Сегодня у нас будет очень важный гостевой пост от Татьяны Асакура. Особенно для учителей, которые работают с детьми школьного возраста. Он о письменных практиках и о том, как можно развивать креативное письмо. Добавляйте в закладки, отправляйте коллегам, сохраняйте текст, он неоднократно вам пригодится, когда вы будете готовиться к урокам. Потому что письмо - это не только «сочинения». Это огромный айсберг, большая часть которого скрыта от самого ребёнка и незнакомого с процессом наблюдателя.
Несколько лет назад Татьяна рассказала мне о пособии Great writing (да, для изучающих английский язык). Но и она, и я нашли примение методам этого пособия в занятиях на русском языке. И об этом сегодняшний пост. Передаю слово автору.
Можно ли с английского прямо и четко перевести GREAT WRITING?
"ОТЛИЧНО пишу, ПОНЯТНО пишу, УМНО пишу, ЛИТЕРАТУРНО пишу... ВООБЩЕ пишу", - сказал ребенок.
Наши двуязычные, поликультурные дети сталкиваются с тем, что в каждой культуре письмом считается что-то немного своё. Мы все учим буквы, все учим правописание. Все учим коллокации ( устойчивые выражения), структуру предложения, типы предложений. А потом начинается интересное.
От предложения к тексту
При слове «параграф» мы, русскоязычные, вызываем в памяти пункт какого-нибудь кодекса. Или «читай второй параграф учебника», или еще какое-то обозначение, сопровождаемое знаком, больше похожим на музыкальный ключ. Или есть еще слово «абзац». Дели текст на абзацы. Четвертый абзац, второе предложение и подобные указания. Немецкое слово absatz имеет какую-то бранчливую коннотацию. Какое понятие будет ближе всего к письменному выражению одной мысли, подтвержденной примерами, убеждающей собеседника или призывающей к действию, части большего текста или отдельного маленького текста со своими внутренними законами? У нас в языке такого слова нет! А надо писать. Пусть это будет пассаж, и состоит он из утверждения, или контролирующей идеи. Уточнения этой идеи, примера или цитаты с пояснением чем она так близка этой идее. И возврата к общей теме, тезису.
Мы часто указываем «Пиши!» , не учитывая что писать и как писать. Предполагая, что из чтения и разговора письмо вырастает естественным путем. Грамотность отдельно, развернутые предложения отдельно, структура текста как-нибудь сама отрастет. Ты, главное, пиши.Так называемое креативное письмо на всех языках развивается школой и различными дополнительными занятиями примерно одинаково. Но жизнь требует дискурсивного. Great writing не о художественных произведениях, не о литературном анализе. Он о письме, связанном с реальными потребностями и намерениями людей в реальном мире и мире, который конструируется сознанием. Он о том, что значит учить писать. Он использует как основу тексты, созданные коллективно, в которых видно речевое поведение: рекламу, объявления, анекдоты, путеводители, интернет-страницы разных предприятий и учебных заведений.
Если ученик основную школу проходит в русскоязычной среде, его учат писать «великолепно» по стилистическим нормам русской среды, ему хватает моделей и коллективных текстов, которые создают опору для мышления , поощряемого в русскоязычной среде. Конфликт учеников русской школы в зарубежье со своими текстами и учителями начинается примерно на уровне перехода от описаний к рассуждениям. Это возраст 10-11 лет. Чувственные образы, понятия и представления - это концепты с элементарной структурой, с набором предсказуемых характеристик, они даются на слабом языке полегче. Сложные концептуальные структуры требуют организованного мышления, нестереотипного. Это рассуждения, мнение, оценка, поиск связей: анализ и синтез.
Важно! Такая когнитивная активность требует описать и сравнить фрагменты окружающей действительности, разъяснить ситуацию из окружающего мира, отразить причинно-следственные связи события и формирует множество функционально-смысловых типов речи. Инструктаж реализует намерение побудить, попросить. Аргументация - обосновать, доказать, опровергнуть чужое высказывание. Объяснение требует сравнить, резюмировать, обобщить. GREAT WRITING серии от National Geographics и издательства Cengage формируют эти типы речи на уровне слов в предложении, предложения в параграфе, параграфа в тексте и текста в исследовании. Я хочу попробовать найти примение методам этого пособия в занятиях на русском языке.
Направить письмо: всё начинается с образа
В базовом курсе опорой для ученика является картинка-фотография. Изображение помогает вызвать из памяти образ, слово. Через знание, ассоциацию подбираются слова. Из слов составляется высказывание. Высказывание оформляется в текст.
Принцип каждого подхода к заданию писать - НАПРАВЛЯЕМОЕ ПИСЬМО, guided writing. За 20-25 минут учитель подводит мысли ученика, его лексику и грамматику к учебному тексту с упрощенной лексикой. Позже - к оригинальному, авторскому тексту - статье или блогу. Внутри текста работа ведется на уровне слова. По окончании чтения - на уровне словосочетания и предложения. В образце текста вставить нужное слово, предлог, связку. По прочтении текста сделать замены, предложенные учителем. После этого составить свои 5-10 предложений самостоятельно.
До начала самостоятельного письма ученику дают функциональную грамматику, банк слов по теме, функцирнальные модели: как построить отрицание, утверждение, мнение.
То есть, урок построен по моделиОБРАЗ - ЗНАНИЕ - ИДЕЯ -ПРЕДЛОЖЕНИЕ - ТЕКСТ.
Много примеров, речевые модели сфокусированы либо на смысле, либо на грамматике. Правила поданы доступным языком и выделены в предложениях текста.
Еще четыре принципа:
- Построить грамматические навыки для письма, конкретной цели высказывания через контекстуализованные тренировочные предложения, словарные диктанты.
- Построить предложения из готовых блоков.
- Построить ассоциации и коллокации - устойчивые сочетания на уровне слово-словосочетание.
- Использовать направляемое редактирование как часть процесса.
Пример: текст-описание.
Возьмем пример текста-описания. Описание человека и его привычек: незнакомец на фотографии (что делает, что не делает, что будет делать). Одноклассник (что любит и не любит, как выглядит). Описание работы или профессии (что делается зачем). Описание еды или рецепта приготовления (когда я был... я ел.... понравилось тем или этим, причина и пояснение). Описание праздника или традиции, места, страны, природно-климатической зоны (в тексте-сравнении выделены эмоционально окрашенные очень, слишком, совершенно не, так, словно, как будто, а так же слова, характеризующие размер, численность, распространенность).
До начала письма проводится серия подготовительных контекстных упражнений:
- На уровне слова: сортировка слов в предложении, подбор слов по картинке, словарный диктант.
- На уровне предложения: образцы предложений с одной ошибкой, поиск ошибки.
- На уровне абзаца: образец текста, в него вставить слова.
Интересный прием и похожий на «контрольное списывание»: даны предложения из параграфа, переписать их, оформляя отступы, заглавные буквы, знаки препинания. Во время списывания запоминаются блоки, которые потом можно применить для направляющего письма.
Направляющее письмо: трансформации. Заменить существительное с единственного на множественное число или заменить явление. Соединить 2 предложения союзом. Заменить местоимения. Заменить словосочетание (испёк пирог - принесли торт).
Дать опорную фотографию и задать написание 5-10 предложений по схеме: 1 идея ( топик), 2 предложения с объяснением или примерами, 1 уточнение и 1 эмоциональное выражение или ощущение, отношение (хорошо - плохо, нравится - не нравится, интересно - скучно).
Почему так долго и мучительно? Потому что самому писать трудно, а когда родители напишут домашнее задание «про Юрия Гагарина», рассказать не получается. А если мы покажем пример и расскажем как надо писать, то и тут все равно не получится сесть и сделать сразу, потому что нужен навык переноса и трансформации услышанного и увиденного.
Давайте, посмотрим на конкретный пример.
САЛАТ ИЗ ТУНЦА
Цель трансформации - лексика.
1. Моя любимая еда - ______________. 2. Его легко приготовить. 3. Нужно взять ______, немного майонеза, немного горчицы, щепотку соли, _____ перца. 4. Можно взять немного порезанного лука, и ___________ вареное яйцо, положить ______ в миску. 5. Затем, _______майонез и горчицу с_________. 6. Перемешайте все, и ваш салат готов.
Слова: банку тунца, щепотку, вареный тунец, тунцом, смешать, салат из тунца, порезанное.
Заменить: тунца на картофель, банку тунца на вареный картофель.
ДОМАШНИЕ ОБЯЗАННОСТИ
Цель трансформации - изменения глаголов по схеме «делаю-сделаю-буду делать». Тема: разговор об обязанностях и планах.
На уровне слова: назвать действия по картинкам, вставить отдельные слова в предложения. Организовать слова в предложения.
Направляющий текст:
В семье Хилл четверо детей, _______ они живут__________ очень большом доме. В доме у них пять спален, две ванные _______, гостиная с кухней и гараж. Им приходится делать _______ уборку каждую осень. Папа чистит __________ от листьев и мусора. Он ______листья и складывает _____ в мешки. Мама моет всю садовую ______ , а сын помогает ______ все в подвал. Старшая дочь моет шваброй ____________ полы в доме, а средняя дочь ______ окна.
Младшая дочка собирает и ________ летние игрушки. Трудно убрать все в таком большом доме! Каждому есть дело. Уборка проходит быстро, ________ каждый делает свое дело быстро и аккуратно.
Слова: поэтому, потому что, в, комнаты, генеральную, двор , собирает, их, мебель, отнести, все, моет убирает в подвал
Заменить: «каждую осень» на «завтра» и все глаголы на будущее время.
ЗАДАНИЕ: написать 8-12 предложений. Скажи что сейчас занят уборкой, помогаешь маме. Что будешь делать, когда закончишь? Вариант 2. Посмотри, что делает мама, напиши как ты ей сегодня помогаешь или можешь помочь.
В группе наверняка есть как более сильные, так и совсем слабые ученики. В то время, как сильному надо отработать составные слова вроде «высокая работоспособность» , «здравохранение» и согласования («каждый семестр проводятся концерты») , или специфические формы (в лучную - очно, поснащенный - оснащенный), не с глаголами и не в наречиях, то слабые ученики склоняют «я пишу» как «они писают». Они будут угадывать слова при чтении, и достопримечательности будут прочитаны как ДОСТигнут, пристегнут - ПРойдут, а Чистопрудный бульвар прочитан не будет, если перед текстом это слово не читали.
Пример (из русскоязычного пособия) работы с довольно сложным текстом, на который будет писать нарратив ученик 13-14 лет: достаточно ли такой работы для создания своего текста? Ученики сказали, что нет.
«Информация об авторе», «Что ты знаешь о Чистых прудах», синонимы-антонимы и словосочетания для слова «чистый».
Проверка и редактирование написанного.
На базовом уровне, мы следим за заглавными буквами и пунктуацией. Где в тексте начинать, где замедлять чтение, где останавливаться. Знаки препинания нужны как светофор на дороге. Мы следим, чтобы предложение было полным. Подлежащее-сказуемое-дополнение. Кто ( какой) что делает (где и как).
Мы отмечаем фрагмент предложения - фразу. И какую информацию несет фраза или предложение. Что добавить для расширения смысла.
Хорошая идея - дать листочек с набором вопросов для проверки того, что написал одноклассник:
Имя Имя партнера
- Сколько предложений написано ?
- Начинаются ли все предложения с заглавной буквы? Да нет
- Стоят ли точки в конце предложения? Да нет
- Подлежащее и сказуемое на месте?
- Где нужно подлежащее
- Где нужно сказуемое
- Где нужно дополнение или определение
- Есть ли ошибки, в каких словах?
- Что хорошо получилось?
При описании, такая фраза как «на стуле красный карандаш» не считается ошибкой, но для развития речи нужны коллокации: что карандаш делает, как делает. Чего не хватает, готовый конструктор фраз, замены обобщающих слов на более конкретные и наоборот, обобщение конкретных, служат не только письму, но и речи устной. А проговаривание связано как с правописанием, так и формированием понятного предложения. Поэтому, на подготовку своего текста работают и словарный квиз, и интервью одноклассников, и обсуждение работ.
Интересный прием использовали в NSW School of languages перед написанием рассуждения. Поставили три зоны в классе: Да, НЕТ, НЕ УВЕРЕН. На доске высвечивают одну топик-фразу. Например, «Учиться - это весело». Рядом написаны опорные фразы для выражения мнения: «Я совершенно уверен, что..», «я думаю, что...», «я считаю, что...», «по моему мнению, ...» Дети читают топик и переходят к одной из станций. Используя опору, приводят причину, по которой встал имено в эту зону. Учитель выслушивает и поправляет высказывание. Ученик его записывает как начало параграфа. Как идею для домашней работы.
В следующий раз опубликую продолжение. Мы поднимемся на ступеньку выше и перейдем от написания фраз и абзацев к полному тексту. Следите за обновлениями в блоге! И подписывайтесь на
рассылку: в конце недели я сделаю спецвыпуск рассылки, посвященный письму и письменным практикам.