Доходное концертное место

Dec 11, 2022 13:50

Размышления о том, классической или современной будет спектакль «Доходного места» Костромского драматического театра имени Островского длились 1 секунду после его начала. Француженка Nâdiya со своей песней Amies ennemies, которую использовал режиссер Игорь Коняев в качестве заглавной песни с первых нот расставила все по местам. Забегая вперёд, скажем, то, что  постановка началась с песни, тоже оказалось знаковым. Что ж, осовременивание пьес может быть замечательным, если, конечно, это оправдано.






Под песню Nâdiya открылся занавес и зритель увидел современные платья, концертный свет и очень необычные декорации. Вместо «богато меблированной залы» показан скорее холл современного крупного отеля. Да, спектакль получился именно концертным - здесь есть даже несколько сольных номеров: герои поют песни Аллы Пугачёвой, Мелен Фармер и кого-то ещё. При этом текст Островского остаётся в первоначальном в виде, его не корректируют. После антракта, можно сказать, Островский вообще становится доминирующим - на сцене преобладают достаточно протяжённые и драматические диалоги.
2



Именно на яркой визуальности постановки сосредоточился режиссёр. Современность касается прежде всего костюмов, реквизита, декораций. Хотя сцена в которой Вышневская читает письма своего поклонника, где он сообщает ей, что в отместку за её поступок с ним перешлёт её мужу случайно доставшиеся ему письма показана с помощью проекции в виде записи видео-сообщения, но какие-либо гаджеты отсутствуют в спектакле. Так,Юсов показывает фотографии своей семьи олдскульными бумажными фотографическими карточками, а не в виде слайд-шоу на планшете или смартфоне. Местами это приводит к странностям - так в сцене, где Жадов после ссоры с женой на тему бедности, корит себя "Что у меня за характер! Куда он годится? С женой и то ужиться не мог!" он неожиданно, но по тексту зовёт слугу. Для современной бедной семьи выглядит это очень странно.
3



А вот отсылок и намёков к современным примерам взяточничества нет. Всё же "Доходное место" это политическая сатира. Жанр довольно рискованный в наше время. Хотя тема взяток сейчас только частично табуирована и нередко попадает в публичное пространство. Даже выходят целые сериалы про чиновников и систему взяток и кумовства ("Домашний арест", "Последний министр"), но тем не менее ни одного намёка на наших современников нет. Только издалека главный герой Аристарх Вышневский внешне походит на Володина и может показаться, что это постановка на что-то намекает. Но посмотришь внимательно - не похож. Увы.
4



Концертный стиль в постановке классического спектакля выглядит достаточно экспрессивно. Аналогично решены и костюмы персонажей и некоторые сцены. Ярко, сильно, контрастно, эмоционально.
5



Игорь Коняев, режиссёр санкт-петербургский - творил во многих театрах Петербурга. Для костромского "Театра Островского" это приглашённый режиссёр, который поставил "Доходное место". Художник по свету Денис Солнцев и хореограф Мария Кораблёва тоже из Петербурга. Артисты все из труппы костромского театра. Играют отлично, поют хуже и это хорошо - значит спектакль без фонограммы и без разных "улучшателей" вокала. Хоть спектакль и музыкальный, всё же это не мьюзикл. Это драма по Островскому и она здесь важней.

Вышневский - засл. арт. России Игорь Гниденко.  Жадов - Александр Соколов,
6



Анна Павловна - Анастасия Краснова,
7



Юсов - засл. арт. Костромской обл. Александр Кирпичёв,
8



Белогубов - Денис Дубровкин
9



Кукушкина - Наталья Иншакова
10



Итоговое впечатление после просмотра остаются хорошими и лёгкими: это развлекательная постановка, где доминирует комедия в музыкальном формате, при этом изменения текста классика не происходит. Оценим впечатления по системе ЗОЛОТОЙ АПЕЛЬСИН.
Сценарий: 7 из 10 Во многих сценах музыка и песни подобраны слишком просто - буквально, в лоб, без сложных ассоциаций. Отсутствие отсылок современным случаям взяткам и чиновникам тоже бы не помешало в целом развлекательной постановке.
Режиссура: 9 из 10
Актёры: 10 из 10
11-12






Свет: 6 из 6
Звук: 5 из 6
Пространство 6 из 6

Итого, средний балл 7,2 из 8 максимальных, что составляет 9 долек из 10. "Доходное место" Игоря Коняева - современный спектакль-концерт, строго по пьесе Островского.
13



Спектакль прошёл в рамках «Второго всероссийского театрального фестиваля «Вперед к Островскому!», организованный театром "Балтийский Дом" со 2 по 13 декабря 2022 года.

театр, гастроли, театр_не_в_СПб

Previous post Next post
Up