Печать профессии

Jun 24, 2011 19:10

А что такое «астрал», я даже не знаю.
Хорошее название для стирального порошка.

Неприглядная изнанка есть почти у каждой работы. Можно выразиться более толерантно и наукообразно:  любая профессия инициирует образование профессиональных деформаций личности. Но суть та же.

Проф-деформации наиболее часто встречаются у представителей социальных профессий и по-разному проявляются в зависимости от конкретной специальности.  Например, у учителей - в авторитарности и категоричности суждений; у тех же психологов, психотерапевтов - в стремлении манипулировать другим человеком, навязывать определенную картину мира, не учитывая мотивов и целей самого человека; у программистов - в тенденции искать ошибки в различных жизненных ситуациях, склонности к алгоритмизации и т.д.

А что у маркетологов-рекламистов? Ведь эта профессия - истинный полигон для всяческих эмоционально-психологических извращений и перманентных сделок с собственной совестью! Просто потому, что продавать (рекламировать, продвигать, PR-ить и т.п.) приходится иногда любую дрянь, оплаченную заказчиком!



Или я ошибаюсь?
Еще парочка вводных замечаний.

№1. Поскольку реклама - это, безусловно, культурный «продукт», хотя и весьма своеобразный, то при рассмотрении ее феноменов полезно задействовать именно наработки культуры. Удачное художественное осмысление характеризует этот мир с особой проницательностью и  зачастую значительно опережает аналитические оценки профильных экспертов. Кстати говоря, известный всем литературный персонаж с Бейкер-стрит являет собой эффектный пример проф-деформации!

В эпиграфе и далее по тексту использованы цитаты (выделены курсивом) из творчества В.Пелевина и  Ф.Бегбедера, изучающих проблематику проф-деформации (если не проф-деградации) рекламистов своими художественными средствами. Дело в том, что и у Пелевина, и в «99 франках» культурные коды и дискурсы типичных служителей Меркурия  показаны достаточно ярко. Да к тому же, усилены творческими приемами талантливых художников. Есть и другие авторы, но эти наверняка известны каждому рекламисту, поскольку умело сочетают творчество и коммерческий успех. Так куда же без них?

При этом, задача данной публикации прагматична: меньше эмоций и больше практических выводов.

№2. В тексте самой статьи форма иногда может преобладать над содержанием. Так и было задумано. Поскольку речь пойдет о профессиональных манипуляторах, то без фокусов обойтись трудно. А также без штампов, копипаста, конъюнктурности и т.д. Ведь реклама постоянно что-то заимствует,  использует успешные приемы из всех социальных сфер - от классики до новостей-однодневок. «Каждая мелочь обретает ценность, когда главное утрачивает смысл».

Уже проявились и мои проф-деформации? Вероятно

«… творцом?
- Криэйтором, Вава, криэйтором»
Для чистоты изложения - очень кратко о самой профессии.

В общем виде, РЕКЛАМИСТ (маркетолог, маркетер, пиарщик, рекламщик и т.п., как его ни назови) -  всегда собирательный образ,с весьма размытой профидентичностью. Что объясняется следующими факторами:

1)  Рынки непрерывно трансформируются и маркетинговые задачи достаточно специфичны в каждой отрасли и на каждом рынке. С учетом разнообразия отраслей, масштабов бизнеса и целевых аудиторий, количество уникальных специалистов по рекламе почти тождественно основным операторам рынков -  их главным работодателям (для штатных сотрудников) или заказчикам (для агентств и фрилансеров).

2) В самом рекламном бизнесе существует специализация по видам деятельности, требующая кардинально разных качеств и квалификации. А сфера маркетинга - одна из наиболее насыщенных специализациями в рамках одной профессии. Чтобы убедиться в этом, достаточно зайти в раздел сайта «Маркетинг/Реклама/PR» любого крупного кадрового агентства.

3) С другой стороны, наиболее эффективны интегрированные коммуникации с потребителем, требующие сложных корреляций стратегии и тактики, форм, методов и инструментов маркетинга. Именно специалисты, способные к такой интеграции достигают наибольших результатов.

4) Большинство профессий в сфере маркетинга (рекламы) требует постоянного балансирования между ремеслом и искусством. В итоге - перманентные трудности с формализацией параметров успешности выполненных проектов и критериев оценки результатов работы отдельных участников .

5) Относительная молодость самой профессии (в современном ее понимании). Как следствие - нечеткость критериев и формулировок. Вспомним, к примеру, пресловутые 1500 зарегистрированных определений маркетинга!

Здесь перечислены лишь некоторые проблемы поиска этой самой профидентичности. И уже они образуют весомый набор самых противоречивых требований и критериев…  Поэтому и вырисовывается некий «усредненный» образ, похожий на того многоликого странника, которого в прошлой жизни, кажется, звали Остапом, и был, он, кажется, сыном турецкого подданного…:) И который, тем не менее, обладает общими типологическими признаками, характерными для большинства представителей данной профессии.
Возможно ли раскрыть тему на таком непрочном материале? Попытаемся.
Мы не сеем, мы не пашем…
или Опять про «вау-факторы»?

Как известно, «хороший рекламист - это специалист по предложениям, от которых трудно отказаться. Правда, в отличие от Дона Карлеоне, признанного мастера подобных предложений, рекламист должен достигать результата более тонкими методами». Однако, какими бы изощренными не были сами технологии, цель не меняется - это захват и удержание платежеспособного клиента на всей территори его обитания. Причем оккупация жизненного пространства потребителя продолжается непрерывно.

Можно добавить, что хороший рекламист - еще и «человек-оркестр», играющий на струнах души клиента (эва, куда занесло!) Только «музыка» тут всегда заказана и  при правильном исполнении, катарсис клиента проплатят исключительно слушатели-потребители.

Кроме того, рекламисты традиционно и бесконечно эксплуатируют самые пограничные темы, гипертрофируют потребности, навязывают обществу чувство неудовлетворенности, а цинизм и эпатажность давно стали их рабочими инструментами: «По-настоящему виртуозные мастера жанра, которых он видел иногда по телевизору, ухитрялись продавать самое высокое ежедневно, но таким образом, что не было никаких формальных поводов сказать, будто они что-то продали, и на следующий день они могли смело начинать всё заново».

Даже осмеянный Пелевиным еще в 90-е принцип-слоган «СОЛИДНЫЙ ГОСПОДЬ ДЛЯ СОЛИДНЫХ ГОСПОД» продолжает работать и сегодня! Вот, например, самореклама McCann Erickson :


McCann. You won’t be sorry you listened to us.

При всем разнообразии стилей, форм, методов и применяемых инструментов, СВЕРХ-Задача любого рекламиста всегда одна - «взорвать мозги» потребителя! А лучше - навсегда купить его душу, чтобы если вдруг «Мммм…», так сразу - «Данон!» (Пример взят классический, дабы долго не рассусоливать).

Или вот так: «До чего  ж это приятно -  влезать к вам в мозги! До чего  сладко владеть вашим правым полушарием! Ваши желания больше вам не принадлежат -  я навязываю  вам свои  собственные.  Я  запрещаю вам  желать как  бог  на душу положит. Ваше желание должно быть  результатом многомиллиардных инвестиций в евровалюте. Это я решаю сегодня, чего вы захотите завтра».

Если же взрывать мозги не удается, применяется весь прочий арсенал: от «промывок» до «внедрения». Ну, вы сами знаете
Но кто из вменяемых людей хочет взрыва собственных мозгов или даже их промывки? Вечное противоречие, как бы его не маскировали умные профессионалы!

У многих читателей наверняка уже всплыл в сознании сакраментальный вопрос «великого слепого»: «А ты кто такой?» Вероятно, как и большинство моих коллег, автор также унаследовал упомянутые выше типологические признаки: «Когда долго занимаешься любовью, к этому занятию рано или поздно примешиваются чувства».

При этом, личным мотивом разобраться в данной теме считаю все же не излишнюю рефлексию или экзистенциальные поиски, но преимущественно прагматический интерес. А именно - какие проф-деформации сегодня наиболее характерны и насколько сильно они влияют на нашу практическую деятельность?

Хотя сама идея поднять эту тему на страницах профильного издания - своеобразный оксюморон и кто-то вспомнит-таки, унтер-офицерскую вдову. Пусть. Как говорится, «мнения автора могут не совпадать с его точкой зрения»

Error 404?
Стремясь собрать побольше фактов, я предложил к обсуждению данную тему в одном из профессиональных он-лайн сообществ, где большинство участников так или иначе связаны с маркетингом и рекламой. Неожиданно для меня, вопрос оказался достаточно щекотливым. Так, в самом начале дискуссии очень многие специалисты, посвятившие профессии 10 и более лет, пытались убеждать коллег (а может быть себя?), что такой проблемы вовсе не существует. И лишь в процессе последующего  диалога участники обсуждения становились более откровенными, признавая как наличие самих проф-деформаций, так и влияние их на практику.

Кстати, уже этот опыт позволил выявить явную проф-деформацию моих уважаемых коллег: всегда стремиться приукрасить рекламируемый товар, независимо от его реальных качеств и потребительской ценности. В данном случае - себя-любимых!

Ниже приведены наиболее показательные тезисы и прямые цитаты :






Как можно заметить, по мере продвижения по таблице сами проф-деформации перечисляются в направлении «от  личности, к организации». То есть, в нижней части собраны уже некоторые их обобщенно-коллективные виды, зависящие в большей степени от форм и методов организации рекламного процесса, нежели от специфики конкретных специалистов. И это  - закономерно, поскольку, чем сложнее проекты, тем больше становится взаимно влияющих участнков. Но, как и любой бизнес, работа маркетинговых компаний или РА стремится к оптимизации собственных бизнес-процессов, разделению функций и т.п. вещам, сложно сочетающимся с творчеством. В итоге - штампы, шаблоны, стереотипы и т.д.
Вот, например, типичная ситуация, описанная креативным сотрудником РА.

«Отделы агентства, словно ступени ракеты, отстыковываются в процессе работы. Щелк! Отлетел стратегический отдел - «Бриф дан, время пошло». Щелк! Отлетел отдел менеджмента - «Я не креатив, мне пока делать нечего». Щелк! Отлетел креативный директор - «Я потом посмотрю на итоги, а завтра у меня съемки». И вот наша бедная творческая парочка, изнывая от обилия информации и от отсутствия навыка анализа, покрывается седьмым потом… И вот уже потрачено несколько драгоценных дней проекта. Ни на что. Такие ситуации происходят сплошь и рядом. Все это знают и очень часто это привычная схема начала рабочего процесса».

Не буду здесь вдаваться в специфику рекламного менеджмента. Замечу лишь, что управление любым процессом, даже творческим, требует осмысления прядка действий, установки приоритетов, и, конечно же, понимания «побочных эффектов» и рисков.

В процессе он-лайн дискуссии были раскрыты и некоторые позитивные психологические установки, например, такие:

•          маркетологи более критично смотрят на порядок вещей, т.к. научились отличать скрытую ложь и доверять цифрам, которые к слову не всегда безгрешны (манипуляции с цифрами - это вообще самый высокий уровень манипуляций);

•          вырабатывается профессиональный иммунитет к низкопробной рекламе во всех ее проявлениях и умение бегло отличить суть продукта от наносных сущностей и т.д.
На самом деле, позитива существенно больше, но его обсуждение -  уже другая тема.
Хвост виляет собакой?

Критики философии постмодернизма и общества потребления утверждают, что любой рекламист - это мизантроп и циник, который тратит свою жизнь на то, что делает из свободных людей истеричных зависимых маньяков, погрязших в безумном мире, где все продается и покупается, все презирают друг друга и так бездарно растрачивают себя.

Пройдет год или два, и все будет выглядеть иначе. Вместо всякой пузатой мелочи, которая кредитуется по пустякам, люди будут брать миллионы баксов. Вместо джипов, которые бьют о фонари, будут замки во Франции и острова в Тихом океане. Вместо вольных стрелков будут серьезные конторы. Но суть происходящего в этой стране всегда будет той же самой. Поэтому и принцип нашей работы не изменится…

И все же, в отношениях рекламистов и потребителей всегда присутствует диалектика. В том смысле, что именно спрос рождает предложение. Только спрос на  низкопробную (во всех смыслах)  продукцию приводит к  ее производству и потреблению. Ну и к ее рекламе, соответственно. Хотя даже сегодня у потребителя, как правило, есть выбор: прислушиваться к этой рекламе или нет. Со всеми вытекающими последствиями. Здесь можно согласиться с мнением известного рекламиста и режиссера Юрия Грымова о том, что реклама - это линза, сквозь которую стереотипы и условности человеческого потребления становятся чудовищнее, чем на самом деле.

И потом, «кроме закона спроса-предложения, в этом мире действует много других законов».

Тема проф-деформаций именно у рекламистов мало изучена психологами, поэтому и нет глубоко продуманных (а лучше - проверенных практикой) рекомендаций по их преодолению. И все же, не все так мрачно, уважаемые коллеги! Большинство специалистов-практиков сходятся во мнении, что основа для борьбы с собственными проф-деформациями - это постоянная «обратная связь» с потребителями рекламного продукта (в широком понимании). Умение критически относиться к собственому творчеству, плюс вовремя полученные импульсы с рынка позволяют не зацикливаться на ошибках и генерировать нове качество работы.

Следующим фактором «оздоровления» является «взросление» самих потребителей и большая открытость социума благодаря Сети. Не случайно, маркетинговые «гуру» все чаще озвучивают по сути близкие концепции, выступая за «очеловечивание» брендов и выстраивание близких и честных отношений между компанией и потребителем.

Осознание своей социальной ответственности и  необходимости поддержания баланса между собственными интересами (экономической выгодой) и интересами общества и потребителя (социальной выгодой) более оправдано в долгосрочной песпективе. А значит, рекламисты все больше будут сосредоточены на построении взаимоотношений и объединении людей. Соотвественно, «марионеточные» методы и инструменты становятся менее эффективными, и будущее профессии связано вовсе не с обманом, а с увлекательным, открытым и честным диалогом грамотных, образованных и креативных потребителей и ответственных, прозрачных и честных компаний.

P.S.

Как пишет Бегбедер: «Разница между словами «потреблять» и «истреблять» не так уж велика». Но эта разница  существует.

деформация личности, профессия, маркетинг, реклама

Previous post Next post
Up