И здесь мы вновь коснёмся Меланхолии - в контексте «Сатурнианства».
Поскольку на рубеже XVI-XVII веков этот планетарный покровитель из античных преданий стал появляться на полотнах и гравюрах особенно часто. И в несколько нетрадиционном контексте.
Что бы было понятнее, что имеется в виду, приведём одну картину 1610 года:
сэр Генри Фредерик Стюарт, принц Уэльский верхом (1611)
(
Robert Peake the Elder (1551-1619))
Это конный портрет юного принца Генри, за которым следует Сатурн-Хронос.
..Здесь Сатурн - обнажённый крылатый старик, однако вместо обычного атрибута бога Времени - серпа или косы - он несет на плече турнирное копье, а в руке держит шлем, выступая в роли оруженосца принца.
Тем самым,
комментирует Антон Нестеров, - как бы "само время споспешествует принцу в его начинаниях".
Портрет создан вскоре после того, как состоялась церемония дарования наследнику престола титула принца Уэльского в июне 1610 года, и вокруг принца сложился его собственный двор. С юным наследником его окружение связывало надежды на возрождение «золотого века» Елизаветы.
«The Greek gods. Saturn» by Wenceslaus Hollar (1607-1677)
В целом отметим сразу
замечательную иконологическую аналитику А. Нестерова именно в елизаветинском контексте. Это прекрасный экскурс в особую атмосферу елизаветинских идеалов "артуровского" рыцарства Глорианы, элегического Золотого Века и дворцовых культурно-атмосферных затей.
Во главу всех этих идей поставлен замечательный придворный
сэр Генри Ли, глава оружейной палаты и Чемпион Её Величества. Мечтатель и чудесный организатор, он выступает в очерке Нестерова вдохновителем артуровского духа рыцарства, турниров и перформансов при елизаветинском дворе. Самого Турнира Коронации как события.
Якобы, знаменитые поэмы Сидни об Астрее и Спенсера о Королеве Фей созданы с его же подачи.
В свою очередь, явно не случайно черты Сатурна позади конного принца, «нового Артура», напоминают именно его лицо. Ведь именно в этот год сэр Генри скончался - и отсылка Богу Смерти символична. Что, впрочем, пока ещё не столь очевидно. Но опять же, его преемственность наставника, передающего будущему государю шлем и копьё чемпиона - похоже на правду... Весьма похоже...
Но нас в этот раз интересует вовсе не культ рыцарства.
Нам неинтересно зарываться в криптологические идеи о том кто и как изображён из придворных.
Куда интереснее нам сам образ Сатурна - даже если в его лице мы видим реальный прототип.
Дело в том, что обычная ассоциация этого бога-титана достаточно зловеща!
Сатурн/Кронос пожирает своё дитя. гравюры XVI века.
1) набросок Domenico Beccafumi (1486-1551); 2) Saturnus. by Jacob Matham (1597)(after Hendrick Goltzius)
1) 'SATVRNO XXXXVII' цикл «Таро Монтеньи»
(Италия, Феррара 1465) 2) «Сатурн» Johann Ladenspelder
(Joannes Ladenspelder Essendiensis), (1512-после 1561)
Однако же, Сатурн, сопровождающий юного принца лишён своей античной кровожадности!
Отчасти этот образ соотносится у Пика с насаждаемой при дворе короля Иакова «римской мифологией», призванной подчеркнуть, что Великобритания - империя, напрямую наследующая Риму. И одновременно, внутри римской мифологии Сатурн был не просто богом времени, но еще и покровителем «золотого века». Поэтому, для А. Нестерова аллюзия, заложенная в портрете принца Генри, выполненном Пиком, приобретает «обоюдоострый характер», отсылая к «золотому» веку Елизаветы, на фоне которого царствование Иакова выглядело весьма «бледно».
Итак, мы имеем образ античного бога, покровителя Времени, имеющего отсылку на Золотой Век.
Примечательно, что сперва искусствоведы о нём не знали: крылатая фигура Отца Времени (персонификация Вечности)
была выявлена на портрете принца после чистки. Впрочем, и дорисована она была уже на готовое полотно (стена проступает сквозь крылья), что даёт повод на отделные размышления.
Более того, иные искусствоведы подметили, что рисуя своего юного всадника и Сатурна-Смерть, Пик явно вдохновлялся тематическими работами
Альбрехта Дюрера.
Как например, вот этой:
Albrecht Dürer. «Рыцарь, Смерть и Дьявол» 1513.
Однако, смысловые нагрузки у обоих художников были совершенно различные!
Идею Пика мы примерно очертили выше. Тогда как Дюреру было важно показать те страхи и исккушения, что ожидают всякого истинного Рыцаря Христова, о котором пламенно писал в те годы
Эразм Роттердамский («Enchiridion militis Christiani»).
Эразм и Дюрер дружили. Дюрер звал его присоединитсья к протестантам - но у роттердамца были свои идеи по реформированию католицизма - изнутри. Вот почему
Дэвид Ритц Финкельштейн считает, что
этот рыцарь - сам Эразм. Он даже усмотрел портретные черты мистика-проповедника. И что подсовывающие со всех сторон напасти Дьявол и Смерть здесь - это католики, которых наш благородный слепец в упор не замечает...
Правда, нужно отдать должное Финкельштейну -
в своём анализе он выносит на суд трактовку сюжета всей гравюры Дюрера как Меланхилии! Есть у него, дескать, «MELENCOLIA-I», а это - «MELENCOLIA-II». Не потому что нумерация такая (это версия Ф. Йейтс, и там у неё "Меланхолия-II"- совсем
другое полотно), а потому что саму Меланхолию Агриппа распределил по трём слоям Мироздания (в прошлом посте
об этом есть). Так что, здесь «Рыцарь, Смерть и Дьявол» якобы подразумевают Меланхолию Небесную. И собака - символ пророчества - якобы тому аргумент.
Впрочем, по моему сугубому мнению, это - повод для отдельной беседы.
Нас же интересует само развитие образа этого замечательного божества.
Которое подобно Гекате и Горгоне Медузе было демонологизировано ещё в дни полисной Греции.
Хотя и Роберт Грейвс, и Э. Голосовкер давно заметили в таких божествах весьма древнюю и благую основу. Плодородие, циклы жизни и смерти, рождение нового... Список можно продолжить...
Народная этимология сблизила имя
Крона с наименованием Отца Времени -
Хроносом.
(этимологически же др.-греч. Κρόνος происходит от *Kranao = «отсекать, пожинать»)
Сатурна тоже начали воспринимать как символ неумолимого времени. Этрусский Сатурн - не Крон/Кронос. Но тоже древний Жнец. Объединили их уже в эллинистические дни римской экспансии.
Сама же Италия, где Сатурн почитался особенно, даже именовалась когда-то cатурновой землей.
Крону были посвящены празднества кронии, в Риме -
сатурналии, во время которых господа и слуги менялись своими обязанностями, и воцарялось безудержное веселье карнавального типа.
SATURN - Fresco in the garden house, Villa Medici in Rome
Итак, что же в итоге досталось ренессансным художникам из античной традиции?
Крон, Кронос - а стало быть, и Сатурн - один из титанов, сын Урана-Неба и Геи/Гайи-Земли.
Уран в те дни неустанно оплодотворял супругу-Землю, порождая на свет чудовищ. По наущению своей матери Крон/Сатурн оскопил Урана серпом из «адаманта», чтобы прекратить его бесконечную плодовитость (прочие его братья и сёстры не отважились на подобный шаг).
По ходу дела, из семени Урана. упавшего в море, родилась на свет красавица Афродита/Венера...
После этого титаны стали верховными существами в космосе.
Время, когда Крон был «владыкою неба», было золотым веком мифологической истории. Люди в те времена жили, как боги, «с спокойной и ясной душою, горя не зная, не зная трудов», по словам Гесиода.
Джорджо Вазари - Крон оскопляет своего отца Урана (1550-ые)
Воцарившись вместо отца, Крон взял в супруги свою сестру Рею.
Однако, по предсказанию матери Геи, его должен был лишить власти собственный сын, поэтому как только у Реи рождались дети, Крон тотчас проглатывал их, желая избежать исполнения предсказания. Однажды Рея обманула Крона, подложив ему вместо младшего сына Зевса камень, завернутый в пеленки, который и был проглочен Кроном.
Зевс был тайно вскормлен в пещере на Крите. Охраняемый куретами, он вырос, стал могуч и хитроумен. Возмужав, он по совету своей жены Метиды опоил Крона волшебным питьем, благодаря которому Крон изрыгнул на свет братьев и сестер Зевса - Посейдона, Аида, Геру, Деметру и Гестию.
Под предводительством Зевса дети Крона объявили войну титанам, длившуюся десять лет.
Ужасна и упорна была эта борьба между кронидами и уранидами.
Титаны были могучими и грозными противниками. Зевс вывел из тартара киклопов, которые сковали ему перуны и громы, но и они не принесли быстрой победы, чьего-либо преимущества видно не было. Тогда вывел Зевс из недр земли сторуких.
Целые скалы отрывали они от гор и метали в титанов, когда те приближались к Олимпу, где обосновались крониды.
Эту многолетнюю битву, когда все в природе стонало, содрогалось и горело огнем, назвали титаномахией. Иные считают, что в этом мифе, видимо, отразились представления о природных катаклизмах, изменявших ландшафт планеты. Ну, во всяком случае, вулканизм Средиземноморья...
Когда в сражение вмешались ужасные сторукие, титаны дрогнули, пришел конец господству безумных и безличных космических стихий, наступало время разумных человекоподобных божеств - олимпийцев. Грозная сила титанов была сломлена.
Титаномахия
3евс сковал их всех, в том числе Крона, и сбросил в Тартар, а сторуких поставил сторожами.
По орфической традиции, Крон впоследствии примиряется с Зевсом и правит на островах блаженных, на краю земли, за Океаном, где обитают только мертвые,- отсюда и возникло понятие о царствованиии Крона как счастливом и благодатном времени.
Трон Сатурна
А я в свою очередь связал бы именно с этой мифологемой вот такую аллегорию рубежа XVI-XVII века:
«Nascentes Morimur. Mors rediviva» (Sadeler d.A., Raphael)(Antwerpen 1560-1632)
Безусловно, перед нами сюжет из серии
«Vanitas»!
Но иные смыслы аудиторией только приветствовались. И вот эта беззаботность юности среди смерти
на фоне сатурнианского земледелия - явно реминисценция на «Царство Сатурна»
Однако, этими двумя мифологемами, разумеется, дело не ограничивалось.
Конечно же, на античное божество наложилась ближневосточная - «халдейская» - астрология.
И их эквивалент планеты Сатурн был отождествлён с тем самым Кроносом.
Ну а учёные Александрии дополнили и увязали астральную символику с магнетизмом анатомическим и географическим... Прописали взаимодействие гиппократовых гуморов сообразно свойствам их планетарных покровителей...
В окружении Фичино
было установлено, что «греческий философ Плотин также высоко ставил бога Сатурна, как Аристотель меланхолический темперамент.
По мнению Плотина, Сатурн, будучи старше всех богов, стоит ближе к первоначальному источнику жизни, чем рождённые от него Юпитер и прочие боги. Этот древний бог воплощает высший интеллект, ибо он создал всё то, чем овладели и что только поняли другие».
Сатурн и юное поколение приветствуют гениев искусства и науки:
с фронтисписа сборника произведений елизаветинского музыканта
Доуленда В прошлый раз мы уже касались сочетания гуморов и астрологического влияния Сатурна.
В общих чертах резюмируем, что с эллинистического времени за влиянием Сатурна утверждены приземлённость, тяжеловесность, тревожность, беспокойность, травматичность, мрачность.
Но есть и уточнение:
в ракурсе конкретно влияния меланхолического гумора у подготовленного человека включались основательность, целеустремлённость, глубина мысли, озарение свыше, готовность на авантюру, гениальность.
Эта воздействие ближе всех вело к
катарсису - божественному очищению...
1. «Saturn» (1525), Master I.B. (серия «Боги-покровители планет»)
2. «Saturn» (1539),
Ганс Зибальд Бехам (1500-1550)(«Семь планет и зодиакальные знаки»)
И вот сразу стоит прокомментировать почему в следующие тысячу лет это уточнение было подзабыто.
А дело в том, что начиная с Аристотеля, и тем более в трудах Александрийской школы речь шла об индивидуальности. Вот почему речь шла о подготовленности. И что, если уж Небо наделило тебя темпераментом Меланхолика, - значит самой Судьбой тебе уготован путь философа, художника, поэта. изобретателя... В противном случае тоска неминуема!
И в этом же ключе поощрялся авантюризм. Характерная черта эллинистической психологии...
...И ренессансной...
А традиционное христианское богословие поощряло смирение. То, что темпераменты предопределены свыше - тем лучше: в этом Господен промысел. Предопределённость. И глупо ей противодействовать.
И если этот самый меланхолический гумор причиняет страдания - то в этом и суть. В этом - твоя личная кара Свыше...
...Если угодно, твой персональный Страшный Суд...
1) Гротескный детоед среди виньеток от французского художника (Léonard Thiry)
2) Колченогий пожиратель детей из шотландского замка Эдцель (1580-ые)
"Melancholici" after
Maarten van Heemskerck (1566)
Однако,
На фоне всех этих страстей были и довольно нейтральные астрологический аллегории:
Saturn, flanked by Aquarius and Capricorn (1270?)
(Angera castle (Varese). Hall of Justice)
Образ Сатурна как покровителя земледелия (Hendrik Goltzius. 1596)
1)"Saturn",
Niccolo Vicentino 2) Saturn, Capricornus, Aquarius
(
Doge's Palace in Venice - capital #18:"Planets, Zodiac")
«Свет в конце туннеля» ознаменовал рыцарский роман французского литератора XV века
Рауля ЛеФевра «Собрание повествований о Трое» (см. отличную статью
Everyman’s Saturn Дональда Бичера)...
Дело в том, что события здесь идут от «Золотого века Сатурна». Важное место занимает его противостояние с Юпитером. А теперь будем иметь в виду, что это был заказ ЛеФевру его патрона, самого государя Филиппа Доброго. Ожидалось галантное произведение о подвигах античных героев. Разумеется, в таком подходе и речи не могло быть ни о каком поедании младенцев, и тем более не об оскоплении!
И вот, сперва Ле Февр очеловечил большую часть персонажей. Включая богов и чудищ. Это был старый проверенный
метод дедушки Эвгемера: дескать, все божества - это превознесённые некогда правители и священники прошлого...
А затем он начинает применять аллегории:
Скажем, смерть детей - условие Титана (здесь это брат Сатурна, который уступил ему власть в обмен на клятву). Она происходит в виде казни. Правда, здесь Сатурн пьёт вино с их пеплом - в доказательство - но, согласимся, теперь всё куда куртуазнее.
А лишение самого Сатурна естества Юпитером отныне стало принудительной раздачей его богатств.
Это «прихорашивание» олимпийской мифологии за сто лет до того начал ещё Бокаччо в своей «Генеалогии богов». Но именно ЛеФевр поставил в этом жирный акцент. Именно у него все мыслимые традиции о Сатурне сплелись в единое целое и трансформировались. У него мы ясно видим модель впадающего в меланхолию свергнутого правителя. Этот Сатурн вечно хандрит, и каждый его следующий шаг хуже предыдущего... С Юпитером у него был замечательный мир - и он же его разрушил себе же во вред...
«Сатурн» от Джулио Компаньолы
http://www.spamula.net/blog/2004/07/campagnola.htmlИ вот, теперь в восприятии бургундской аристократии Сатурн - не кровожадное чудище, но король-неудачник, ослеплённый амбициями и пойманный на клятвах... Впрочем, именно с ним и правда связан «Золотой век» первого поколения после Потопа.
И вот, средневековый негатив вокруг Сатурна сменился
рассудочной мечтательной тоской от Фичино. Как уже упоминалось, поскольку меланхолия была одновременно и в центре, и на вершине интеллектуальной жизни, то действительно заслуживать звания меланхолии могло лишь пассивное созерцание - более не скованное воображением или даже логикой...
Естественно, что планета Сатурн стала желанным покровителем для тех, кто стремился проникнуть в тайны вселенной. Многие в те времена отдавались под покровительство этой планеты, одновременно стараясь обезопасить себя от её вредного действия ношением специальных амулетов.
Талисманами в концепции Фичино могли выступать и живописные полотна, и фрески (очень хорошо это
продемонстрировала Феррарская школа)... А вот Альбрехт Дюрер, познакомившись с такой идеей через труд Агриппы, вознамерился создать Талисман-гравюру... На ней помимо того хватало и других смыслов, но это - уже тема для совсем-совсем отдельного поста...
А вскоре, с идеологического толчка Джованни Пико делла Мирандолы, текстовой подачи Корнелия Агриппы и визуального вдохновения от Альбрехта Дюрера, - Сатурн и вовсе стал гением-покровителем всех непризнанных гениев, скучающих аристократов-интеллектуалов XVI века и прочих прототипов шекспировских меланхоликов в лице Гамлета, Лира и Просперо...
(И недавний пост о поэме Чапмэна тому подтверждение)
см:
http://apocalypse-2012.com/time/saturn-kronos.htmlhttp://www.hermeticsociety.ru/researches/perlow.htmвизуал:
https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Saturnus_(deus)
+ см. мою подборку:
http://www.ex.ua/view/73519189 (+ «Меланхолия»:
http://www.ex.ua/view/73546227)