в Америку я летел как никуда дольше - еще после четвертого курса было сильное желание отправиться туда по программе ворк анд тревел, это когда упрощенная процедура подготовки визы для студентов предполагает дешевый (по американским меркам) труд на летних каникулах. Мои родители встали в соответствующую позу, но дабы смягчить запрет дали немного денег - и "большая Америка" превратилась в "маленькую Великобританию" - вместо четырех месяцев работы в Штатах получилось полторы недели задорного автопробега по старушке Англии со хорошим приятелем. Потом, я наслышался страшилок о том, как разворачивают народ в американском посольстве в Петербурге и не решил подавать документы, да и денег сразу после вуза было не особо.. но как говорится, "гони его в дверь, а он в окно" - так что рано или поздно мне удалось таки испытать удовольствие поспать пару часов в двухэтажном боинге и перелететь Атлантику.
Одно из наиболее ярких впечатлений - Америка действительно большая. Если в России все вертится вокруг Питера и Москвы (ну может еще немного Кавказа, но про него разговор особый), то здесь в каждом штате свой "центр" - Нью Йорк совсем не похож на Чикаго, а Майями и Аляска так вообще две разные страны. Как и с огромным Китаем, не стоит даже пытаться проглотить ее за один визит - заработаешь несварение желудка. Ее хорошо смаковать частями и возвращаться к своим впечатлениям через несколько месяцев. В моем случае - я добрался до комментариев только через пол года после поездки.
Так вот, когда у меня наконец появилась возможность законно перелететь океан, глаза начали разбегаться как у ребенка в магазине игрушек. Я приземлился в Нью Йорке, и мне сразу же зателось лететь еще дальше на восток, сфотографировать Гранд Каньон под слоем снега. На мою удачу - это я конечно понял, уже когда возвращался домой - билет до Лас Вегаса под Новый Год стоил почти столько же, сколько билет из Амстердама до Нью Йорка, так что от смелой затеи пришлось отказаться. Маршрут получился короче, но не менее амбициознее - день в Нью Йорке, день, что бы добраться до Чикаго, еще половина на то, что бы подышать влажным воздухом Ниагарского водопада, парочка - что бы потусовать со студентами Гарварда и пошляться по Бостону; естественно - поставить галочку о том, что был в столице - и вернуться в Нью Йорк, аккурат к празднованию Нового Года на Таймс Сквер. Ну а с первого по седьмое января у меня как раз оставалась еще неделя облазать вдоль и поперек главный мегаполис нашей планеты.
почти не помню Нью Йорка по прилету - Я был очень сонным, уставшим после очереди на пасспортном контроле (ясно почувствовал себя иммигрантом начала 20 века), но успел выспаться в автобусе по дороге до Вашингтона. Идеально вылезанный город готовился к инагурации Обамы, на улицах не было ни души (кроме бомжей, что грелись на солнышке у здания вокзала), и к моей досаде - закрыто было абсолютно все, что могло представлять хоть какой то интерес. Про себя я даже посмеивался - умудрился полностью распланировать поездку: забронировать гостинцы, купить билеты на поезда и автобусы, без посторонней помощи сделать визу, перелететь океан - и уткнуться носом в закрытые двери (в единственный день в году, когда в Вашингтоне были закрыты абсолютно все учреждения и магазины).
Мне очень хотелось попасть на экскурсию в Белый дом - посмотреть овальный кабинет, где произошла вся эта история с Моникой и Биллом Клинтоном; но, единственное, что было открыто в тот день в Вашингтоне - это двери китайских ресторанов, они то уж точно работают без выходных. Так что пришлось плюнуть на все символы хваленой американской демократии и напиться вкусного китайского пива; чуть под шафе вымерший город перестал казаться ненастоящим.
В Вашингтоне я в первый раз почувствовал то, что должно быть чувствуют коренные москвичи, когда приезжают в Питер: я нередко слышал от них про то, "как оно должно быть сложно жить в этом музее." Я тогда думал в отместку "как оно должно быть сложно жить в этой деревне," а тут ненароком почувствовал себя в их шкуре. Дело не том, что бы Вашингтон плох, но он очень показной, очень чопорный и пафосный; здесь слишком много показного американского духа, и он бьет из всех щелей..
В первый раз в жизни я почувствовал блегчение, когда забрел в китайский квартал - и про себя подумал, что мы таки множко азиаты, а не только европейцы, как привыкли про себя думать.
Любим мы конечно разделять все на черное и белое. Возьмем Чикаго - чисто американский город: те же небоскребы, то же сабвей, макдональдс и старбакс, дорожные развязки в четыре этажа и шепелявый английский - ан нет, если из Вашингтона я с чистым сердцем свалил уже вечером в день приезда, то Чикаго был готов смаковать хоть несколько месяцев, настолько он по-американски прекрасен.
Здесь у меня появилось то редкое внутреннее чувство, что я мог бы жить в этом городе по крайней мере несколько лет (за всю жизнь я испытал его в Берлине, Амстердаме и Париже, ну, может самый чуток в Барселоне, но там не надо жить, там надо отрываться).
Первые несколько часов можно ходить по нему не моргая - двухярусный проспект в самом центре (как в фантастических фильмах - сверху машины едут в одну сторону, а внизу, под мостовой, в противоположную), парковки на первых тридцати этажах зданий и небоскребы почти на километр над землей (чикагский Сирс Тауер в полтора раза выше Нью Йоркского Эмпайр Стейт Билдинг, а небоскреб Вригли, на картинке, сверху донизу облицован мрамором); непривычно чистый воздух для мегаполиса - ветры с Великих Озер продувают его насквозь, вылизанное метро и полное отсутствие рекламы на улицах - чикагцы справедливо считают, что она отвлекает внимание водителей. В общем, город будущего в отдельно взятой стране
есть такие места на Земле, про которые можно долго и с интересом читать, зная, что никогда туда не поедешь. Северный полюс, Камчатка, Остров Пасхи - большинство моих друзей никогда не побывают там за всю жизнь. Ниагарский водопад тоже был для меня всего лишь параграфом из школьного учебника географии - знаю, что красиво, но знаю, что просто так никогда до него не доберусь.
Когда за месяц до поездки я разглядывал карту Соединенных Штатов, у меня появился мой привычный здоровый азарт - ради него пришлось перекроить маршрут, переплатить за железнодорожные билеты и провести лишний день в пути. Может и к лучшему - после всех мегаполисов было до жути интересно посмотреть "немного тухлой американской глубинки" - поезд привез меня в Буффало, и до водопада пришлось еще сорок минут добираться на такси с местным аборигеном (вне сезон общественного транспорта между маленькими городами здесь может не быть совсем).
Ниагарский водопад.
Это эффектно и мощно. Это как раз то место, где можно стоять часами и думать о вечном. Практичные американцы построили все таким образом, что его можно буквально посмотреть отовсюду. Еще дальше пошли канадцы, которые зарабатывают на водопаде бОльшую часть денег - именно в этом месте река разделяет Штаты и Канаду, и если сама Ниагара находится на американской стороне, то посмотреть на нее во всей красе можно только с канадской - там даже стоит с десяток гостиниц-небоскребов, где вид на бурлящие потоки обеспечен тебе круглые сутки. Американцев пускают туда без визы, а мне пришлось облазить все окрестные холмики, что бы сделать кадр, на котором было видно хотя бы его часть.
американская глубинка может быть по своему интересной. Недалеко от Ланкастера знакомые показали мне целое поселение Амишей - коренных американцев, которые не то в 16, не то в 17 веке массово бежали из Европы по религиозным причинам. Амиши живут в своем тесном кругу и уже два века умудряются игнорировать все достижения цивилизации - не пользываться машинами, телефонами, лекарствами, мало ли еще чем..
Молодой амиш ставится перед выбором один раз в жизни, в 18летнем возрасте - тогда он имеет право покинуть общину и окунуться в повседневную жизнь (и потерять право общаться с родителями), либо продолжить жить в своем клане - и большинство остаются. Амиши ездят на конских повозках, едят только то, что вырастили на своих полях (исторически они крупные землевладельцы) и женятся только на своих - за невестами ездят в соседние кланы, их по крайней мере несколько в разных частях страны.
что сказать, Америка, здесь каждый имеет право сходить с ума по своему.
на пятый день пути я добрался до Бостона - и остался в нем почти до самого Нового года - к этому времени я устал "порхать галопом по европам", а в пути познакомился с ровесником-бразильцем, с которым мы к взаимному удовольствию последовательно исследовали все местные бары. Когда действие горячительных напитков заканчивалось, мы вспоминали о том, что там было чертовски холодно (как сейчас помню, минус 22 и сильный ветер, именно отсюда такой румянец на щеках и естественность движений), зато находили время пощелкать фотоаппаратом.
А если серьезно, то Бостон это конечно Европа - старинные здания (как правильно заметил Тема Лебедев в своем блоге, это единственный американский город, в котором хоть какие то старинные здания в принципе есть), пешеходные улицы (пешеходные улицы в Соединенных Штатах, представьте себе), ратуша в самом центре и толпы туристов (во всех прочих американских городах они полностью смешивались с толпой, только здесь они были замечены сами по себе). Еще здесь чертовски приятная атмосфера студенческой элиты - Гарвард по отношению к Бостону как Химки по отношению к Москве; Гарвард насквозь пронзает ветка метро и идет еще дальше на окраины Бостона. Но аудитории были пусты на зимних каникулах - и нам ничего не оставалось, как снова держать путь в ближайший пивбар.
самсунг отжигает своей рекламой, а гугл во всю продает свой первый телефон
он конечно красивый, но вот почему излишняя любовь жителей города к украшательству города памятниками всегда вызывает у меня рвотный рефлекс?
мой бразильский приятель, в китайском ресторане
в канун Нового года я доехал до Нью Йорка и остался здесь еще на неделю.
Нью Йорк - единственный город на земле, за неделю жизни мое мнение к которому изменилось с "что за клоака" - до "я мог бы здесь жить и работать," (ни с таким удовольствием конечно, как в Чикаго, но все, необходимое мне для жизни, в нем безусловно есть).
Город огромный, раза в потора больше Москвы - доехать на метро от края до края займет около 2.5 часов, суетный, грязный - нигде в мире я не видел еще столько мусора на дорогах; и по-настоящему многонациональный - индусы, китайцы, черные, русские - все здесь свои в доску. Первое время он очень давит - толпы народу и небоскребы, из за которых в центре не видно неба, но это проходит к концу первой недели, тогда и начинаешь использовать его для себя - т.е. делать именно то, чем помимо тебя занимаются еще 20 миллионов его обитателей (с окрестностями). Главное - не слишком мешать другим.
Для меня он стал по-своему родным, как только на газетном развале в метро наткнулся на местный ТаймАут Нью Йорк (с которым я изучал клубную жизнь и ходил на выставки), он выглядит один-в-один как его собрат из Питера и Москвы, даже рецензии на фильмы печатаются на той же бумаге и тем же шрифтом. В общем, случай знал, чем тронуть сердце старого пирата..
к неудовольствию читателей - о Нью Йорке можно рассказывать часами и все равно не рассказать ничего. Если я уж и займусь когда нибудь сим неблагодарным трудом, то это случится не раньше моего второго визита. На сим прощаюсь, но предлагаю пролистать еще пару десятков фотографий
my canadian friends
празднуем новый год в китайско-японской забегаловке где-то в районе 48ой улицы
на следующее утро в постели