Гармония и фальшь

Sep 24, 2005 16:01

Есть множество вещей, которые мы интуитивно понимаем, но взявшись объяснять кому-то, заходим в тупик. К таким категориям можно отнести понятия красоты и гармонии. И хотя учёные и художники пытаются с помощью законов и канонов, если не объяснить, то, по крайней мере, описать их, всегда остаётся нечто совершенно неподвластное разуму, но вполне ( Read more... )

философия, психология, избранное, эссе

Leave a comment

Comments 54

Прочитав Ваш пост... hyraxe September 26 2005, 20:41:17 UTC

Прочитав Ваш пост, получил большое удовольствие. Нечасто увидишь в жж нечто подобное.
Мне кажестя,что искусство- это прежде всего гармония. В гармонии заложена функциональность.В современном мире функциональность, зачастую, подразумевает минимализм. Возможно по этому, сегодняшний эталон женской,как впрочем, и мужской красоты - худоба.
Само слово-образ. Чем короче предложение, тем он объемнее. Так Бродского написавшего строки:"Это кошка, это мышка, это лагерь, это вышка...", Довлатов называл гением.
Если так, то искусство- гармония. Гармония- функциональность. Функциональность- минимализм. А по сему наиболее яркий пример искусства- картина "Черный квадрат" Малевича.
Вместе с этим, само слово "Искусство" имеет один корень со словом "искусный",которое подразумевает навык,опыт, мастерскую работу.
Короче то, что сделать может не каждый."Черный квадрат"- это не "Джаконда".Думаю,что черный квадрат может нарисовать каждый из нас.Значит, в искусстве заложено нечто большее. Может искра б-жия?

Reply

Re: Прочитав Ваш пост... noxa October 2 2005, 19:37:06 UTC
Черный квадрат Малевича (только без инсинуаций! я сама считаю это "графоманией" от искусства, как и любой концептуализымь) на самом деле не так прост. Вы видели оригинал? (Я тоже не видела, кстати). У Малевича было четыре (4) чёрных квадрата, и все -- разные. Там показана работа с краской, разная фактура, разный чёрный цвет. Я не искусствовед, в живописи понимаю мало-мало (меня в своё время заинтересовала сама идея), так что лучше поискать какие-нибудь более внятные объяснения.

Я к тому, что если критиковать или приводить в пример -- надо понимать, что именно. Чёртный квадрат Малевича не сможет нарисовать каждый из нас, не понимая идеи (это не просто закрашенный чёрной краской квадрат плюс поля, даже с чисто технической точки зрения).

Извините за сумбурность изложения. Это от малограмотности :)

Reply

Re: Я к тому, что если критиковать или приводить в пример hyraxe October 6 2005, 07:44:52 UTC
Я прекрасно понимаю и не оспариваю того факта, что Малевич, написавший Черный квадрат - гениальный художник.Критиковать его я и не думал.Это смешно. Когда я писал о черном квадрате, картине, в которой на мой взгляд,заложен определенный смысл и просматривается индивидуальность художника, то имел ввиду другое. Скопировать эту картину, нарисовать очень похожий черный квадрат, может любой из нас. Скопиравать Джаконду- нет. Короче,я приводил в пример картину "Черный квадрат", подразумевая под словом "искусство"-искусность. Возможно притягательность "Черного квадрата" заключается еще и в том, что Малевичу, первому пришла в голову мысль ее написать , при этом поломав существующие до этого каноны.
По поводу "четырех различных черных квадратов".Если Вы или я нарисуем четыре линии,точки или другие геометрические фигуры масленой или акварельной краской, то они тоже, хотите этого или нет, будут иметь разную фактуру. Но при этом,ни Вы, ни я Малевичемя не станем.

Reply

Но при этом,ни Вы, ни я Малевичемя не станем. noxa October 6 2005, 17:26:08 UTC
Мде, несправедливо!
:)

Reply


не знаю, какой комплимент можно сделать поэту... anonymous September 26 2005, 21:59:02 UTC
наверное то, что твои стихи трогают до глубины души - до слез, практически. нравиться почти все, перечитываю по нескольку раз. уверена, что путь этих стихов только начинается. (жж еще не завела, поэтому пока аноним :)

Reply

Re: не знаю, какой комплимент можно сделать поэту... 3_14pi September 27 2005, 05:45:17 UTC
Не знаю, можно ли было сделать мне больший комплимент. Надеюсь, что если ты заведёшь ЖЖ и перестанешь быть анонимом, то можно будет узнать о тебе больше.

Reply


enlink October 1 2005, 16:20:08 UTC
"В наше демократичное время, когда критерием гармонии становятся признание и успех, рушится механизм естественного отбора в рукотворном мире. Соотношение искусства и его потребителя качественно изменилось. Pаньше талант был посредником между Богом и обычными людьми, переводя подсмотренные им тайны природы на язык своих произведений, чтобы и окружающие смогли их познать. Cегодня же он скорее пытается «попасть» в ожидания «целевой аудитории». В системе взаимоотношений искусства и масс исчезает Бог, соответственно исчезает гармония"...

Да, Женя, очень хорошо и правильно.

Единственно, художник изначально убегал от мира и от толпы. Данте. Рембрант. Бальзак. Побег мог быть вынужденным. Реальным, как изгнание Данте. Или внутренним, как бальзаковское неприятие общества и его законов. "На высоте, на снеговой вершине... проходят дни, возможно и поныне скала хранит тот одинокий след... лишь для того, кто на вершине"...

Просто от мира стало сложнее убежать. Искусство создается в тишине и наедине с собой и со Вселенной.

Reply

3_14pi October 1 2005, 18:12:07 UTC
"Единственно, художник изначально убегал от мира и от толпы."

Да, Женя. В этом трагизм творчества. Это его извечаная амбивалентность. С одной стороны художник бежит толпы с её непониманием и животными доминантами, с другой, его предназначение возвысить эту толпу над самой собой хоть на миг. Дать возможность увидеть божественное, пусть даже через глазок своей добровольно избранной камеры.
Художник, как горьковский Данко или Прометей, проводник между богом и толпой. Чтобы через него бежал ток, который для художника равноценен жизни, должен быть контакт с двух сторон.
А от мира действительно стало труднее убежать. Пишу сейчас об этом следующую статью. И дело даже не в отсутствии тишины, а в размере благополучия, которым приходится рисковать и ощущения полной невостребованности твоих жертв.

Reply

enlink October 1 2005, 18:45:38 UTC
И дело даже не в отсутствии тишины, а в размере благополучия, которым приходится рисковать и ощущения полной невостребованности твоих жертв.
- можно поподробнее об этом (спасибо, что сразу ответили).

Reply

3_14pi October 1 2005, 19:34:17 UTC
Мы подсажены на иглу материальных благ, психологически зависим от них. К счастью, многие из тех, кто вырос в Союзе, могут различить в себе эту зависимость, т.к. она не была впитана с молоком матери, как в случае большинства наших европейских и американских сверстников. Но речь даже не о сравнении нас с ними, не хочу уходить в эту тему. Речь о конфликте между духовным и материальным, который никогда, наверное, не был столь сильным, т.к. никогда не было столь сильнО материальное в обществе. Человечество так хорошо научилось удовлетворять потребности тела и определённой части души без особых усилий того и другого, что наши тела и души стали дряблыми и боязливыми. Это касается художника в той же мере, что и любого другого. Только художник ещё слышит Зов, но следовать ему стало намного труднее. С одной стороны удовлетворённая толпа не ищет ничего качественно нового, требующего от неё дополнительной работы. Поэтому признаются только легкоусваевыемые идеи и сюжеты, число которых по сути непрерывно сокращается. С другой стороны, противостоять ( ... )

Reply


ah_eta_nat October 2 2005, 12:02:16 UTC
теме божественной гармонии и фальши в повседневной жизни посвящена глава книги Максима Шраера о Набокове - в ней он сравнивает чеховскую "Даму с собачкой" и "Весну в Фиальте", Вам может быть любопытно

Reply

3_14pi October 2 2005, 12:15:11 UTC
Спасибо за информацию. Если есть ссылка на этот текст в сети, буду признателен. Сам с первого захода не нашёл.

Reply

ah_eta_nat October 2 2005, 12:23:42 UTC
я купила ее на Алленби, 51 вроде...в сети не видела, мы, кстати, пока тоже в Рамат-Гане месяца на 3-4 еще...я бы Вам предложила взять у меня книгу, но я ее пока сама не дочитала и, кроме того, она мне будет очень нужна в ближайшее время...
хотя если до 20-ого не найдете ( мне к этому дню надо какои-то текст дописать) и будет еще интересно - на недельку смогу ее типа одолжить

Reply

3_14pi October 2 2005, 12:26:56 UTC
Буду иметь в виду. Спасибо за предложение.

Reply


noxa October 2 2005, 19:24:51 UTC
Я думаю, выбор (по крайней мере в поэзии) стоит не между душой и телом, не между сердцем и желудком -- а между искренностью и тщеславием. Ориентация на "целевую аудиторию" признанных "профессионалов", которым доверено заносить поэтов в списки формирующих представление потомков о поэзии... Это ли не цель жизни иных современных поэтов?

Эко меня от Кузьмина-то расколбасило... :)

Reply

3_14pi October 2 2005, 20:07:20 UTC
Искренность и тщеславие не антонимы, это понятия из разных плоскостей, поэтому буквально противопоставлять их некорректно. Можно сказать: выбирать между искренностью и лицемерием, или: тщеславием и скромностью. Но по большому счёту, искренность - это понятие духовное, а тщеславие - грубое, телесное. Так что мы говорим примерно об одном и том же.

Reply

noxa October 2 2005, 20:34:52 UTC
Да, можно быть искренним в своём тщеславии. Можно быть тщеславным в искренности. Я выразилась некорректно, но вы догадались, что я имела в виду, и это главное :)

Reply


Leave a comment

Up