Драку на ФГ заказывали? (о правильных и неправильных онлайн фокус-группах)

Jun 22, 2010 16:56

Фокус-группы бывают разные: правильные (назовем их классическими), которые делаются по всем канонам ЭСОМАР (напомню, речь идет о том, что они должны быть «явными», т.е. с озвученными целями и задачами, участие исключительно добровольное, при этом методологически люди «загоняются» в специальное место и время, предварительно отобранные по необходимым исследователю параметрам), а дальше - как на обычной ФГ, только в онлайне.

Но мне больше интересны «неправильные» ФГ. Чем? Да всем :) В первую очередь - отсутствием каких-либо ограничителей. Исследователь может смоделировать любую интересующую его ситуацию как он хочет, где хочет и конкретно c тем, с кем хочет.

Вот, к примеру, я - руководитель издательского дома. Задача - протестировать новый продукт (новую книгу, которую я хочу опубликовать). Предположим, это УКРАИНСКАЯ книга (т.е. посмотреть, как она продается за границей, нельзя). И еще - предположим - книга эта … о бизнесе, ориентированная на руководителей.

Как мы можем решить эту задачу практически, с помощью метода онлайн-фокус-групп? Во-первых, мы можем обратиться к провайдеру традиционного метода. Он сделает выборку из своей панели по признаку «топ-менеджер». Найдет он там человек 10-20, не больше. Притом эти люди должны «дойти» до обсуждения и ответить на наши ПРЯМЫЕ вопросы (даже если при этом будут использованы всяческие проективные методы) за вознаграждение - в лучшем случае - 50 грн. Будет ли польза от такого приема, если к нам дойдут в лучшем случае 5 чел.? (при этом мы совершенно не уверены, что эти люди действительно топы - мы то их не рекрутировали и - тем более - не гуглили). Конечно, будет, но какая?

А можно зайти инкогнито, под вымышленным именем или под именем конкретного человека в нужную нам сеть или форум и развить тему «под предлогом» по интересующим нас вопросам. Нужно спровоцировать - пожалуйста? Устроить «интернет-драку» - не вопрос. Задать любой неудобный вопрос - тем более. Материала для анализа - явно больше, чем в первом случае.

Скажете, так делать нельзя? Конечно, нельзя. Но - во-первых, Вы меня никак не поймаете за руку, а во-вторых, что поделать, если так ЭФФЕКТИВНЕЕ ДЛЯ БИЗНЕСА?

исследования, фокус-группа, этика, онлайн фокус-группа, онлайн

Previous post Next post
Up