Альбрехт Дюрер: «MELENCOLIA § I» - беглый обзор

Oct 17, 2013 17:17



И вот мы вновь возвращаемся к теме меланхолии. К теме своеобразного культа Меланхолии и «сатурнианства» в шестнадцатом веке. И точно так же как в идеологическом обосновании всё началось с флорентийца Марсилио Фичино, так в изобразительном - с нюрнбержца Альбрехта Дюрера.


В аргументацию хронологических и географических рамок для сообщества по Елизаветинской Англии отметим, что благодаря стараниям Гуттенберга печатная продукция с середины пятнадцатого века смогла расходиться по Европе достаточно широко. И то, что в конце века шестнадцатого мало какой просвещённый европеец не имел у себя дома работ Дюрера доказано уже давно (работы Э. Панофского, Фр. Йейтс и др.). Будь то поэт или, тем более, художник...

Так, в поэме меланхолического елизаветинца Чапмэна «Shadow of Night», которую мы давеча цитировали, фигурируют бездна аллюзий и символов на тематические произведения искусства. В частности, Франсис Йейтс усматривает там недвусмысленные цитаты из картины Матиаса Герунга «Die Melancholie im Garten des Lebens» (1558), и в не меньшей степени - «MELENCOLIA § I» Альбрехта Дюрера...

Итак, затмевая дыхание, взираем на графический шедевр...



«MELENCOLIA § I» (1514)
резцовая гравюра по меди. 23,9×18,8 см

Итак, данная работа сделана в зрелый период творчества нюрнбержского гения и традиционно относится к его так называемому «Мастерскому триптиху».



Традиционно триптих размещают так, что "Меланхолия" идёт по центру.
Дэвид Ритц Финкельштейн, основываясь на Фичиновско-Агрипповском делении меланхолии
по сферам мироздания, считает что «MELENCOLIA § I» должна идти первой: сфера Земного.
А вот Франсис Йейтс полагает, что «I» попросту подразумевает наличие «MELENCOLIA § II» по меньшей мере...

В качестве безового комментария к гравюре приведём традиционный дискурс искусствоведения:
* классическая описательная характеристика

«…перед нами морской берег, безграничная даль воды и сумеречное небо, прорезанное радугой и зловещими лучами кометы. На переднем плане, в окружении разбросанных в беспорядке столярных и строительных инструментов, сидит, подперев рукой голову, погруженная в глубокую задумчивость крылатая женщина. В руке у неё раскрытый циркуль, к поясу привязаны связка ключей и кошель. Неподалеку на земле лежит деревянный шар, дальше виднеется большой каменный многогранник, из-за которого выглядывает плавильный тигель.
Позади женщины взобравшийся на жернов угрюмый мальчуган с трудом выводит что-то на дощечке.
Рядом свернулась в клубок тощая собака. Справа в глубине возвышается каменное здание, может быть, недостроенное, так как к нему прислонена деревянная лестница.
На стенах здания висят песочные часы, весы и колокол и начертан магический квадрат.
В небе, в лучах кометы, распростерла крылья огромная летучая мышь.
На крыльях мыши надпись: «Меланхолия I» (…)
Сразу же чувствуя, что крылатую женщину угнетают сомнения и неудовлетворенность, зритель, однако, становится в тупик перед множеством рассеянных здесь намеков. Почему Меланхолия изображена крылатой, что означает её бездеятельность, что за мальчик изображен позади, в чем значение магического квадрата, для чего разбросаны вокруг инструменты, в чём смысл цифры «I»?»

- Ц.Г. Нессельштраус

Увы, но этот пафосный романтизм в описании, столь привычный нам по экскурсиям в экспозициях, ни разу не отвечает нормам структурного анализа. Помимо наклона кисти/резца или чёткости линий хорошо бы искусствоведам понимать что именно изобразил художник, почему так и не случайно ли разместил в таком порядке?

По счастью, за последние сто лет в искусствоведении наметилось несколько прогрессивных подходов, представители которы стараются ответить на эти вопросы. Сейчас мы их рассмотрим детальнее.
Но сперва - ещё раз коротко резюмируем предметы и субъекты на картине.
Ведь что бы ни говорили конспирологи, но то, что гравюра глубоко аллегорична - очевидно!



Заметки доктора Эрнста Теодора Майера. Он отыскал на картине немало интересного!
В том плане, что на его исследование ссылаются. Но в основном - в контексте конспирологии...
А поскольку немецким я так и не овладел - дождёмся перевода официального...
Кое-какую пользу даёт, конечно, онлайн перевод. Но сказать откровенно - он чудовищен...
Разумеется,
помимо аллегорий и символов как таковых, в работе есть и авторские месседжи.
Есть и непроизвольные проявления ментальности конкретного региона в конкретные годы (в произведениях, как правило, это всегда проявляется).
Итак, минимум:

* крылатый Гений/Ангел на переднем плане гравюры, с пристальным взглядом, сидит, подперев левой рукой голову, украшенную венком.
* На коленях застёгнутая книга, в правой руке циркуль.
На поясе связка ключей и два кошелька.

* На мельничном жернове сидит Путто - маленький крылатый мальчик в искусстве барокко и ренессанса - символизирует предвестника земного или ангельского духа.
Здесь он задумчиво пишет стилом на восковой дощечке.
* Вокруг центральной фигуры хаотично разбросаны: молоток, щипцы, гвозди, пила, рубанок, линейка и другие инструменты. В жаровне с пылающим огнём стоит плавильный тигель.
* У ног крылатой фигуры, свернувшись клубком, спит борзая собака.
* На стенах сооружения весы, часы (песочные и солнечные), колокол
* Высечен магический квадрат.
* К невидимой стене приставлена лестница, ведущая на верхний этаж.
* В небе радуга, а низко над горизонтом - лучистая комета, ярко освещающая портовый город. Оскаленное крылатое существо несёт баннер с названием гравюры.
* Сфера и многогранник (усеченный с двух углов параллелепипед - см. основную статью: Многогранник Дюрера). Боковыми гранями являются два правильных треугольника и шесть нерегулярных пятиугольников; двенадцать вершин принадлежат к двум разным типам.



К слову сказать, Дюрер составил первый в европейском искусстве магический квадрат, 4х4.
Сумма чисел в любой строке, столбце, диагонали, а также в каждой четверти (в том числе в центральном квадрате) равна «34».
Более того, сумма угловых цифр, а также центральных цифр в противоположных рядах тоже равна «34».
Но самое интригующее, что сумма любой пары цифр, чья симметрия пересечения проходит через центр квадрата, даст в итоге «17»! «34» пополам.... Это - дважды магический квадрат.
[вот я и решил, делая этот пост задним числом, датировать его семнадцатого, в 17:17. Символично! ;Ъ]
Два средних числа в нижнем ряду указывают дату создания картины (1514).

Фактически, это наиболее обсуждаемая гравюра за всю историю западноевропейского искусства.
А возможно, не только гравюра, и скорее всего не только западного...
Концепций высказано масса...
Пора вкратце с ними ознакомиться.
* Классический описательный метод нами уже был упомянут чуть выше.
Сосбственно, он сущестывует с первых произведений искусства!
И как уже говорилось, его ограниченность способна помочь лишь приобщиться, проникнуться сочностью и атмосферой произведения, но не его сутью...

На это ответили * Иконография с Иконологией.

Метод разработали в начале ХХ века такие известные немецкие аналитики искусства и ментальности, как Аби Варбург и Эрвин Панофский. Именно они (и параллельно Генрих Вёльфлин и Вальтер Беньямин) озвучили понимание необходимости виртуозного оперирования символизмом из Библии и мифов Греции и Рима, если мы хотим говорить о творениях 15-19 веков.

Равно полезны знакомство аналитика с оккультной, герметической и алхимической символикой. Ведь без них бы Варбург не осознал, насколько магичной была живопись Ботичелли: по сути, он создавал Фичиновские Талисманы...
К слову, шире этот момент развила уже доктор Франсис Амелия Йейтс...

Аналогично - с работой Дюрера. Итак, что же усмотрели авторы нового подхода в «MELENCOLIA § I»?
Во-первых, они успешно проследили развитие образа Сатурна с античности и до времени начертания гравюры. Они увидели, что смешение традиций в принципе происходило в то время (в сущности, подход Э.Кассирера).
А конкретно Панофским был сделан акцент на анализе образов в русле ренессансной иконографии, на основе изобразительных типов четырёх темпераментов, проведённом Закслем.
Авторы приходят к выводу, что Дюрер смешал две иконографические формулы: изображения меланхоликов (из популярных календарей и медицинских трактатов) и персонифекацию геометрии (из трактатов философских), что привело к интеллектуализации меланхолии и гуманизации геометрии.

Общий вывод интерпретации: меланхолия - духовный автопортрет Дюрера.

А вот - аналитика фильма «Меланхолия» Ларса фон Триера... Автор изящно отыскала множество отсылок этой безусловно интертекстуальной работы на картины Дюрера, Кранаха, Герунга...


1 - Аллегорическая фигура Меланхолии.
По замыслу художника она символизирует болезненные переживания, неуверенность в себе и тоску.
В то же время размещенные вокруг нее предметы-символы указывают на тягу к знаниям и духовному развитию.
2 - Комета.
Указывает на то, что по астрологическим представлениям меланхолики рождаются под знаком Сатурна (считалось, что все кометы притягиваются этим небесным телом).
Согласно античной мифологии Сатурн был старше всех богов и поэтому мудрее их.
3 - Летучая мышь.
Символизирует сумрак, в который погружены души меланхоликов. На табличке надпись: «Меланхолия I». Считается, что римская цифра «I» поставлена Дюрером под влиянием книг известного немецкого ученого и чернокнижника-оккультиста Агриппы Неттесгеймского, который писал, что меланхолия является первой ступенью к гениальности.
4 - Лестница.
Аллегорическое изображение способности к познанию истины.
5 - Весы, многогранник (стоящий на своей неустойчивой плоскости) и шар.
Эти атрибуты указывают на то, что меланхолический темперамент неустойчив, и люди, обладающие им, подвержены быстрой смене настроений. В эпоху Возрождения это считалось большим достоинством.
В одном трактате XV века утверждается, что «подверженные то депрессии, то чрезмерной экспансивности меланхолики как будто балансируют все время между двумя пропастями. Зато путь их пролегает выше уровня посредственности: своей одаренностью меланхолики превосходят всех прочих смертных».
6 - Тигель для плавки свинца.
Свинец считается земным воплощением Сатурна.
Кроме того, алхимики полагали, что, несмотря на свой невзрачный и тусклый вид, свинец легче всего может быть трансмутирован в золото.

7 - Собака.
Это животное представляло аллегорию меланхолии из-за своего развитого интеллекта и склонности к бешенству, которое тогда полагали душевным заболеванием.
8 - Жернов и циркуль.
Атрибуты агрономии и геометрии - наук, покровителем которых является Сатурн.
9 - Колокольчик и песочные часы.
Указывают на мрачные размышления о смерти, свойственные меланхоликам.
10 - Магический квадрат.
Это квадрат с цифрами, сумма которых во всех горизонтальных и вертикальных рядах одинакова. Предполагали, что магический квадрат усиливает влияние Юпитера, способного вселять в человека жизнерадостность.
11 - Венок из лютиков.
Считалось, что этот цветок смягчает меланхолическую тоску.
12 - Ключи и кошелек.
Это символы власти и богатства, которыми также управляет Сатурн.
Их изображение - еще одно указание на влияние этой планеты на меланхоликов.
13 - Путти.
Малыш старательно пишет что-то на дощечке, покрытой воском. Это аллегория практической жизни. Изображая его, Дюрер хотел подчеркнуть, что по своему духовному развитию практичные люди выглядят детьми в сравнении с меланхоликами.
14 - Столярные инструменты -
символ созидания: ведь сам Иисус был плотником...

Это хороший пример мягко-спекулятивной иконографии.
То есть основные трактовки - лично-авторские. Но они вытекают из её начитанности, и могут в определённых условиях считаться истинными, но - не вся композиция как структура...

Рядом со спекулятивной иконографией лежит

* герметико-алхимическая герменевтика


Её представители склонны отыскивать отсылки на образы и формулы этой сферы в большей части творений визуальной культуры с четырнадцатого по восемнадцатый века.
Сегодня многие считают это чистой спекуляцией. Но дело в том, как убедительно доказывает спец по ренессансному магизму Франсис Йейтс, что сами творцы этих произведений и их аудитория правда глубоко верили во всё подобное. И Ботичелли не исключение!
Многие объекты их усилий были глубоко иррациональны с нашей точки зрения.

Довольно неоднозначен алхимический анализ Джона Рида.
С одной стороны, то что дискурс Великого Делания был в те дни в изрядной моде - бесспорно.
Равно как бесспорно и то, что если Дюрер подразумевал этой гравюрой некую трансформацию статуса, некое превращение ремесленника-сатурнианца в гармоничного «золотого» Творца, то в этой картине не обойтись без аллегорий трансмутации.
С другой стороны, Рид умудрился изложить своё видение как бы «с белого листа»: имея рядом версии от Панофского+Заксля, Вёльфлина, Йейтс и Доули, он делает вид, будто их и не было. Он излагает свою позицию, словно мучительно изобретает велосипеды, не обращая внимания на беспрестанные звонки велосипедистов за окном...

В отличие от него Маурицио Кальвези отстаивает алхимию на гравюре по пунктам, споря с тезисами классических иконологов. Обе стороны впадают в крайность:
ошибкой было бы абсолютизировать алхимичность или герметизм этой композиции, но считать, будто Дюрер ВООБЩЕ не включал эти пласты - попросту наивно!

Тут же рядом современный, несколько спекулятивный

* Конспирологический метод

Прежде всего это всевозможные вариации на тему «Кода да Винчи»...
Ниже приведены ссылки на тексты, служащие яркой тому иллюстрацией.

Но есть и более гибкие его проявления...

Так, Дж. Джоунс в очерке «Dürer's Melencolia I - a masterpiece, and a diagnosis» делает занятные отсылки на явное знакомство Дюрера с да Винчи, и что Дюрер явно глубоко уважал гений Леонардо, что привело в итоге к определённой персонифекации.
То есть, что якобы у Дюрера возник образ гения, тоскующего от неспособности нащупать формулу универсальной гармонии - по сути, квинтессенция Меланхолии! И это - Леонардо!
А от себя мы добавим и забавный момент, что центральная фигура гравюры позиционируется как женская, но подмечали сколь много мужских черт она имеет (возможно и автопортретных).
Аналогично и «Мона Лиза» - «Джоконда»...


Из перспективных исследований стоило б указать на недавнюю монографию Элизабет Гарнер. Речь идёт здесь о некиом личном шифре Дюрера. Напомним, Леонардо любил кодировать свои научные комментарии к работам так называемым «зеркальным шифром». Но у него находят и нечитаемые записи.
Этот «Код Да Винчи» - натурален. Он интригует.
И вот, доктор Гарнер отыскала разрозненные послания, раскиданные по работам Альбрехта Дюрера. Чаще всего это нарочито неграмотные слова, вроде той же «Melencolia». Или вот, «Noricia»...
Есть мнение, что во многих работах Дюрер зашифровывал послания своим друзьям и родственникам.
Причина - от каких-то личных внутренних секретов венгерского клана золотильщиков и до собственно цензуры: опасности пострадать либо от католических властей, либо от набиравших вес фанатиков новых веяний. Ну, то есть, конечно Дюрер и сам к ним примкнул буквально сразу, но слишком много у него было мотивов, которые не нравились Лютеру изначально.

Наконец, * метод криптопсихологии

Здесь - поприще психиатрии: здесь меланхолия тоже свой давнишний симптом...

Но помимо того, аналитики смотрят и на саму картину. Она рассказывает им о внутренних переживаниях художника. О том, кого он ненавидел и любил во время работы над шедевром. Кому мог оставить непроизвольное подсознательное послание в символах...



Вот пример того, как в складках драпировок и в сплетении линий между объектами
исследователь видит лица, фигуры, образные "коды"
Тот же Д.Р. Финкельштейн, вторя Майеру, обнаружил на гравюре Дюрера «четыре призрака» на многограннике, «четыре пророка» в складках платья крылатой фигуры, «четыре шута» примерно там же и «четыре друга» возле путто...
Якобы увидеть в каждой группе всех четырёх нереально, нужно менять точку сосредоточения. при этом нас убеждают, что такие загадки и визуальные парадоксы используются Дюрером постоянно. В этом ключе Финкельштейн рассмотрел скрытые лики на картинах "Виды Арко", "Портрет Эразма Роттердамского", "Рыцарь Смерть и Дьявол"...
Нельзя сказать что бы моё зрение позволило воспороизвести подобный эксперимент...
Так что комментарий такого супер-видения мы наверное прибережём.. пока что... Для отдельного поста, где все эти работы всё же будут проанализированы. В идеале - в разном освещении и с разного угла зрения.




см.:

http://www.rodon.org/art-071009141342 и http://dekorata.ru/NN/01/melancolia.html
John Read. Interpretation of this Drawing
Сидоров А.: «Мастерские» гравюры Дюрера
Бурно М.Е.: Сила слабых: «Меланхолия» Дюрера
http://www.clarkart.edu/exhibitions/durer/content/durers-symbolism.cfm
Jonathan Jones: Dürer's Melencolia I - a masterpiece, and a diagnosis
FRANCES A. YATES: Chapman and Dürer on Inspired Melancholy//University of Rochester Library Bulletin, Vol. XXXIV, 1981, pp. 1-11.
FRANCES A. YATES: The Occult Philosophy and Melancholy: Dürer And Agrippa//The Occult Philosophy in the Elizabethan Age. - Routledge ed., 1979/2001
David R. Finkelstein: The Melencolia Code (2005)
David R. Finkelstein: MELENCOLIA I.1 (2007)
Jared Bendis: Dürer’s Melencolia I: Creating a New Archetype
http://www.wisdomportal.com/PeterMilton/Milton-HomageToDurer.html
Южакова Е.В.: «Меланхолия I» Альбрехта Дюрера: история интерпретаций // Известия Уральского государственного университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. - 2010. - N 4 (82). - С. 206-217
(режим доступа: http://hdl.handle.net/10995/18674)
Про Многогранник Дюрера см:
Долбилин Н.П. «Анти-Дюрер»
«Пятничный многогранник: Дюрер»
+ http://otvety.google.ru/otvety/thread?tid=5b7c6eba1ae9196a
криптология:
http://www.ljhammond.com/
sonja_mussolini: Смотрите сами 2: Ларс фон Триер "МЕЛАНХОЛИЯ"
Dr. Elizabeth Garner: Discovering the Dürer Cipher, Hidden Secrets in Plain Sight, Part 1
Dr. Elizabeth Garner: THE METHODOLOGY OF FINDING THE DÜRER CIPHER -THE SMOKING GUN
конспирология:
Dr. Ernst Theodor Mayer: «Melencolia § I»
Весьма двусмысленный поиск сенсации от некоего Роджера Дэвиса...
Насчёт гравюры Дюрера как якобы первой в мире фотографии неизвестного доселе полотна Леонардо...
И вот, либо автор имел в виду версию Дэвида Хокни - тогда здесь некорректные формулировочки - Либо же это попытка наивной конспирологии из серии «Махабхарата с лазерными ружьями» и прочий «Код да Винчи»...

NB! моя литература по тематике: http://www.ex.ua/73544356?r=73482837

saturn, искусство, наука, наработки, символиарий, конспирология, melancholia, версия, источники, любопытно!

Previous post Next post
Up