Фестиваль хора Минина. Музыка Танеева, Шнитке и Рахманинова.

Dec 14, 2023 16:37



В Москве продолжается музыкальный фестиваль, посвященный 95-летию Народного артиста СССР Владимира Минина, основателя, первого художественного руководителя и главного дирижера, с 2019 года - президента Московского государственного академического камерного хора.
Третий концерт фестиваля, прошедший в зале Зарядье, стал потрясающим подарком московским меломанам. Эксклюзивная программа и талантливое исполнение не оставили равнодушным никого из пришедших в этот снежный вечер в зал Зарядье, стильно и со вкусом украшенный к Новому году.
Концерт начался с кантаты "Иоанн Дамаскин" Сергея Танеева.



Она стала первым сочинением композитора, в котором его талант и мастерство выявились полно и ярко. Именно ей взыскательный композитор присвоил первый номер, ор. 1, в ряду своих произведений.
"Иоанн Дамаскин" отличается возвышенным, строгим строем музыки и безупречностью вкуса. Московский государственный академический камерный хор, Российский национальный оркестр, Государственная капелла Москвы имени Вадима Судакова, участвовавшие в концерте, исполнили кантату с присущим им высоким мастерством и благородством.



Дирижер Тимофей Гольдберг провел слушателей через скорбную первую часть кантаты, небольшую по размеру вторую часть, контрастирующую с первой своим строгим аккордовым складом и мощную, грандиозную третью. Потрясающее преображение лирической темы первой части в величественный апофеоз в финале, и просветленная средняя часть цикла, исполненная хором a cappella, заворожили зал. Лирико-философскую кантату "Иоанн Дамаскин" можно назвать подлинным "русским реквием".



В заключение первой части концерта, мы услышали "Вокализ" Сергея Рахманинова в авторском переложении для симфонического оркестра.
Но все пришедшие на концерт с особым нетерпением ожидали окончания антракта, чтобы услышать кантату "История доктора Иоганна Фауста" Альфреда Шнитке.



Аксиома европейского искусства гласит: "У каждого художника должен быть свой "Фауст"", и Шнитке, с юных лет завороженный образом Фауста, не мог пройти мимо этой темы. За основу он взял текст "Народной книги" Шписа, изданной в 1587 году. "Народная книга" живым, наивным языком рассказывает историю доктора Фауста: он конечно же шарлатан, наказать его надо, но все-таки Фауста жалко.
Благородная музыка Шнитке и великолепное исполнение кантаты наверняка станут одним из самых незабываемых впечатлений для всех, пришедших в этот вечер в зал "Зарядье".



Шнитке своеобразно распределил голоса исполнителей своего сочинения. Роль рассказчика-евангелиста досталась тенору (Дмитрий Бобров), Фауста, антагонист Христа, - басу (Алексей Тихомиров), хор здесь и участник действия и комментатор событий. Но самое оригинальное решение композитора состоит в представлении образа Мефистофеля: он выступает в двух лицах - как "сладкоголосый обольститель" (контратенор Артем Крутько) и "жестокий каратель" (эстрадный вокал - Полина Конкина). Оба эти персонажа лишены традиционного мужского голоса и по музыкальной окраске выделяются из всего, известного в истории музыки.



Шнитке говорил: "Шлягер - хорошая маска всякой чертовщины, способ влезть в душу, поэтому я не вижу другого способа выражения зла в музыке, чем шлягерность".
Этот эпизод производит сильнейшее впечатление: часы отбивают полночь, эстрадная певица в алом платье идет через зал, поднимается на сцену и поет в микрофон шлягерную мелодию. Контраст между простейшим напевом и страшным текстом, описывающем ужасающие подробности гибели Фауста, поражают воображение. Самое решительное и радикальное, на что подвигся Шнитке в кантате "История доктора Иоганна Фауста", это эстрадная "ария" в жанре танго в кульминационном эпизоде гибели Фауста.



Потрясенные слушатели, по окончании концерта, устроили бурную овацию исполнителям: Московскому государственному академическому камерному хору, Российскому национальному оркестру, Государственной капелле Москвы имени Вадима Судакова и дирижеру Тимофею Гольдбергу.
В январе ожидается заключительный концерт фестиваля, посвященного 95-летию Владимира Минина. В Московском Доме Музыки прозвучит месса "Девять шагов к Преображению" Эдуарда Артемьева - это абсолютно невозможно пропустить!

Благодарю за приглашение Московский государственный академический камерный хор, сообщество блогеров moscultura и лично tushinetc
Previous post Next post
Up