Про спектакль с простым названием "Петербург" "Театра на Васильевском" легко говорить и ещё проще резюмировать. Это прежде всего впечатляющие своей литературной составляющей тексты и актёры озвучивающие и показывающие их. Если интересны подробности без спойлеров, то читайте далее, иначе сразу в кассу и на спектакль.
Я шёл прежде всего на Дениса Хусниярова - режиссёра, про спектакли которого я писал не раз, и которого всегда отличали визуально яркие и интересные работы. Но в этом спектакле на первое место поставлю автора пьесы Юлию Тупикину. Она написана хорошим литературным языком, который привлекает и располагает к себе буквально с первых предложений. Это как открываешь незнакомую тебе книжку и не замечаешь сам, как через минут 30 обнаруживаешь себя в кресле под пледом с книжкой в руках.
2
Это история жизни семьи из Ленинграда и Петербурга, в которой проживают 4 поколения: от довольно активной и творческой "прабабушки" Саши до её двадцатилетнего, не нашедшего ещё пока себя в жизни, "правнука" Феди. Но центральным персонажем пьесы я бы назвал Аню - женщину средних лет, решающую ворох бытовых проблем и так и не обустроившуюся в личном плане. От этого поколения следует отсчитывать поколение "папы", "бабушек" и "сыновей". У каждого есть своя история, свои проблемы и мнения. Поэтому увидеть что-то своё смогут в зале люди от 20 до 80 лет буквально, но более всего, наверное, 35-40 летние.
3
Пьеса не случайно называется "Петербург" и хотя в целом нет больших проблем для переноса её, скажем, в Москву, но обилие местных локаций, воспоминаний блокады, культурный ленинградский слой, безусловно создают особую петербургскую атмосферу. Отчасти просмотр спектакля можно сравнить с прогулкой по Ленинграду-Петербургу разных эпох и разных мест. После просмотра в Казани спектакля-экскурсии "Ночной трамвай" я точно могу утверждать, что это будет интересно и гостям нашего города.
4
Антракт чётко разделяет спектакль на две неравные части. Если до перерыва происходящее больше напоминает сборник весёлых рассказов отдельных людей, то после эти рассказы постепенно собираются в единый пучок и на сцене начинает доминировать жанр трагедии. Финал же получился и вовсе отличным: неожиданным и эмоциональным. Пьеса, а вместе с ней и спектакль, не только написана хорошим языком, но и и драматургически очень сильная.
5
Режиссеру Денису Хусниярова удалось сделать умный интересный и талантливый спектакль.
6
Пространство камерной сцены Театра на Васильевском относительно маленькое. Его максимально заставили инсталляциями петербургских дверей, создавая атмосферу коммуналок. На это настраивает и выставка предметов ленинградского быта в фойе театра. Это странно, потому что 4 поколения семьи не живут в одной квартире в центре города. Типичная история, когда в 60-х и 70-х расселялись коммуналки и люди переезжали в новые районы Купчино, Гражданки, Ржевки-Пороховые и прочее, частично коснулась этой семьи: Аня живёт в панельке на Серебристом бульваре, но её отец и бабушка также живёт в "старом фонде". Визуально это не нашло отражения в сценографии, но ладно: здесь её задача создать атмосферный "задник" и разнообразить ряд мизансцен, с чем она приемлемо справляется.
7
Да, и надо признать, в таком оформлении есть хорошая идея. Это метафоричные "двери в Петербург". Но всё же стоило сделать пару дверей на третьем плане ленинградскими по стилю (из брежневских панелек). Сами двери и окна при этом состарили хорошо, фальши искусственности нет.
8
Актёрский состав и его работы отметил в преамбуле. Главные роли по объёму и месту в сюжете у "прабабушки" Александры - нар. арт. России Наталья Кутасова и её дочки Аны - Ульяны Чекменевой.
9-10
По системе оценок ЗОЛОТОЙ АПЕЛЬСИН подсчёт оценок очень простой - по всем компонентам: сценарий, режиссура, актёры, свет, звук, пространство - максимальные оценки. В итоге 10 долек - ЗОЛОТОЙ АПЕЛЬСИН. «Петербург» Дениса Хусниярова и Юлии Тупикиной - один из лучших спектаклей о наших современниках петербуржцах.
11