О том, что за последние несколько лет московские тротуары превратились для пешеходов в зону повышенной опасности, надо писать отдельный пост - и не один. Да что там написание постов - надо законы менять и убирать с тротуаров всех или почти всех любителей покататься на любых колесных средствах или, как минимум, выносить их из категории пешеходов и ужесточать для них ответственность, потому что когда по одной неширокой дороге движутся люди со скоростью 3-6 км/ч и летят электросамокаты или электровелосипеды со скоростью 20-25 км/ч, добром для первых это не кончится. НО СЕГОДНЯ ПОСТ НЕ ОБ ЭТОМ.
Иду я на днях по подземному пешеходному переходу у м. Тульская напротив дома-корабля (москвичи поймут, о чем речь, место достаточно известное). За спиной шорох, будто едет велик или самокат. На всякий случай смотрю через плечо и вижу, что это едет курьер на электровеле. По подземному переходу, Карл. Едет, Карл. С приличной для подземного перехода скоростью. В выходной день в начале шестого вечера в переходе было довольно много пешеходов, иначе он ехал бы быстрее.
На несколько секунд я уху еваю. Затем решаю, что все же это непорядок, и достаю ружье телефон. Еще несколько секунд у меня уходит на включение видео, и заснять курьера я успеваю только в конце перехода, то есть зафиксировать факт его езды и желтую коробку Яндекс Еды. С расстояния 20 или более метров ничего более разглядеть и зафиксировать не удается - ни номера на коробке, что решало бы все вопросы, ни каких-либо примет. А какие могут быть приметы у курьера издалека со спины? Большинство в темной одежде и с темными волосами.
Периодически в особо вопиющих случаях нарушения курьерами ПДД я отправляю жалобы в службы доставки с указанием даты, времени, локации и кратким описанием ситуации. В ответ обычно получаю извинения и обещания разобраться в ситуации. Но чаще всего курьеры на высокой скорости проезжают мимо по пустому тротуару, никого не задевая и по сути ничего не нарушая. Но езда курьера-доставщика на громоздком веле на скорости по подземному переходу на мой взгляд, перебор. Отправляю жалобу в Яндекс Еду, а сама лезу в интернет уточнять правила езды по подземным пешеходным переходам.
С интересом обнаруживаю, что подземные пешеходные переходы - некая «слепая зона». По сути никаких правил движения по ней СИМ (средства индивидуальной мобильности, введены в ПДД с 1 марта 2023 г.) не существует. Знатоки ПДД, поправьте меня, если я ошибаюсь. То есть движемся, как по тротуару на общих основаниях. Есть только ответственность для автомобилей. Но попадание автомобиля в подземный переход - редкость на грани форс-мажора, в то время как лихая езда по подземным переходам самокатов и великов уже что-то само собой разумеющееся. А еще там отчаянно не хватает снующей туда-сюда курьерни! Олдскульным пешеходам остается только учиться летать!
Более того, я даже нашла версию о том, что московские подземные пешеходные переходы вообще не попадают в зону ответственности ГИБДД и якобы относятся к... метрополитену (!) Не могу утверждать, так это или нет. Но оставим пока правовой аспект. Обращаться в ГИБДД я в любом случае не собиралась, поскольку курьер в переходе никого не задел и ни на кого не наехал.
Вернемся к нашим баранам Яндекс Еде. Специалисты ЯЕ в переписке были очень корректны, но общение с ними было не слишком осмысленным. Я очень подробно описала инцидент с курьером, в том числе направление движения (выехал из-за спины и быстро уехал вперед), а также прикрепила видео. После чего меня 3 раза последовательно спросили об особых приметах курьера. Хотя я сразу заявила, что все, что я могла разглядеть у курьера, можно оценить по предоставленному видео, и специалисты ЯЕ могут видеть ровно то же, что и я. Повторюсь: с расстояния 20 метров какие-либо особые приметы человека, одетого в темную одежду, со спины разглядеть невозможно. Внизу велосипед, наверху желтая коробка-рюкзак и голова! Вот все приметы. Ни крыльев, ни алого плаща, ни шляпы с перьями
И все равно меня раз за разом спрашивали об особых приметах. Как издеваясь. Затем предупредили, что со мной свяжутся по результатам инцидента. На следующий день мне действительно перезванивали 2 раза. Один раз - с очередными уточнениями. И снова спросили про особые приметы! Как вы понимаете, мое раздражение раз от раза становилось все больше, хотя специалисты ЯЕ по-прежнему были корректны и любезны.
Мне с грустью сообщили, что идентифицировать курьера без особых примет невозможно. Пришлось подсказать Яндексу, что кроме примет и номера на коробке существует еще и геолокация. После чего слово «геолокация» тут же стало звучать в переговорах со стороны ЯЕ. Иначе бы меня сразу отфутболили. Но по геолокации никого найти также не удалось, так как, по словам представителей Яндекса, в это время в данной локации было много курьеров.
В результате этих препирательств мне пришла в голову довольно очевидная мысль: если бы номер на коробке Ядекс Еды был гораздо крупнее, чем сейчас, это бы значительно упростило идентификацию курьеров. На коробках некоторых доставок номер достаточно крупный, на некоторых помельче, на некоторых его не видно вовсе. Но даже если его видно, то только если ты находишься рядом, а курьер не двигается или двигается очень медленно.
Именно эту идею - УВЕЛИЧИТЬ НОМЕР НА КОРОБКЕ - я и предложила в ответ на предложение последнего специалиста ЯЕ обратиться в правоохранительные органы для идентификации курьера, поскольку Яндекс Еда не в состоянии его идентифицировать. Да делать правоохранительным органам больше нечего, как искать курьера из подземного перехода, потому что Яндекс Еда не хочет сделать номера на коробках крупнее!
А Яндекс Еда ИМЕННО ЧТО НЕ ХОЧЕТ делать номера на курьерских коробках крупнее. Специалист ЯЕ мне так и заявила, что мое пожелание сделать номера на коробках крупнее она, конечно, передаст, но обещать, что это когда либо будет реализовано, не может. Я не делаю конкретного специалиста ответственным за действия всей компании, но по сути такая позиция Яндекс Еды означает, что Яндекс Еда УКЛОНЯЕТСЯ ОТ ИДЕНТИФИКАЦИИ СВОИХ КУРЬЕРОВ другими участниками дорожного движения и не желает ничего предпринимать, чтобы ее облегчить. По сути Яндекс Еда ПЕРЕКЛАДЫВАЕТ ответственность за неправомерные действия своих курьеров на дорогах на ГИБДД и других участников движения. Уклоняясь от увеличивания индивидуальных номеров на коробках, Яндекс Еда ПООЩРЯЕТ БЕЗНАКАЗАННОСТЬ своих курьеров на дороге, поскольку на скорости их крайне сложно идентифицировать, и пока курьеры Яндекс Еды не становятся причиной серьезных транспортных происшествий, ни ГИБДД, ни полиция ими заниматься не будет - у них и без курьерни есть чем заняться.
Я считаю, что абсолютно всем службам доставки, которые используют курьеров на СИМ (электросамокаты, электровелосипеды) должно быть предписано наносить на коробки курьеров индивидуальные номера типового размера 15-20% от площади задней поверхности коробки. Чтобы он легко читался зрячими людьми на расстоянии хотя бы 10 метров или его можно было увеличить посредством фото или видеосьемки. Проблема ведь еще в том, что автомобили хотя бы иногда останавливаются (на светофорах), а велосипедист или самокатчик может удрать с места происшествия, игнорируя светофоры.
А по-хорошему - и это тема для отдельного поста - курьеров-доставщиков на СИМ вообще следует убрать с тротуаров и других пешеходных зон, потому что они фактически занимаются коммерческой деятельностью и частными перевозками, для чего пешеходные зоны категорически не предназначены.
Если вы согласны с моей позицией убрать курьеров-доставщиков с тротуаров и пешеходных зон, прошу делать репосты этой записи или ссылки на нее в ваших блогах или на ресурсах подходящей тематики. Заранее спасибо!