации окружающих обществ (которые сами могли быть более прогрессивными по сравнению с данным). отсталые общества могут таким образом прогрессировать сами по себе, обгоняя соседей и прескакивая через формации, либо подтягиваться до их уровня (супериоризация), либо там может образовываться некая параформация (недоформация) - например недофеодализм на руси (забыл как Семенов обозвал его) или неополитаризм (так Семенов обозвал в частности СССР).

Принципиально нового ничего нет: в исторических обществах выделяются какие-то отличительные черты, и на их основе происходит классификация. Как именно из одного получается другое - ответа не дается. Обычные общие фразы типа "потому что потому". То есть марксизм в этой своей последней реинкарнации по прежнему не проясняет законов эволюции общества а только отмечает эти стадии и классифицирует их на основе неких критериев, выглядящих зачастую слишком искуственно (и формационная "чехарда" также убедительности не прибавляет).

Главное достоинство книги - это вторая её часть, содержащая море этнографической информации о предклассовых обществах и образе жизни в них. О том, как развивалось человеческое общество вообще, со времен палеолита. Рекомендую эту вторую часть всем интересующимся историей:

Семенов Ю.И.

Введение во всемирную историю. Выпуск 2.
История первобытного общества

можно взять на flibusta.net

марксизм, книги, история

Previous post Next post
Up