Пока Муди не собирается к нам, мы идем к Муди*

Mar 12, 2011 15:38

Рейтинговый бизнес - один из самых противоречивых, на мой взгляд. Какой рейтинг ни возьми - финансовый, маркетинговый, выполненный авторитетным аналитическим / исследовательским агентством или выведенный региональным интернет-порталом - к нему всегда будут вопросы. На часть из них постараемся ответить в этом кейсе.

Бизнес рейтингов - самый закрытый и консервативный. В нем не найти элементов синергии ни в каком виде. По видимому, смысл здесь - в незыблемости источника методологии и важности создания своей собственной репутации. Закрытость аналитического процесса(по крайней мере, для всех референтных групп, кроме непосредственного заказчика) компенсируется публичностью результатов оценки.

Абсолютно точных или абсолютно независимых рейтингов не бывает, это правда. В том смысле, что за любой рейтинг кто-то заплатил, будь то заказчик, или сама фирма, которая сделала рейтинг как демо- (или промо-) проект. Степень адекватности рейтинга проверяется двумя показателями: методологией и именем проводившей его компании. Именно здесь и начинается бизнес.

У компании, которой в силу специфики работы украинского рынка, собственной старости и мудрости пришлось стать вынужденным лидером рынка, давняя история. «Кредит Рейтинг» появился на свет 9 лет назад, на очередном витке роста рынка облигаций (к которому он, собственно, и привязан). За это время компания успела присвоить чуть более 1100 рейтингов, практически не поучаствовать в каких-либо скандалах и … довести свой докризисный годовой оборот до 8 млн. долларов (каждый, кто сколько-нибудь приближен к рынку консалтинга и оценки, понимает, что для отечественной компании такие показатели - это не просто много, это ОЧЕНЬ много).

Потенциальным недоброжелателям и любителям «теории заговора» замечу сразу: на этот рынок «пускали» разных операторов. Хочешь - подтягивай свою компанию под требования регулятора и приступай к работе. Однако, как ни странно, прямых конкурентов (занимающихся исключительно рейтинговой деятельностью) у компании за все время так и не появилось. Более того: ноша победителя оказалась настолько тяжелой, что компании захотелось ее распределить и по соседним странам. Не дождавшись маститых мировых конкурентов (Standard & Poor's, Moody's etc.), которым (представьте себе, как и во многих других отраслях) Украина не интересна и, вероятнее всего, не скоро таковой станет, отечественный лидер рынка решил рубить окна одновременно в Европу и Россию.

Моя компания давно прошла свой первый миллионный рубеж, поэтому вопрос о том «Как вы заработали свой первый миллион?» меня не очень занимает, скорее интересен 10-й, а еще лучше - 100-й. Тех, кто все-таки интересуется ответом на него, спешу разочаровать: и Кредит Рейтинг, и моя, средне известная в своих кругах, компания, заработали первые деньги, как и многие другие представители интеллектуальных бизнесов, на личных знакомствах. А дальше - труд, мозги, терпение - и вот, даже несмотря на кризис, рынок продолжает развиваться. Более того, интересен другой факт: с началом кризиса вырос спрос на заказы именно «добровольного» рейтингования (стоит отметить, что ранее львиную часть продаж компании обеспечивали именно «обязательные» рейтинги).

Продуктовый портфель классического рейтингового агентства консервативен и в какой-то мере даже не интересен. Вообще, в такой консервативной сфере тяжело изобрести что-то новое. «Но наш герой не сдается»: если нельзя изменить продукт, можно изменить способ его донесения. Например, посредством интернет.

Но интересен механизм ценообразования. Лично для меня - гиперинтересен. Представьте себе ситуацию: на рынке (фактически) один оператор-оценщик, и (предположим) 200 компаний, которые обязаны купить эту услугу. Какую сумму за нее выставить (опереться можно только на тарифы международных компаний, которые, разумеется, в разы выше)? Сделать «примерно то же»? «То же -10, 30, 50 или 100%?» Или в 3 раза дешевле? А может, в 5? Это как раз тот случай, когда разворачивается нешуточная борьба между собственной себестоимостью и … жадностью (в лучшем смысле этого слова) хозяина, который хочет от этого бизнеса какой-то рентабельности, какой-то чистой прибыли и какого-то развития, ограниченного собственными устремлениями и амбициями - его самого и его топ-менеджеров :). Главное, что от этой борьбы никто не страдает, клиенты - в первую очередь. И, кто скрепя зубами, а кто - сердцем - выкладывает свои 10-12 тыс. кровных на то, чтобы получить кто три, а кто две заветные буквы, и хорошо бы… с плюсом.

Эх, вот бы и нам, простым маркетинговым исследователям, так же…

p.s. по мотивам беседы со Станиславом Дубко

бизнес, эффективность бизнеса, рейтинговый бизнес, рейтинги

Previous post Next post
Up