Когда-то в школе я была уверена, что сын учителя английского языка знает английский лучше всех в классе. И очень удивилась, когда поняла, что мальчик не спик инглиш даже на тройку. Сейчас я прекрасно понимаю того учителя: отработал две смены, пришел домой со стопкой тетрадей, и тут уже не до домашки своего собственного ребенка. У учителей русского языка, которые преподают за границей, проблемы похожие, и коллеги часто жалуются на то, что времени и энергии на собственного ребенка уже не остается.
И тут на учителя обрушивается уйма эмоций: из-за меня мой ребенок неуспешен, я сапожник без сапог, я учу чужих детей, а мой растет как трава. Вам знакомо чувство вины такого рода? Этот пост - приглашение к диалогу и попытка сформулировать свои рекомендации. Не от лица психолога, а от лица учителя, который все это проживает периодически на собственном опыте.
Совет 1. Признайте свои ограничения. Ваша работа может быть физически и эмоционально истощающей. Посмотрите честно на то, насколько у вас ограничены ресурсы и больше не стесняйтесь просить помощи или делегировать задачи, когда это возможно. Коллеги могут не только взять на себя часть образовательных задач, но и просто поделиться опытом и рекомендациями.
Совет 2. Вовлекайте ребенка в вашу работу. Попробуйте вовлечь своего ребенка в ваши учебные процессы. Это и обсуждение (и тестирование) учебных материалов, и совместное продумывание части занятия или даже проведение совместного урока.
Совет 3. Учитесь “учить на ходу”. Пусть у вас всегда будет под рукой папка с заданиями на тот случай, если будет свободное время позаниматься. Некоторым учителям для этого приходится перестраиваться, потому что они привыкли воспринимать процесс обучения иначе.
Совет 4. Определите свои приоритеты. Что для вас СЕЙЧАС важно в обучении ребенка в первую очередь? Развитие речи? Чтобы он читал книги по возрасту? Чтобы грамотно писал? Я обеими руками за всё и сразу и проектную работу сверху, и стих выучить к Новому году. Но если энергии и времени не хватает, сосредоточьтесь на самом актуальном и важном. Развитие речи? Ок, пусть письмо подождет. Сосредоточиться на одной цели куда проще, чем на системе знаний. Если вы будете видеть прогресс, у вас появятся силы на дальнейшую работу.
Совет 5. Разговаривайте с вашими близкими. Включая вашего ребенка, если он уже не малыш. Обсудите свои чувства и опасения относительно того, что вам не удается уделить своему ребенку достаточно времени. Не надо тратить силы на то, чтобы делать вид, что у вас все хорошо, и помощь вам не нужна. Если сделать ситуацию открытой и всем известной, вы можете получить поддержку откуда не ждали.
Совет 6. Уделите внимание и время развитию самостоятельности ребенка. Когда вы будете наблюдать за самообучающимся организмом, который прекрасно развивается с вашим минимальным участием, чувство вины отступит) Обучите вашего ребенка управлению своим временем и ответственности. Это поможет найти драгоценное время на ваше общение и ваши занятия.
Совет 7. Не сравнивайте с другими. Банально, но мы постоянно об этом забываем. Не сравнивайте себя с другими учителями или родителями. Каждая семья и каждая ситуация уникальны, и важно фокусироваться на своих собственных целях и способах их достижения.
Совет 8. Наполняйте колодец вовремя. Для того чтобы иметь силы для своего ребенка, вы должны следить за своим физическим и эмоциональным здоровьем. Наполнять свой “колодец” надо до того, как вы вычерпаете из него все, что можете. Если начать отдыхать до момента сильной усталости, времени на восстановление понадобится гораааздо меньше. А таким, как я, придется даже планировать отдых и записывать в свой график, иначе мы просто забываем о нем.
Совет 9. Освободите 1 час в неделю. Заберите его у своего рабочего расписания и полностью посвятите ребенку. Не дополнительной работе, не тому, что сделать наконец то, на что не хватало времени. Только ребенку. Чем вы займетесь в этот регулярный обязательный час?
Совет 10. Не забывайте, что никто не совершенен, и у вас могут возникнуть дни или недели, когда вы посвящаете больше времени работе, чем семье. Важно не винить себя за это и понимать, что “пока так”, но это не навсегда. Соблюдение баланса - это постоянный процесс, невозможно настроить его раз и навсегда. Иногда вы будете сбиваться, иногда все будет идти не по плану, но это пройдет.
Совет 11. Учитесь менять шляпу учителя на шляпу родителя после окончания рабочего дня. Пытайтесь полностью отключиться от профессиональных задач и планов, убрать телефон (физически убрать, положить в другую комнату) и уделять внимание семье. Ваше сознательное присутствие в течение двух часов важнее, чем думающий о работе родитель, который рядом с утра до вечера. Как человек, который работает из дома, я это прекрасно понимаю. Можно быть рядом, но фокусироваться на совершенно другом.
Желаю вам успеха в этом непрерывном процессе нахождения баланса между работой и семьей. Хвалите себя почаще! Вы и так делаете много. Найдите то, за что можете себя похвалить прямо сейчас! Покритиковать себя мы всегда успеем.