Снова два вопроса
Тема разных уровней является не менее фундаментальной, чем вопрос о смысле жизни, и ей можно посвятить не один текст, но поскольку здесь мы её затронули в контексте разговора о смысле, то давайте посмотрим, как эта модель помогает нам решить вопрос о том, для чего мы живём. На первый взгляд, я должен был бы сейчас сказать что-то вроде того, что мы живём, дабы по-возможности изменить своё мироощущение в направлении Я-веточка. Но тогда меня бы спросили, а в этом-то какой смысл? И тогда мне нечего было бы ответить. Поэтому даже после всех изложенных здесь размышлений, я по прежнему не знаю, в чём именно состоит смысл жизни человека. Но я, по крайней мере, могу ответить на два других вопроса, поставленных в начале этой части.
Напомню, в первом я спрашивал себя, в каком направлении двигаться, когда нет чёткого представления ни о своей миссии, ни достаточной веры в какую-либо религию-идеологию, чтобы она могла выполнять роль ориентира?
Для меня сегодня достаточно очевидно, что двигаться нужно в сторону мироощущения “Я-веточка”. Не знаю, какого конечного результата можно достичь на этом пути, но это то направление, которое создаёт и умножает смыслы. Подобно тому, как смысл букв, по большому счёту, в том, чтобы из них составлять слова, а слова существуют в первую очередь для составления предложений, так и наши более низкие уровни обретают смысл, становясь основой и составной частью более высоких.
В каждом из нас присутствуют эти уровни, но проявлены они по разному. Как и с любой другой способностью, соотношение этих уровней во многом определяется тем, что дано от рождения. Очевидно, что изначально кто-то в бОльшей степени предрасположен к холистическому пути, а кто-то к эгоистическому. Но каждый имеет возможность менять это соотношение до известной степени в ту или иную сторону. Я понимаю, что для эгоистически ориентированного человека всё написанное здесь может казаться бессмыслицей просто в силу особенности его внутреннего устройства. Но если такой человек добрался до этих строк, значит вопрос смысла жизни его тоже тревожит и, возможно, он что-то находит для себя в этих рассуждениях.
Проблема эгоистического и экзистенциального выбора в том, что они чреваты душевными муками, связанными с разочарованием, потерей мотивации и усилением страха смерти, которому нечего противопоставить. Я изо всех сил стараюсь не звучать оценивающе и осуждающе, потому что не хочу выглядеть неким проповедником, знающим “правильный ответ” и призывающим следовать за собой. Я уважаю выбор каждого человека и верю, что каким бы он ни был, в нём будет реализация некой программы, и смысл которой до конца никому из нас не дано узнать. Но лично мне выбор движения “вверх” кажется предпочтительнее и с точки зрения эволюции и с точки зрения экзистенциального ощущения счастья и силы, приходящих в какой-то момент.
В иудаизме есть понятие “ецера ра” и “ецера тов” - плохого и хорошего начал души. Так вот, одна из формулировок глобальной жизненной задачи по версии этой религии звучит как “максимально изменить соотношение этих начал в пользу хорошего”. Дальше, естественно, встаёт вопрос о том, что значит “хорошее”. Но в том, что касается выбора между холистической или эгоистической направленностью жизни, у всех крупных мировых религий есть полный консенсус. Я не причисляю себя ни к одной из существующих конфессий, но в данном случае иудаистическая точка зрения мне очень близка.
Теперь я хочу обратиться ко второму вопросу, более сложному, на мой взгляд, и гораздо больше, чем первый, связанному с повседневностью и с тем, как практически может реализовываться ответ на первый. Напомню сам вопрос: как технически в повседневности выстраивать баланс между двумя своими достаточно доминантными частями - экзистенциальной и трансцендентальной.
Я пишу “своими”, т.к. опираюсь преимущественно на свой опыт и анализирую те проблемы, которые являются для меня наиболее насущными. Но, думаю, этот вопрос актуален для очень многих людей. Суть противоречия в том, что понимая головой всю ценность и правильность холистических мотивов, очень трудно удерживаться от соблазнов и не тратить свои силы и время на достижение простых и преимущественно экзистенциальных удовольствий, на реализацию эгоцентрических желаний. Я чувствую себя сладкоежкой, который, зная о своём лишнем весе и всём вреде сладкого, не может отказать себе в очередном куске торта.
Как оказалось, самое сложное состоит не в том, чтобы найти смысл жизни, а в его осуществлении. Как быть, если твоя душа похожа на Тянитолкая, одна сторона которого жаждет чувственных наслаждений, а другая стремится к духовности и свету? Как примирить эти части?!
Сразу скажу, у меня нет какого-то окончательного системного ответа на все эти вопросы. Есть набор приёмов и рассуждений, которые помогают в повседневности находить компромиссы между экзистенциальными и трансцендентальными мотивами. Расскажу о них по порядку.
Во-первых, вся изложенная здесь теория сама по себе очень помогает. Она вносит ясность и даёт универсальную шкалу для оценки своих действий. Пусть далеко не всегда получается действовать так, как представляется мне наиболее правильным, но, по крайней мере, этот инструмент позволяет не обманывать себя. Внутренняя честность, в свою очередь, порождает и усиливает более здоровые мотивы, и это помогает.
Второе, не замахиваться и не требовать от себя большего, чем то, на что способен на данный момент, в каком-то смысле, искусственно снижать планку. Когда одна часть стремится к тому, чтобы радикально сменить образ жизни и полностью посвятить себя духовным занятиям, я понимаю, что не смогу это выполнить, потому что и не готов ещё к такой перемене (если вообще буду готов когда-то), и что зов этот не настолько силён, чтобы оправдать отказ от всех своих сегодняшних обязанностей, ролей и радостей. Осознавая неспособность на такую радикальную перемену, я ищу способы реализации своих трансцендентальных интенций в повседневности. Например, написание этого текста служит именно этой цели. Но есть более простые и доступные почти каждому способы.
Возьмём к примеру наиболее известные гендерные штампы, типа трёх “К” для женщин (Киндер, Кюхе, Кирхе - дети, кухня, церковь) или трехшаговой программы настоящего мужчины, который должен построить дом, посадить дерево и вырастить сына. Пусть в этих стереотипных сценариях нет оригинальности или какой-то особой духовной высоты, но зато они гарантируют наличие в жизни неких самых базовых смыслов. Я совсем не призываю буквально следовать этим стандартам, они лишь напоминание того, что и в самых простых вещах есть место для трансцендентального выбора. Честное и вдумчивое выполнение своих обязанностей перед семьёй и социумом может быть духовной практикой почти в той же мере, что и медитация или молитва. Это трудно осуществлять, по крайней мере, мне, но я понимаю важность и ценность такого пути. Помимо непосредственной пользы для окружающих такой подход, будучи по своей природе формой аскетизма, способствует и внутреннему росту.
Очень хочется поставить мировой рекорд или открыть новый фундаментальный закон природы или прослыть пророком. Но пока этого не произошло, можно осуществлять своё стремление к смыслу через массу бытовых мелочей, просто помня и заботясь об окружающих людях и природе.
Третий мой инструмент состоит в проводимой время от времени мысленной ревизии, в чём смысл того, чем я занимаюсь, каково соотношение экзистенциального и трансцендентального в текущем моменте. Я сформулировал для себя максиму, которая очень помогает мне в этом занятии. Звучит она так: “каждый вздох должен иметь какой-то смысл”. Её не стоит воспринимать буквально. Я напоминаю себе с её помощью, что любой экзистенциальный цикл, в данном случае вдох и выдох как один из самых коротких, лишь тогда представляется мне вполне оправданным, когда служит чему-то большему. Причём под бОльшим я подразумеваю не только и не столько жизнь своего организма, а то, что она целенаправленно изменяет в окружающем мире. Таким образом я пытаюсь связать наиболее простые и единичные акты своего существования с самыми глобальными задачами, чтобы лучше ощутить целостность всего того, что стоит за понятием Я.
Заключение
Резюмируя всё вышесказанное, я хочу максимально кратко и просто повторить свои основные выводы.
На вопрос о смысле жизни существует, по большому счету, только два ответа. Один говорит, что смысл в самой жизни, в том, что мы ощущаем и переживаем в каждый её момент. Второй утверждает, что смысл находится в чём-то внешнем, в тех целенаправленных изменениях, которые мы производим в вокруг в течении жизни, и которые остануться после нас, либо в преобразовании бессмертной души, для тех, кто верит в неё или ощущает наличие.
Первый путь по сути утверждает, что у жизни смысла нет
Мне однозначно ближе второй подход
Основной вопрос, стоящий передо мной, как сделать так, чтобы жизнь имела максимальный смысл, и как найти наилучший и жизнеспособный баланс между своими эгоистической и холистической частями.
Для себя я отвечаю на эти вопросы таким образом, нужно принимать и учитывать свою эгоистическую часть, давая ей возможность проявляться, но при этом постоянно прилагать усилия, чтобы мотивы из уровней “веточки” становились всё более сильными. Эта динамика для меня эквивалентна понятию «внутренний рост».
Внутренний рост ненужно и невозможно форсировать. Попытки «перепрыгнуть через ступеньку» могут привести лишь к замедлению роста и к отклонениям от оптимального пути. Этот рост должен базироваться на внутреннем необратимом преобразовании, охватывающем всё более глубокие уровни души.
Для внутреннего роста не обязательно заниматься специальными духовными практиками и находиться в лоне того или иного учения. Достаточно, чтобы было чёткое представление того, что он из себя представляет, потребность в нём и практические действия, ему содействующие.
Субъективное ощущение счастья и гармонии с самим собой и окружающим миром не является самоцелью, но служит хорошим ориентиром правильности избранного пути и наградой за приложенные усилия. Чем дальше ты продвигаешься, тем устойчивее и спокойнее становятся эти чувства.
Я не претендую на какую-либо новизну в этих тезисах. Любой из них можно найти во множестве психологических, философских и религиозных текстов и систем. Я пытался лишь скомпилировать знания, полученные извне и, пропустив через себя и проанализировав собственный опыт, представить в виде цельной мировоззренческой системы. Кроме того, я искренне верю в изложенные здесь идеи, и сам по мере сил следую им. Меня это наполняет, делает более готовым к неизбежности смерти и помогает жить с ощущением смысла.
Окончание. Начало в
предыдущем посте